Методические рекомендации для написания экзаменационного обществоведческого эссе (задание 29 ЕГЭ)

автор: Батракова Наталия Митрофановна

учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма

Методические рекомендации для написания экзаменационного обществоведческого эссе (задание 29 ЕГЭ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

Батракова Наталия Митрофановна, учитель истории и обществознания

Рекомендации для написания экзаменационного обществоведческого эссе (задание 29 ЕГЭ)

                             Что такое эссе по обществознанию?

Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XYI века Мишеля Монтеня «Опыты».

 

Основные требования к содержанию эссе по обществознанию и критерии его оценивания ЕГЭ по обществознанию 2018 г.

  • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • свободное владение темой;
  • многоаспектный взгляд на явление;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство;
  • согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;

Открытость: оно не претендует на полный законченный анализ. Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?

 

  1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, политологии, правоведению.
  2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

Таким образом, эссе — это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. 

Организация работы по написанию обществоведческого эссе

Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене.

Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку?

В работе над эссе можно выделить несколько этапов:

  1. Написание эссе в черновом варианте.
  2. Анализ содержания текста.
  1. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
  2. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

 

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что:

  • владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • четко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);
  • знаете, обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Определение проблемы (темы) высказывания

Проблема (тема) будет для вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

Для более четкой формулировки проблемы (темы) можно воспользоваться таблицей:

 

Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук  

 

Наука Проблемы
Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Много вариантность общественного развития.

Сущность цивилизации.

Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание

искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни. 

Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

Внутри личностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

Психологический климат коллектива. Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции.

Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса. Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения.

Конфликт «отцов и детей».

Сущность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера.

Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс.

Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов. Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда — специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении социальных благ…

Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.

Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

Процессы передачи информации между социальными группами.

Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт. Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

Правоведение Право, как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений. Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.

Типы отношения человека к политике.

Регулирование политического поведения и политической

деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.

Политический прогресс и его критерии.

Соотношение экономики, политики и права.

Сущность и особенности политической власти.

Природа и функции политической власти. Легитимность

политической власти и ее типы.

Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима.

Авторитарный режим.

Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции и структура.

Происхождение государства.

 

Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях

Для этого можно использовать фразы-клише:

Данная проблема (тема) является актуальной в условиях…

S …глобализации общественных отношений;

S …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

S …обострения глобальных проблем современности;

S .. . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

S …развития международной интеграции;

 S …современной рыночной экономики;

S …развития и преодоления мирового экономического кризиса;

S .. жесткой дифференциации общества;

S …открытой социальной структуры современного общества;

S …формирования правового государства;

S …преодоления духовного, нравственного кризиса;

S …диалога культур;

       

    S ..необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных    ценностей

 

Далее необходимо высказать свою позицию по проблеме

 

 При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Я согласен с автором в том, что. »

«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…» «Автор был прав, утверждая, что…»

 

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»

 

1.7. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

  1. 1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи,).
  2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. ~

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: 

  1. 1. Подтверждают ли они мое мнение?
  2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 
  4. Убедительны ли они?

 

Слова клише для вывода

S «Таким образом, можно сделать вывод…»

S «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить

Ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

  • адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания;
  1. соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);
  2. выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания;
  3. аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
  4. четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
  5. обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
  6. подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
  7. логичность рассуждений выпускника;
  8. отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

 

дополнительным достоинством эссе является

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 

примерный. Образец эссе.

«В нынешние времена — всё политика» (С. Кьеркегор)

С. Кьеркегор раскрывает идею о роли политики в жизни общества. Автор убежден, что в современном обществе происходит политизация всех сторон жизни общества и человека, и ни один вопрос не может быть решен без политики. Политика и власть тесно связаны ведь с помощью политики происходит организация жизни всего общества через политическую деятельность, формируются многосторонние общественные отношения.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что политическая деятельность упорядочивает общественные отношения, придает им определенную направленность, помогает достигать успехов в развитии общества и государства. 

Термин «политика «ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. По его мнению –это цивилизационная форма общности, целью которой является достижение общего блага.

 Термина политика имеет много значений: это и совокупность отношений между людьми по поводу организации и функционированию государственной власти в обществе, это искусство управления обществом. Это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели. сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию управления обществом. В отличии от других социальных институтов политика удовлетворяет общезначимые потребности, которые нельзя реализовать без власти государства. В науке политика рассматривается в трёх измерениях: как один из видов человеческой деятельности, социальных групп и личностей. Как сферу общественной жизни, одной из подсистем общества. Как тип социальных отношений. 

      Рассмотрим первый аспект политическая деятельность это одна из видов деятельности, включает в себя управление через силу закона и учреждений, воздействие политических партий в принятии решений, создании политических организаций и объединений. Субъектами политики являются: личности, социальные группы, политические организации, политические элиты, государство, нации.  Объектами политики является экономика, социальные группы, нации и народности, культура и экология, социальная сфера жизни общества, мировое сообщество. Политическая деятельность направлена на обеспечение достойных условий жизни населения и порождается интересами участников политической деятельности. Политическая деятельность бывает самая различная: экономическая, социальная, культурная, национальная, международная. Для того чтобы осуществлять такую деятельность создаются различные политические партии, организации, союзы и ассоциации, движения и клубы. Политическую деятельность осуществляют профессиональные политики и само государство через своих представителей, выбранных народом. Задача политической деятельности добиться поставленных целей и хорошего результата во внешней и внутренней политике государства. Мы обычные люди оцениваем деятельность по конкретным действиям участников и их результатам, по уровню жизни населения, спокойствию границ, развитой экономике, формированию гражданского общества и правового государства.

       Приведу пример из СМИ.ВВ.Путин в послании Федеральному собранию обозначил большие задачи развития современной экономики, образования, здравоохранения, развитие инфраструктуры цифрового пространства, бизнесе, культуре и науке в двенадцати национальных проектах. Поставлены цели до 2026 года. Разработанная программа развития России должна вывести страну на передовые рубежи в условиях сложной международной обстановки и международных санкций. Программа уже активно реализуется разработаны программы развития субъектов РФ. Таким образом данный пример свидельствует о том, что политика охватывает все государство и все сферы деятельности. Пример из истории политическая деятельность русских царей была такой, что возникали восстания народа; восстание Пугачева, Разина, направлены были на удовлетворение потребностей политических элит

 

   Второй аспект   Политические отношения — это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие в процессе политической деятельности. Они связаны с распределением власти в обществе, прав и полномочий, разграничение предметов ведения. В результате политической деятельности возникают политические отношения. Политические отношения связаны с распределением власти в обществе: это может быть соперничество, сотрудничество, поддержка, конфликт. Отношения строятся между: государством и учреждениями, государством и социальными группами, государством и гражданами государством и гражданами (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные). Политические отношения — это многоуровневые отношения.

      В доказательство теоретических выводов можно привести примеры. 

          В современной России прошли выборы депутатов в законодательные органы субъектов РФ и местные законодательные собрания. Население нашего города сделало свой выбор, высказало свое мнение. Выбранные народом депутаты будут осуществлять политическую деятельность в своих регионах: формировать бюджет, решать насущные задачи территорий, встречаться с избирателями. От этого будет зависеть жизнь и благополучие наших граждан.

      В СМИ в последнее время отмечается, что Россия борется за то, чтобы современное геополитическое устройство мира строилось на принципах многополярности, что предполагает взаимоуважение, учет национальных интересов стран, а не диктат одного государства. Российское государство активно проводит международную политику в рамках защиты своих национальных интересов, что приводит к конфликтам с Западноевропейскими и Американскими политическими игроками. Введенные санкции против России не явилось смертельным событием, а подтолкнуло Россию активнее проводить экономическую политику в своей стране.

        Потенциал информационного общества даёт возможность гражданам активно влиять на политические процессы участвовать в конференциях, дискуссиях, излагать свою позицию. Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. Мои друзья, родители являются активными участниками различных форумов в сети Интернет.

    В заключение я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Политическая власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человека и общества, но и сам человек является активным участником политических процессов.

 

Пример работы с черновиком эссе по обществознанию  

 

Тема эссе Экономика» Деньги как навоз: если их не разбрасывать, то от них не будет толку» (Ф.Хайек)
К1-1балл).

Основная проблема ,поднятая автором 

Проблема, поднятая автором, говорит о необходимости не только умения зарабатывать, но и умения инвестировать. 
Смысл высказывания Автор убежден в том что, если деньги не тратить ,то они останутся обыкновенной бумагой и их эффективность резко снижается.
К2.(2балла)Основные обществоведческие понятия Деньги, функции денег, инвестиции, инвестор, рыночная экономика, инфляция, капитал, ВВП, экономический рост, благосостояние и богатство, акции, облигации, инвестиционный портфель

Микро- вывод

К3(2 балла) Примеры  В произведении Оноре де Бальзака Гобсек, составлен образ жадного скряги, превратившего в руины все вокруг себя не только материальные ценности, пришедшие в негодность, но и жизнь свою и своей родной дочери.
В СМИ приводятся примеры успешных экономик мира, сумевшим вырваться из бедности, и вывести свои страны на высокие рубежи развития благодаря правильным инвестициям. Многие предприниматели Америки и Европы в начале жизненного пути не имели денег, но благодаря предпринимательскому таланту заработали состояния (Билл Гейтс, Генри Форд и другие)

Микро- вывод

Заключение Ив заключении можно прийти к выводу, что правильные инвестиции  это путь к достатку и процветанию не только личности ,но и государства.
Итого 6 баллов

(1балл-за корректность)

 

Методические рекомендации для написания экзаменационного обществоведческого эссе (задание 29 ЕГЭ)
Пролистать наверх