Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТЬ.

Автор: Бегунова Татьяна Сергеевна

педагог дополнительного образования МКУ ДО Центр дополнительного образования детей г Вятские Поляны

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТЬ.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования 

Центр дополнительного  образования детей города Вятские Поляны Кировской области

612964, Кировская область, г. Вятские Поляны, МРЦ, д.4

тел.: (883334) 6-15-09, 6-15-91

e-mail: vpcdod@mail.ru

 

Принята на заседании 

педагогического совета

протокол №  

от               2020 года

Утверждаю:

Директор МКУ ДО  ЦДОД

 _________ О.С. Евдокимова

Приказ №       от                 г.

ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТЬ

дополнительная  общеобразовательная  программа общеразвивающего вида

Художественной  направленности для детей 8–12  лет

Срок  реализации  программы  2 года

Автор:

Бегунова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Вятские  Поляны 

 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Пояснительная записка 3
  1. Актуальность образовательной программы
3
  1. Новизна образовательной программы
4
  1. Цели и задачи образовательной программы
5
  1. Сроки реализации программы
6
  1. Отличительные особенности программы
6
  1. Основные аспекты программы
7
  1. Формы организации учебных занятий
7
  1. Контроль знаний и умений
8
  1. Предполагаемый результат
9
  1. Планируемые результаты изучения курса
10
  1. Условия      реализации       программы
11
2.  Содержание программы

2.1. Содержание программы 1 года обучения

2.2. Содержание программы 2 года обучения

12

12

13

3.  Календарно-тематическое планирование

3. 1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

3. 2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения 

16

16

17

4.  Список литературы 19

 

  1. Поснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Волшебная изонить» является программой художественной направленности.

«Изонить», как один из видов декоративно-прикладного искусства, стала развиваться сравнительно недавно. «Нитяная графика» или «Изонить» – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Особенность выполнения изделий в данной технике заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Технологический процесс искусства «Изонити», на первый взгляд, кажется простым, но в то же время требует усидчивости, аккуратности, а также творческого подхода к выполнению работы в материале. Учащиеся должны уметь изменять графическое или цветовое решение отдельных частей композиции для её большей выразительности в целом.

Занятие декоративной техникой «Изонить» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса. Занятия изонитью помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть.

Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, сувениры, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды и аксессуары.

Результат работы в технике «Изонить» завораживает детей красотой. А где красота – там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение. Какое удовольствие наблюдать, как из простых нитей, натянутых в определенном порядке, появляются геометрические узоры, сюжетный рисунок.

 

1.1. Актуальность образовательной программы

«Изонить» является одним из видов декоративно-прикладного искусства художественно-эстетической направленности способствующим творческому развитию ребенка  его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. 

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Программа учебного предмета «Волшебная изонить» направлена на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками в технике изонить; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.

 

1.2. Новизна образовательной программы

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. По существу, это вышивание. Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники – ниткография.

Процесс обучения учащихся искусству в технике изонить строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей.

Овладение техникой изонити начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных работ. В процессе обучения можно проводить корректировку сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети выполняют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. Затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения.

Занятия могут включать в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.

Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы могут использоваться записи музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.

Дети учатся основным приёмам черчения. При разметке «на глаз» развивается глазомер и координация движений. На занятиях дети осваивают всего 4 элемента изонити – угол, круг, кольцо и дуга. И из этих элементов, видоизменяя и соединяя их друг с другом, выполняются разнообразнейшие творческие работы – узоры, пейзажи, натюрморты, надписи, сюжетные картинки на различные темы. Тем самым развивается такое востребованное в современном мире качество, как креативность.

В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач. 

 

1.3. Цели и задачи творческого объединения

Целью данной программы является создание условий для обеспечения качества и доступности дополнительного образования, выполнение заказа сообщества на дополнительные образовательные услуги, направленные на развитие высоконравственной личности для развития творческих способностей ребенка посредством освоения техники изонить.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе.
  • Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
  • Научить работе с трафаретом.
  • Научить технике работы «Изонить».
  • Научить нанесению разметки на основу будущего изделия.
  • Научить основным приемам работы в технике изонить.
  • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия .
  • Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
  • Освоить понятие «зеркальное изображение».

Воспитательные:

  • Осуществлять эстетическое воспитание детей.
  • Воспитывать навыки культуры труда.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность воспитывать доброту, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  • Привить эстетический вкус.
  • Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников).
  • Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества.
  •  Воспитать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Развивающие:

  • Средствами изонити развивать фантазию, воображение, любознательность.
  • Развивать абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.
  • Развивать активный и пассивный словарь.
  • Развивать память, глазомер, мелкую моторику рук, внимание.
  • Развивать фантазию, художественный вкус.
  • Развивать объяснительную и доказательную речь.
  •  Развить познавательный интерес обучающихся.
  •  Развить умение планировать свою работу и доводить ее до логического завершения.
  •  Развить коммуникативные навыки: сотрудничество, умение устанавливать и поддерживать контакт, отстаивать свое мнение.
  •  Развивать изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.
  • Развитие познавательного интереса.

1.4. Сроки реализации программы

Программа «Изонить» рассчитана на 2 года обучения, так как одного года обучения недостаточно для изучения всего материала по программе.

Курс первого года обучения по программе рассчитан на 144 часа (4 часа в неделю). Курс второго года обучения по программе рассчитан на 216 часов (6 часов  в неделю). 

Обучение по выбранному курсу зависит от уровня подготовки учащегося.

 

1.5. Отличительные особенности программы

рограмма «Волшебная изонить» разработана с учетом огромного количества литературы по данной теме. Она  является модифицированной, опирается на общеразвивающую программу «Волшебная изонить» – Т. Ивановской, но отличается вариативностью уровня сложности заданий, предлагаемых обучающимся в рамках темы, а также широким спектром изделий, предлагаемых для исполнения и увеличением объема нагрузки за счет расширения тем программы и срока реализации.  Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, ажурные изделия выполняются довольно быстро и аккуратно, есть место для фантазии. Программа предусматривает соблюдение основных принципов обучения – доступности, наглядности, систематичности.

Занятия включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть – беседы по изучению творчества,  по истории изонити и технологии ее изготовления.

Практическая часть состоит из этапов: 

  • освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;
  • выполнение изделий по схемам;
  • разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.

 

1.6. Основные аспекты программы

Программа предполагает работу с детьми в форме теоретических и практических занятий, бесед, экскурсий, организуются выставки, проводятся занимательные викторины, подвижные игры.  Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыков работы.

Программа предусматривает изучение материала от простого к сложному. Количество часов на изучение тем определяется доступностью материала, интересом детей. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям учащихся, что гарантирует успех каждого ребенка, воспитывает уверенность в себе.

 

1.7. Формы организации учебных занятий

Учитывая особенности возраста детей, применяются различные формы организации работы:

–  групповая – организация работы в группах;

– индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

В процессе используются различные формы занятий: 

традиционные – лекция, выставка, 

практические – самостоятельная работа.

Основные типы занятий – практические работа.

Занятия проходят по утвержденному расписанию

2 раза в неделю по 2 часа для первого года обучения  

2 раза в неделю по 3 часа для второго года обучения  

Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания: 

В группах – 12-15 обучающихся.

Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:

Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.

Наглядные (компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ).

Практические (упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся). 

Объяснительно-иллюстративные (способ взаимодействия педагога и ребёнка).

Репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Частично-поисковые (дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи). 

Игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

 

1.8. Контроль знаний и умений

Результаты обучения учащихся хорошо видны при выполнении предлагаемых сюжетов. Каждая работа анализируется, поощряется, когда ребенок сам видит допущенную ошибку и находит способы ее исправления.

При оценке применяются методы: наблюдение; тестирование; викторина; анализ практической работы.

Оценка результатов предусматривает оценку, как предметного результата, так и личностного и метапредметного. Функции оценки результата не только в том, чтобы отследить успехи обучающихся и уровень освоения материала, но и выстроить дальнейшую индивидуальную работу по закреплению знаний, формированию личностных качеств, необходимых обучающимся на современном этапе.

В конце первого года проводится итоговая аттестация обучающихся с целью выявления уровня теоретической, практической подготовки и уровня общеучебных умений и навыков обучающихся в форме устного опроса по теории, выполнения практической работы на выбор. 

 Итоговая аттестация второго года обучения проводится в форме комплексной работы: проверочного опроса и выполнения практической самостоятельной работы по выбору обучающегося.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме создания альбома лучших работ учащихся и отчетной выставки, где представляются лучшие работы за весь период обучения. 

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • Способы соединения и пересечения основных элементов изонити.
  • Правила техники безопасности при работе в технике изонити.
  • Способы эстетического оформления готовых изделий.
  • Особенности композиции в изонити.
  • Приёмы разметки «на глаз».

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять все этапы работы с соблюдением правил техники безопасности.
  • Организовывать своё рабочее место.
  • Самостоятельно составлять композиции из одинаковых и различных элементов.
  • Находить оптимальные цветовые решения для максимальной выразительности работы.
  • Выполнять творческие работы по заданным параметрам – тематические работы, работа по образцу, работа с использованием заданных элементов.
  • Создавать творческие работы без заданных параметров – на свободную тему.
  • Выбирать оптимальный вариант из нескольких предложенных или созданных самостоятельно.
  • Выдвигать различные идеи по созданию изделий и соотносить их со своими реальными возможностями.
  • Уметь анализировать свои и чужие работы по следующим параметрам: оригинальность, соответствие идее, точность разметки, правильность вышивания и подбора цветов, целостность композиции.
  • Рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения работы.

 

1.9. Предполагаемый результат

1 год обучения:

  • у обучающегося сформирована учебная мотивация; 
  • обучающийся умеет адекватно реагировать на трудности и не боится совершить ошибку;
  • у обучающегося сформирован интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • умеет использовать полученные умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • обучающийся способен к волевому усилию; формировать собственное мнение и позицию;
  • умеет организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
  • умеет определять цель выполнения заданий;
  • умеет использовать в своей деятельности простейшие предметы: иглу, нитки, ножницы, бумагу, линейку;
  • обучающийся умеет слушать и слышать;
  • умеет выражать свои мысли;
  • умеет сравнивать предметы, образцы, композиции: находить общее и различие;
  • умеет  выполнять простые работы;
  • обучающийся умеет договариваться несиловыми методами;
  • умеет вступать в диалог;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

2 год обучения:

  • задание выполняет самостоятельно;
  • в случае необходимости обращается с вопросами;
  • эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы;
  • удерживает внимание;
  • выполняет инструкцию взрослого;
  • обсуждает проблему;
  • отвечает на вопросы по содержанию;
  • способен работать по плану;
  • проявляет интерес к вышивке, получению новых знаний;
  • различает и называет инструменты; цвета и оттенки;
  • способен к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
  • договариваться и объединяться для достижения общей цели;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих.

Обучающиеся научатся:

  • различать изученные технологии, представлять их место и роль в работе;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

 

1.10. Планируемые результаты изучения курса.

К концу первого года обучения обучающийся должен знать:

  • историю развития изонити;
  • основные понятия и термины изонити;
  • название и назначение материалов (картон, нити «ирис», «мулине»);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, игла, напёрсток, шило, циркуль, канцелярские скрепки, линейка, карандаш);
  • правила безопасности труда при работе с ручными инструментами;
  • правила и приёмы разметки по шаблонам;
  • последовательность выполнения изделий.

Уметь:

  • правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и правила личной гигиены;
  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • овладевать основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;

К концу второго года обучения обучающийся должен знать:

  • виды работ из бумаги (закладки, открытки, панно);
  • свойства и возможности бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
  • способы заполнения углов, дуги и окружностей разными способами;

Уметь:

  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).

Полученные при изучении данного предмета знания, умения и навыки позволяют повысить мотивацию учащихся при выборе профессий художественной направленности. Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение художественного образования.

 

1.11. Условия реализации программы

Реализация программы требует наличие:

1) Учебного кабинета; 

2) Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов;

3) Доска учебная;

4) Рабочие места по количеству обучающихся;

5) Рабочее место для преподавателя;

6) Наглядные пособия (схемы рисунков для вышивания; альбом образцов вышитых рисунков; папки с разработками игр, викторин, загадками и др.).

7) Комплекты учебно-методической и нормативной документации.

Так же необходимо наличие:

  1. Цветного картона, белого картона, бархатной бумаги;
  2. Бумаги ксероксной;
  3. Комплекта ниток цветных и ниток вязальных цветных;
  4. Скотча;
  5. Ножниц;
  6. Швейныех игл;
  7. Пенопласта или куска линолеума;
  8. Копировальной бумаги;
  9. Карандашей.
  1. Содержание программы

2.1. Содержание программы 1 года обучения

Раздел 1.   Введение в образовательную программу.

  1. Вводное занятие. 
  • Рабочее место. Инструменты.
  • Знакомство с королевой иголкой. Урок-игра. 
  • Техника безопасности при работе. 
  • Что могут нитки, изобразительные свойства ниток. 
  • Различные виды ниток, структура, качество. 
  • Виды перевода рисунка и определение количества точек (свозных отверстий) и  их нумерация.
  • Обработка изделия после работы. 
  • Тренировочные упражнения по формированию умения вдевать нить в иглу, в сквозные отверстия.
  • Итоговая практическая работа. Викторина.

Раздел 2.  Волшебные уголки.

2.1. Знакомство с техникой основных графических швов. 

  • Что такое угол? 
  • Знакомство с техникой вышивания по цифрам. 
  • Моделирование с использованием углов.
  • Приемы работы с шилом, иглой, нитью. 
  • Понятие о величине угла; длине сторон.
  • Работа с трафаретами.
  • Определение лицевой и изнаночной сторон изделия. 
  • Практическая работа. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками.  
  • Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками).

2.2. Заполнение нитью угла (волшебные уголки).

  • Упражнения в выработке навыка. Практическая работа. 
  • Выполнение прямого угла. Выполнение острого угла. Выполнение тупого угла. 

2.3. Выполнение практических работ. 

  • Выработка координации движении по набору рисунков( Листик.  Цветок. Углы  для украшения различных вещей).

Раздел 3. Волшебные круги.

3.1. Заполнение нитью окружности. 

  • Что такое окружность? 
  • Знакомство с техникой вышивания по цифрам. 
  • Определение места завершения линии на рисунке.
  • Практическая работа. 
  • Базовая форма круг, овал. 
  • Выполнение круга. 

3.2 Знакомство с разнообразными способами заполнения кругов изонитью,  выполнение классической модели натяжения нитей по кругу.

  • Практические работы. 
  • Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга («мячик», «бусы», «солнышко» или других).

3.3 Элемент «кольцо». 

  • Приёмы пересечения окружностей. Понятие «шаг». 
  • Практическая работа.

3.4  Выполнение практических работ на выбор («Мыльные пузыри», «Снеговик», «Цыплёнок» и др.)

Раздел 4. Узоры из углов и окружностей.

  • Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы (панно ко дню Святого Валентина, панно «8 Марта», «Котенок», и др.).

Раздел 5. Элемент «дуга».

 5.1 Варианты элемента «дуга». 

  • Приёмы вышивания различных вариантов дуг. 
  • Практическая работа. Вышивание различных вариантов дуг.

5.2. Закладка 

  • Практическая работа. Разметка и вышивание простой симметричной композиции, содержащей дуги, по образцу.

Раздел  6. Узоры из углов и окружностей

  • Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги (панно «Цветы в вазе», «Царевна лягушка», «Совы» и др.).

Раздел  7. Индивидуальная творческая работа

  • Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги, по выбору учащихся.

Раздел 8. Итоговые занятия. 

  • Выставка работ. Викторина.
  • Беседа «Как ухаживать за картиной из ниток».

 

2.2. Содержание программы 2 года обучения.

Раздел 1.   Введение в образовательную программу.

  • Вводное занятие.
  • Знакомство с детьми и планом работы. 
  • Материалы и инструменты. Техника безопасности. 
  • Техника изонити. Способы перевода рисунка на фон.

Раздел 2. Знакомство с техникой изонить.

2.1. Вышивка углов.

  • Свойства картона. Знакомство с основными понятиями.
  • Упражнения на формирование навыков работы.

2.2. «Домик сам я смастерил».

  • Виды крыш. Подбор цветовой гаммы, формы крыши. 
  • Выполнение работы «Домик». Дополнение работы аппликацией.

2.3. «Закладки».

  • Виды закладок и их применение.
  • Изготовление закладки, используя различные типы углов и их сочетаний. 

2.4. «Вазы разные бывают».

  • Виды ваз, их назначение.
  • Выполнение   различных   видов ваз  с помощью   углов. Аппликативное наполнение. 

2.5. «Веселое превращение углов».

  • Закрепление изученной технологии.
  • Выполнение самостоятельной работы по разделу. 

Раздел 3. Вышивка окружностей с различной хордой.

3.1. «Мячик, шарик, просто круг»

  • Окружность. Хорда.  Техника вышивки. Трафарет. Вышивка круга. 

3.2. «Цыпленок».

  • Вышивка цыпленка, аппликативная дорисовка до образа.
    3.3. «Снеговик, а может неваляшка».
  • Игрушки круглой формы. 
  • Выполнение   снеговика   или   неваляшки, аппликативная дорисовка до образа. 

3.4. «Узор в круге».

  • Закрепление основных понятий.
  • Выполнение окружности с 2-3 хордами разной длины.
    3.5. «Придумай сам».
  • Закрепление материала по разделу.
  • Самостоятельное придумывание образа и его выполнение.

Раздел  4. Выполнение объединенных узоров.

4.1. Композиция «Танцующие звезды».

  • Выполнение работы из объединенных узоров. 

4.2. «Снегурочка».

  • Закрепление материала. Освоение техники выполнения завитка.
  • Выполнение работы. Оформление работы.

4.3. «Пингвин».

  • Закрепление техники выполнения завитка. Использование завитка и дополнительных линий. Выполнение работы.

4.4. «Снежинка».

  • Использование завитка и дополнительных линий в работе. Выполнение узора. 

4.5. Панно «Любимое животное».

  • Закрепление техники. Выполнение панно. 

4.6. «Мой герой».

  • Составление и заполнение рисунка. Работа над реализацией творческого замысла.
  • Выполнение работы. Оформление работы.

4.7. «Валентинки».

  • Повторение правил заполнения угла, окружности, завитка.
  •  Выполнение работы. Оформление работы. 

4.8. «Лошадь» 

  • Закрепление изученного материала. 
  • Выполнение работы. Оформление работы.

4.9. «Котенок с шариком»

  • Закрепление изученного материала. 
  • Выполнение работы. Оформление работы.

4.10. Портрет

  • Закрепление изученного материала. 
  • Выполнение работы. Оформление работы.

4.11. Самостоятельная работа.

  • Закрепление изученного материала. 
  • Самостоятельное придумывание образа и его выполнение.

Раздел  5. Оформление работ.

5.1. Применение декоративных материалов.

  • Технология и приемы  работы.   
  • Оформление работ.

5.2. Самостоятельная работа с применением фурнитуры.

  • Составление и заполнение рисунка. Работа над реализацией творческого замысла. Применение фурнитуры. Оформление работы. 

5.3. Работа «Весенний сад». Закрепление изученного материала. 

  • Самостоятельное придумывание образа, его выполнение и оформление.

Раздел  6. Выполнение работ творческого характера.

6.1. «Пасхальный сувенир». 

  • История праздника. Составление и заполнение рисунка. 
  • Работа над реализацией творческого замысла. Оформление работы.

6.2. «Веселый зоопарк».

  • Беседа о животных. Технология выполнения. 
  • Выполнение выбранной работы.

Раздел  7. Итоговое занятие.

  • Подведение итогов за год. 
  • Оформление выставки.
  1. Календарно-тематическое планирование

3.1. Календарно-тематическое планирование  1 года обучения. (2 часа 2 раза  144 часа)

№ п/п Название темы Общее количество часов В том числе
теор. практ.
1. Введение в образовательную  программу. 

Знакомство с королевой иголкой. Урок-игра. Условия безопасной работы.

5

2

 3

1

1.1 Что могут нитки, изобразительные свойства ниток. Виды ниток. Радуга цветов. Знакомство с цветами. Викторина. 3 2
2. Волшебные уголки 24 3 21
2.1 Знакомство с техникой переплетения нитей по цифрам. 6 1 5
2.2 Заполнение нитью угла.       6 5
2.3 Выполнение практических работ. 12 1 11
3. Волшебные круги 29 6 23
3.1  Заполнение нитью окружности.  
3.2 Познакомить с разнообразными способами заполнения кругов изонитью, научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу. Выполнение практических работ.  2 4
3.3 Заполнение нитью кольцо. 2 1 1
3.4 Выполнение практических работ. 15  1 14
4. Узоры из углов окружностей и кольца. 24 3 21
5. Элемент «дуга» 4 2 2
5.1 Варианты элемента «дуга». 2 1 1
5.2 Закладка  2 1 1
6. Узоры из углов окружностей и дуги 24 2 22
7. Индивидуальная творческая работа. 30 2 28
8. Итоговое занятие. 4
Итого: 144 19  125

 

3.2. Календарно-тематическое планирование  2 года обучения (3 часа 2 раза  216 часов).

№ п/п Название темы Общее количество часов В том числе
теор. практ.
1.     Вводное занятие. 3 2 1
Знакомство с детьми и планом работы. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Техника изонити. Способы перевода рисунка на фон. 3 2 1
2. Знакомство с техникой изонить. 30 6 24
2.1 Вышивка углов. Свойства картона. Знакомство с основными понятиями. Упражнения на формирование навыков работы. 6 2 4
2.2. «Домик сам я смастерил». Виды крыш. Подбор цветовой гаммы, формы крыши. Выполнение работы «Домик». Дополнение работы аппликацией. 6 1 5
2.3. «Закладки». Виды закладок и их применение. Изготовление закладки, используя различные типы углов и их сочетаний.  6 1 5
2.4. « Вазы разные бывают». Виды ваз, их назначение. Выполнение   различных   видов ваз   с помощью   углов. Аппликативное наполнение.  6 2 4
2.5. «Веселое превращение углов». Закрепление изученной технологии. Выполнение самостоятельной работы по разделу.  6 2 4
3. Вышивка окружностей с различной хордой. 24 8 16
3.1. «Мячик, шарик, просто круг» Окружность. Хорда.  Техника вышивки. Трафарет. Вышивка круга.  6 2 4
3.2. «Цыпленок». Сочетание двух кругов различных по величине. Вышивка цыпленка, аппликативная дорисовка до образа. 6 2 4
3.3. «Снеговик, а может неваляшка». Игрушки круглой формы. Выполнение   снеговика   или   неваляшки, аппликативная дорисовка до образа.  6 2 4
3.5. «Придумай сам». Закрепление материала по разделу. Самостоятельное придумывание образа и его выполнение 6 2 4
4. Выполнение объединенных узоров. 102 22 80
4.1. Композиция «Танцующие звезды». Композиция. Правила составления сюжетной композиции. Устный опрос. Выполнение работы из объединенных узоров.  9 2 7
4.2. «Снегурочка». Закрепление материала. Освоение техники выполнения завитка. Выполнение работы. Оформление работы. 12 2 10
4.3. «Пингвин». Закрепление техники выполнения завитка. Использование завитка и дополнительных линий. Выполнение работы. 6 2 4
4.4. «Снежинка». Использование завитка и дополнительных линий в работе. Выполнение узора.  6 2 4
4.5. Панно «Любимое животное». Закрепление техники. Выполнение панно.  6 2 4
4.6. «Мой герой». Составление и заполнение рисунка. Работа над реализацией творческого замысла. Выполнение работы. Оформление работы. 12 2 10
4.7. «Валентинки». Повторение правил заполнения угла, окружности, завитка. Выполнение работы. Оформление работы.  9 2 7
4.8. «Лошадь» Закрепление изученного материала.  Выполнение работы. Оформление работы.  12 2 10
4.9. «Котенок с шариком» Закрепление изученного материала.  Выполнение работы. Оформление работы 9 2 7
4.10. Портрет. Закрепление изученного материала.  Выполнение работы. Оформление работы. 9 2 7
4.11. Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала.  Самостоятельное придумывание образа и его выполнение. 12 2 10
5. Оформление работ. 30 6 24
5.1. Применение декоративных материалов. Технология и приемы  работы.  Оформление работ. 6 2 4
5.2. Самостоятельная работа с применением фурнитуры. Составление и заполнение рисунка. Работа над реализацией творческого замысла. Применение фурнитуры. Оформление работы. 12 2 10
5.3. Работа «Весенний сад». Закрепление изученного материала.  Самостоятельное придумывание образа, его выполнение и оформление 12 2 10
6. Выполнение работ творческого характера. 21 4 17
6.1. «Пасхальный сувенир». История праздника. Составление и заполнение рисунка. Работа над реализацией творческого замысла. Оформление работы. 9 2 7
6.2. «Веселый зоопарк». Беседа о животных. Технология выполнения. Устный опрос. Выполнение выбранной работы. 12 2 10
7. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Оформление выставки. 6 6
216 48 168

 

  1. Список литературы

 

  1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, 2011.  
  2. Азбука вязания. Новые техники. Самые красивые модели., 2000 .
  3. Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  4. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство-М.,1998. – № 4. 
  5. Бурундукова, Л. И . Волшебная изонить , 2013. 
  6. Белошистая, А.В. Веселая паутинка, 2012. 
  7. Большая советская энциклопедия., 1992 – 1997.
  8. Воронова, О.А. Программа «Изонить – как вид декоративно-прикладного творчества», 2013.
  9. Вышивание, вязание, поделки из кожи. , 1997.
  10. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках., 1993.
  11. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для школьников , 2013.
  12. Карпова Е. Мещерякова С. Серия азбука вязания. Изысканные детские модели., 2000 . 
  13. Леонова, О. Рисуем нитью , 2012.
  14. Мартыненко И.П. Вязание и мода., 1980.
  15. Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. – 1998, № 4. 
  16. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей., 1998. 
  17. Педагогические технологии [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Редация Кукушкина В.С. , 2013.
  18. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество. – 1998, № 5. 
  19. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить //Школа и производство.  
  20. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. , 1992. 
  21. Циркулик Н. Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го кл., 2004.
  22. Школа вязания на спицах. Секреты мастерства. Журнал модный. № 27. 
  23. Энциклопедический словарь юного художника, 1997.
  24. Электронные образовательные ресурсы:
  25. Техники  изонить!   http://www.stranamasterov.ru
  26. Учебник по изонити    http://www.liveinternet.ru/users/4384265/post339086049
  27. Электронный учебник по изонити   http://izonito4ka.ucoz.ru 
  28. Пособие по изонити http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit
  29. Новые записи в технике изонити http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452
  30. Схемы изонить  http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php
  31. Нитяная графика http://www.liveinternet.ru/
  32. История изонити https://ru.wikipedia.org

 

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТЬ.
Пролистать наверх