Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива.

Автор: Белкина Валентина Леонидовна

учитель начальных классов МКОУ “Солнцевская СОШ”, Солнцевского района Курской области

Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива.

МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области

Выступление на педсовете по теме: «Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива»

Подготовил:

 учитель начальных классов

 МКОУ «Солнцевская СОШ» 

Белкина В. Л.

п. Солнцево – январь 2020 г.

         Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

В этом году я работаю над темой «Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий» и считаю, что самоуправление является одним из путей достижения этой цели. Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность –  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Хотя у меня только 2 класс, но самоуправление в классе есть, и оно работает. Некоторые ребята ответственно подходят к своим обязанностям, без напоминаний выполняют свои поручения, а некоторым ребятам нужно об этом постоянно говорить и помогать. Но на то мы и учителя, чтобы учить своих учеников, ведь это ещё 2 класс, у нас всё впереди.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

 

Цели организации ученического самоуправления в классе:

– повышение активности учащихся в классных делах;

– реализация интересов каждого учащегося;

– привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

– создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

– дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

– создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

– создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

– формировать толерантность, умение общаться.

 

Одной из важнейших задач является формирование и развитие детского коллектива.

Учитель начальных классов, беря первоклассников, понимает, что многое зависит от межличностных отношений, в которые вступают первоклассники, поэтому в первую очередь необходимо сформировать

эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

1.Это желание участвовать в совместной деятельности.

2.Умение взаимодействовать в условиях совместной работы.

  1. Создание нового для общего дела

Для формирования этих качеств используется ученическое самоуправление.

Главная роль учителя поиск инициативных, творческих ребят, которые в дальнейшем поведут за собой класс. Поиск лидера. 

Ребята пробуют себя в разных ролях. Каждый должен почувствовать себя и попробовать свои силы в роли руководителя, организатора и исполнителя. Постоянно обучая ребят работе в парах, тройках и на более высокой ступени-в группах, учитель добивается роста их работоспособности и активности. Важное место занимает умение обмениваться информацией, т. е коммуникация. Сначала детей делит учитель, а затем, в процессе работы ребята сами организуются в группы. Они по очереди выбирают членов своей команды. Чтобы избежать нездорового соперничества группы часто меняют свой состав. Частая смена мини-команд помогает подружиться членам всей команды, сохранять дружеские отношения с бывшими членами и приобрести новых друзей, сохранить микроклимат в классе. Смена состава команд дает возможность всем ребятам попробовать себя в роли командира.

Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

– Определяет основные направления классной жизни.

– Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  староста класса и его помощники. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей.

Как  всё    происходило?

Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать старосту  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.

На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»

Обязанности учащихся по группам  меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

– следят за  чистотой в помещении,

– заботятся о порядке в классе на переменах,

– раздают тетради и другие пособия,

– приводят в порядок доску.

Экологи

– заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

– следят за чистотой рук и порядком в столовой;

– готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

– заботятся о растениях в классе;

– следят за состоянием школьных принадлежностей.

Знайки

– заботятся о сохранности учебников,

– держат связь со школьной библиотекой,

– знакомят товарищей с интересными книгами.

Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели.

Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения. Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

  • БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ
  • УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ
  • ПРИЛЕЖНО   РАБОТАТЬ  НАД  РАСШИРЕНИЕМ   СВОИХ   ЗНАНИЙ
  • ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ
  • ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ
  • ЗАБОТИТЬСЯ  О  ЗДОРОВЬЕ  И  БЕЗОПАСНОСТИ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ  И  ЖИЗНИ  ДРУЗЕЙ
  • ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ
  • ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,   ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,  КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ
  • БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ  К  ВЕЩАМ
  • НИКОГДА  НЕ  ОТКЛАДЫВАТЬ  НА   ЗАВТРА  ТО,  ЧТО  МОЖНО   СДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ

На основе законов школьной жизни была создана

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  • Не дерись – это очень стыдно.
  • Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.
  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  • Не ябедничай – доносчику первый кнут.
  • Будь добрым и щедрым на помощь.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Они предложили свою помощь в проведении классных или школьных мероприятий. Один из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность – это проведение различного рода коллективных творческих  дел посредством создания  групп  для  выполнения творческих поручений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива.
Пролистать наверх