Автор: Белкина Валентина Леонидовна
учитель начальных классов МКОУ “Солнцевская СОШ”, Солнцевского района Курской области
Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива.
МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области
Выступление на педсовете по теме: «Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива»
Подготовил:
учитель начальных классов
МКОУ «Солнцевская СОШ»
Белкина В. Л.
п. Солнцево – январь 2020 г.
Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
В этом году я работаю над темой «Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий» и считаю, что самоуправление является одним из путей достижения этой цели. Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Хотя у меня только 2 класс, но самоуправление в классе есть, и оно работает. Некоторые ребята ответственно подходят к своим обязанностям, без напоминаний выполняют свои поручения, а некоторым ребятам нужно об этом постоянно говорить и помогать. Но на то мы и учителя, чтобы учить своих учеников, ведь это ещё 2 класс, у нас всё впереди.
Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
– повышение активности учащихся в классных делах;
– реализация интересов каждого учащегося;
– привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
– создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
– дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
– создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
– создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
– формировать толерантность, умение общаться.
Одной из важнейших задач является формирование и развитие детского коллектива.
Учитель начальных классов, беря первоклассников, понимает, что многое зависит от межличностных отношений, в которые вступают первоклассники, поэтому в первую очередь необходимо сформировать
эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:
1.Это желание участвовать в совместной деятельности.
2.Умение взаимодействовать в условиях совместной работы.
- Создание нового для общего дела
Для формирования этих качеств используется ученическое самоуправление.
Главная роль учителя поиск инициативных, творческих ребят, которые в дальнейшем поведут за собой класс. Поиск лидера.
Ребята пробуют себя в разных ролях. Каждый должен почувствовать себя и попробовать свои силы в роли руководителя, организатора и исполнителя. Постоянно обучая ребят работе в парах, тройках и на более высокой ступени-в группах, учитель добивается роста их работоспособности и активности. Важное место занимает умение обмениваться информацией, т. е коммуникация. Сначала детей делит учитель, а затем, в процессе работы ребята сами организуются в группы. Они по очереди выбирают членов своей команды. Чтобы избежать нездорового соперничества группы часто меняют свой состав. Частая смена мини-команд помогает подружиться членам всей команды, сохранять дружеские отношения с бывшими членами и приобрести новых друзей, сохранить микроклимат в классе. Смена состава команд дает возможность всем ребятам попробовать себя в роли командира.
Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
- Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
– Определяет основные направления классной жизни.
– Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят староста класса и его помощники. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей.
Как всё происходило?
Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать старосту класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.
На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:
Название классного коллектива: Друзья
Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»
Обязанности учащихся по группам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
Наши поручения:
Хозяева
– следят за чистотой в помещении,
– заботятся о порядке в классе на переменах,
– раздают тетради и другие пособия,
– приводят в порядок доску.
Экологи
– заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
– следят за чистотой рук и порядком в столовой;
– готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
– заботятся о растениях в классе;
– следят за состоянием школьных принадлежностей.
Знайки
– заботятся о сохранности учебников,
– держат связь со школьной библиотекой,
– знакомят товарищей с интересными книгами.
Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения. Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
- БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
- УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
- ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
- ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
- ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
- ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
- ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
- ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ
- БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
- НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
На основе законов школьной жизни была создана
«Памятка друзей»
- Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
- Не дерись – это очень стыдно.
- Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
- Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
- Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
- Не ябедничай – доносчику первый кнут.
- Будь добрым и щедрым на помощь.
- Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Они предложили свою помощь в проведении классных или школьных мероприятий. Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность – это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.