«Проблемы роста правонарушений в подростковой среде: их причины и профилактика»

Автор: Белозерова Ольга Брониславовна

учитель обществознания МОУ “Средняя общеобразовательная школа 1”

«Проблемы роста правонарушений в подростковой среде: их причины и профилактика»

Публикация по теме «Проблемы роста правонарушений в подростковой среде: их причины и профилактика»

Тема роста правонарушений в подростковой среде, к сожалению, является на сегодняшний день очень актуальной. Во многих регионах России статистика свидетельствует о неуклонном увеличении роста противоправного поведения несовершеннолетними. 

Данная тeнденция  неслучайна, чаще всего противозаконные действия становятся «естественным» явлением под воздействием складывающейся общественной ситуации. Во-первых, это резкое падение нравственных ориентиров в обществе в целом, и в человеческом сознании , в частности. Идея морали «вседозволенности» начинает оправдывать и другие обстоятельства, « позволяющие» нарушать правовые нормы: некомпетентность и порой не совсем верные политические курсы правящей элиты страны, социальное расслоение в государстве, нищета людей, экономическая нестабильность.

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам. 

 Правонарушение – это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушения делятся на проступки и преступления.  Проступок – это противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказаний, а взысканий. Преступление – это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. В силу многих причин часто имеет место делинквентное поведение, как одно из типов правонарушений, то есть отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера. 

Следует отметить, что преступление – крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление  показывает,  что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает.  

Теоретически каждый человек является в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей в состоянии предсказывать результаты своих действий, руководятся гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе. 

Среди правонарушений несовершеннолетних распространенными являются административные, гражданско-правовые, дисциплинарные проступки, а также уголовные преступления. 

К часто совершаемым  правонарушениям подростков  относятся следующие виды: 

– незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов; 

– употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения; 

– занятие проституцией; 

– нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества; 

– мелкое хищение; 

– деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта; 

– безбилетный проезд; 

– управление транспортным средством водителем без соответствующих прав; 

– управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов; 

– нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего; 

– заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб; 

– мелкое хулиганство; 

– пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики; 

– появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов. 

К сожалению, в последнее время все чаще стала иметь место тенденция соучастия со взрослыми или прямого самостоятельного, либо группового средней тяжести или тяжкого преступления. 

Причины роста подросткового противоправного поведения неоднородны, среди них:

  1. Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка . Порой  возникает  ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;  происходит рост числа неблагополучных семей и разводов; снижение экономического благосостояния семьи; отказы от детей; формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей; распространение в семье алкоголизма и наркомании.  
  2. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние плохой  группы попадают ребята  мало дисциплинированные,  а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с окружающими людьми. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых  
  3. Низкий уровень жизни большой части населения. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить .  Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотической и алкоголизации(хотя порой бывает и наоборот), которые во многом являются причинами преступности. 
  4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из семей с небольшим доходом.  
  5. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой .  
  6. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами  
  7. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних  выделяются  следующие: 

 1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни); 

 2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим). 

 Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.  

Среди первоочередных задач, стоящих перед обществом сегодня является снижение роста правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики, вследствие того что, в настоящее время набирает обороты тенденция подростковой преступности.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение, организации, занимающиеся проблемами в среде молодежи и ,конечно, ориентировать в правильном русле идеологию государства, направить на духовную политику его деятельность.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны. И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки:

  • максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
  • быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
  • ставить на первое место детей, а не карьеру.
  • с раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
  • знать круг общения ребенка.

Кроме того, для качественной профилактической работы необходимо отрегулировать слаженность в работе компетентных по этому вопросу органов. ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет деятельность компетентных органов в профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков, которая прежде всего предупреждает безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений.

Профилактика преступлений/правонарушений- это совокупность  мер, направленных на снижение количества преступлений среди детей.

Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются:

  • комиссия ПДН;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы соцзащиты населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.);
  • ОВД;
  • органы здравоохранения;
  • органы по контролю над оборотом наркотиков;
  • органы по делам молодежи;
  • службы занятости.
  • пресечение преступных ситуаций, в которых могут оказаться дети.

Основными задачами  мер профилактики являются предупреждение правонарушений/преступлений детьми, выявление обстоятельств и способствующих этому причин; защита прав несовершеннолетних; социальная и педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально-опасном положении и т.д. 

Главную роль в профилактике преступлений играет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Она проводит комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и интересов несовершеннолетних, выявляет и устраняет причины и условия для безнадзорности и беспризорности, правонарушений и противозаконных действий детей и подростков.

Образовательные учреждения (школы, техникумы) составляют план мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков, в который входят выявление подростков в трудной жизненной ситуации и склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, а также тех, кто входит в неформальные молодежные организации; составление базы с именами детей, находящихся в зоне риска, индивидуальное социально-педагогическое сопровождение проблемных детей, психологическая помощь подросткам, привлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к общественной работе и занятиям в кружках и секциях, проведение творческих конкурсов, спортивных соревнований, профориентационная работа: тестирование, беседы с представителями разных учебных учреждений, работа с семьями, где воспитывают опекаемых детей (организация бесплатного питания; оформление льготных проездных; помощь в оформлении пособий; организация летнего отдыха; контроль досуга).

Органы и учреждения культуры, спорта и туризма привлекают трудных подростков к занятиям в художественных, технических, спортивных клубах, кружках и секциях; приобщают детей к культурным ценностям (для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проводят льготные или бесплатные экскурсии и организуют другие мероприятия). Также учреждения культуры проводят с несовершеннолетними правонарушителями спортивные и культурные мероприятия в стенах спецучреждений.

Уголовно-исполнительные инспекции работают с подразделениями по делам несовершеннолетних, регулярно обмениваясь данными.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, зачисляют сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в военные части (с согласия самого ребенка и органов опеки).

Общественные объединения организуют социальные проекты, такие как телефон доверия. Обратившись по нему, подростки, не нашедшие поддержки и понимания в семье и среди сверстников, получают профессиональные советы психологов. 

 Каждая из перечисленных выше организаций может создавать обособленные подразделения для выполнения функций по профилактике детских правонарушений несовершеннолетних. Кроме установленных законом способов и методов предупреждения детской преступности, эти организации могут прорабатывать и собственные программы.

Таким образом, только слаженная, согласованная деятельность, в первую очередь семьи, а затем соответствующих государственных органов и организаций по  профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке. Именно, воспитание личности должно ставится в государстве как базовая цель. Молодежь- поколение, которое выступает носителем духовных и культурных традиций. Не случайно укоренилось выражение: «Дети- наше будущее».

 

«Проблемы роста правонарушений в подростковой среде: их причины и профилактика»
Пролистать наверх