Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников

автор: Белоусова Анастасия Сергеевна

педагог-психолог МБОУ ЦО № 37 имени В.П. Храмченко

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 37 ИМЕНИ В.П. ХРАМЧЕНКО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ

Педагог-психолог:  Белоусова А.С. 

Тула 2022

 

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Рабочая программа педагога – психолога  разработана  в соответствии  с основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ ЦО №37, в соответствии с ФГОС ДО, с  учетом основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога – психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическое консультирование и психопросвещение. 

Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих  образовательных программ:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ №37. 
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).
  3. Программа  «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (автор А.С. Роньжина).
  4. «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе» (автор В.Л. Шарохина).
  5. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
  6. Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» (автор С.В. Крюкова).
  7. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников» (автор Н.Ю. Куражева).

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей   дошкольников. 

 Срок реализации программы: 2022 – 2027 год.

 

Содержание:

 

    I.     Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………4
  1. Цель и задачи по реализации рабочей программы…………………..5
  2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы….……5
  3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……….……..7
  1.  Планируемые результаты освоения программы……..………….………9

II.      Содержательный раздел.

  1.  Содержание психолого-педагогической деятельности…………..11
  2.  Психологическая диагностика………………………………….……11
  3.  Коррекционно-развивающая работа…………………………………13
  4.  Планирование коррекционно-развивающей работы…………..…..18
  5.  Психологическое консультирование ………………………….……..25 
  6.  Психологическая профилактика и просвещение……………….…..27 

III.      Организационный раздел.

  1. Обеспеченность методическими материалами……………………..29
  2. Планирование психолого-педагогической работы: годовой план на 2022-2023 учебный год………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


  • Пояснительная записка

 

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. 

В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ОУ.  Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. 

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими положениями: 

  1. Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4.. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

  1. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 

Содержание рабочей программы педагога-психолога учитывает возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста.

  • . Цель и задачи рабочей программы

Цель психолого-педагогической деятельности – охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи

  1. Охрана и укрепление психического здоровья детей; 
  2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 
  3. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 
  4. Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; 
  5. Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом; 
  6. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; 
  7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 
  8. Создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

          Основные субъекты психологического воздействия: воспитанники дошкольного возраста,  педагоги,  родители (законные представители).

 

            1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 

Принципы формирования рабочей программы:

  1. Принцип индивидуального подхода к ребенку на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. 
  2. Принцип гуманистичности  предполагает отбор и использование личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. 
  3. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. 
  4. Принцип научности отражает важнейший выбор в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. 
  5. Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, администрации и других специалистов; 
  6. Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса; 
  7. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию; 
  8. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. 
  9. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. 
  10.  Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

 

       В соответствии с ФГОС ДО программа опирается на научные принципы: 

1) Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 

2) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей  (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; 

3) Уважение личности ребенка; 

4) Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.4. Возрастные и психологические особенности                                          детей дошкольного возраста

      Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

В младшем дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В дальнейшем в игровой деятельности появляются ролевые   взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

          В данном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. 

Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также половая идентификация.

В 4-5 лет дети способны рисовать основные геометрические фигуры, вырезать, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. 

В старшем дошкольном возрасте дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Продолжает совершенствоваться восприятие цветов и их оттенков; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. 

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

          Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. 

          В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения программы                                            детьми дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие:

       Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;  подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозирования, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие:

          Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие:

        Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

 

Художественно-эстетическое развитие:

         Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения. 

 

Физическое развитие:

          Сформированные точные, четкие и координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции. Целостное психосоматическое состояние.

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание психолого-педагогической деятельности

Цели деятельности педагога-психолога:

 

  • Создание условий для обеспечения полноценного психического развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ОУ;
  • Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • Содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию.

 

Задачи деятельности педагога-психолога:

 

  1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения программы дошкольного образования; 
  2. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата; 
  3. Психологическое обеспечение программы дошкольного образования с целью адаптации ее содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей; 
  4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии детей; 
  5. Содействие в обеспечении деятельности педагогов  научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

 

  • Психологическая диагностика

 Цель: получение данных об индивидуальных особенностях психического развития детей. Согласно ФГОС ДО, в ОУ может проводиться мониторинг  уровня развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.

 

 

Содержание психодиагностической деятельности педагога-психолога 

 

Группы                                                                                                                   

Содержание работы

                                                                                          Методы работы          (методики исследования)
1 Младшие группы Определение уровня адаптации ребенка к ОУ. Анкета для воспитателей «Адаптация ребенка в детском саду»
Выявление социально-психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста Опросник для педагогов «Карта оценки развития ребенка»
2 Средние группы Определение уровня познавательного развития.

Определение уровня эмоционально-волевого развития.

Цветовой тест М. Люшера,  «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко 
3

Старшие группы

Определение уровня познавательного развития.

Определение уровня эмоционально-волевого развития.

Методика «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко

4

Подгот.

группы

Определение уровня познавательного развития.

Определение уровня эмоционально-волевого развития.

Выявление степени сформированности мотивационной сферы.

Методика  «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко, методика «Определение мотивов отношения ребенка к школе» М.Р. Гинзбург, методика «Диагностика готовности к началу обучения в школе» (Н. и М. Семаго). 
5 Группа детей социального риска Определить уровень тревожности;

Изучить психоэмоциональное состояние детей;

Выявить состояние самооценки психических качеств и личности воспитанников.

Детский тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), тест ЦТЛ (М. Люшера), методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо).

 

 

 

 

 

 

 

  • Коррекционно-развивающая работа

            В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Развивающая и коррекционная работа проводится по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям педагога-психолога по направлениям:

  1. Психологическое сопровождение детей с низким уровнем адаптации к ОУ.
  2. Психологическое сопровождение детей с низким уровнем социальной адаптации.
  3. Развитие познавательной сферы.
  4. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
  5. Повышение уровня готовности к обучению в школе.

 

        Основные методы коррекционных воздействий:  индивидуальная и групповая игровая терапия (подвижные, познавательные игры, сюжетно-ролевые игры);  психогимнастика, пальчиковые игры; релаксационные упражнения с использованием нервно-мышечного расслабления, дыхательных техник; игры и упражнения по развитию познавательных функций; игры по развитию психомоторики. 

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста 

(2-4 года)

Образовательная

область

 

Задачи

Социально – коммуникативное развитие

Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели. Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм. Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.

Познавательное развитие

Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, применять предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях. 

Речевое развитие

Расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. 

Художественно – эстетическое развитие

Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки. 

Физическое развитие

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

 

 

 

 

Задачи коррекционно-развивающей деятельности с детьми 4-5 лет

 

Образовательная область Задачи
Социально – коммуникативное развитие Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку. Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности. Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.
Познавательное развитие Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; стремление наблюдать для приобретения новых знаний об окружающем; попытки разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию. Стимулировать развитие познавательных процессов.
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Пополнять словарный запас, развивать грамматический строй речи.
  Художественно – эстетическое развитие Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым. 
Физическое  развитие Развивать элементы контроля за своими движениями. Стимулировать стремление качественно выполнять действия. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет

 

Образовательная область Задачи
Социально – коммуникативное развитие Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных средств самовыражения. Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным. Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий нарушения/соблюдения норм и правил. Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения. 
Познавательное развитие Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи; выделять существенные признаки. Стимулировать развитие познавательных процессов.
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Формировать умение точно выражать свои мысли.
Художественно – эстетическое развитие Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных произведений. 
Физическое  развитие Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения, действовать сопряжено и поочередно правой и левой рукой. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

 

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет:

 

Образовательная область Задачи
Социально – коммуникативное развитие Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Развивать чувство собственного достоинства. Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности. Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения. Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.. Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.
Познавательное развитие Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Стимулировать вопросы причинно-следственного характера. Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности; развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность к мысленному экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез; способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, творчески их преобразовывать; замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей действительности; самостоятельно использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач. 
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи.
Художественно – эстетическое развитие Формировать умения использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, рассказывать о своих эмоциональных переживаниях. 
Физическое  развитие Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание. Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

 

      

  • Планирование коррекционно-развивающей работы 

Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

 

Цель занятий: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. 

Участники: дети 2-4 лет с низким уровнем адаптации к условиям ОУ.

Продолжительность: занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 10-20 минут.

 

Месяц Тема недели Цель занятия
СЕНТЯБРЬ 1  

«Божья коровка»

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.

2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

4. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов).

5. Развитие внимания, речи и воображения. 

2 «Листопад» 1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности. 

2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 

3. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. 

4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми. 

5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. 

6. Развитие речи, воображения, творческих способностей. 

3 «Зайка» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе. 

2. Развитие умения подражать движениям взрослого. 

3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 

4. Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции. 

5. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. 

6. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. 

4 «Мишка» 1. Сплочение группы, развитие эмпатии. 

2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. 

3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры. 

4. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 

5. Развитие внимания, речи и воображения. 

ОКТЯБРЬ 5 «Непослушные мышата» 1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет. 

2. Формирование положительной самооценки. 

3. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм. 

4. Развитие слухового внимания, быстроты реакции. 

5. Развитие общей и мелкой моторики. 

6. Развитие чувства юмора, речи и воображения. 

6 «Мыльные пузыри» 1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии. 

2. Снятие излишней двигательной активности, импульсивности. 

3. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. 

4. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. 

5. Развитие внимания, речи и воображения. 

7 «Колобок» 1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 

2.Развитие общей и мелкой моторики. 

3. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного). 

4. Развитие пространственных представлений. 

5. Развитие внимания, речи и воображения. 

8 «Котята» 1. Формирование положительной самооценки. 

2. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. 

3. Снятие мышечного напряжения. 

4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость). 

5. Развитие слухового восприятия, умения

 

Календарно-тематическое планирование по программе С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

 

Цель программы: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. 

Участники: дети 4-6 лет с нарушениями эмоционально-волевого развития. 

Продолжительность: занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20-30 минут. 

 

Месяц Тема недели Цель занятия
НОЯБРЬ 1 «Мы не робкие ребята» 1. Знакомство с чувством робости. 

2. Сплочение группы 

3. Повышение у детей уверенности в себе.

2 «Радость моя» 1. Знакомство с чувством радости. 

2. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. 

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 

3 «Веселые друзья» 1.Продолжение знакомства с чувством радости. 

2. Повышение у детей уверенности в себе.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

4 «Отличное настроение» 1. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. 

2. Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике.

ДЕКАБРЬ 5 «Страх – мой враг» 1.Знакомство с чувством страха.

2.Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике. 

6 «Не боимся ничего» 1. Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике.

2. Поиск путей преодоления страха. 

3. Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. 

7 «Улыбнись страху» 1. Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям. 

2. Развивать умение справляться с чувством страха. 

3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке

8 «Удивление» 1. Знакомство с чувством удивления. 

2. Закрепление мимических навыков.

ЯНВАРЬ 9 «Злость» 1. Знакомство с чувством злости.

2. Тренировка различать эмоции.

3. Развивать умение справляться со злостью.

10 «Мне бывает стыдно» 1.Знакомство с чувством вины.

2. Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике.

ФЕВРАЛЬ

 

 

11 «Отвращение, брезгливость» 1.Знакомство с чувством отвращения.

2. Повышение у детей уверенности в себе.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

12 «Закрепление знаний о чувствах» 1. Закрепление умения различать чувства.

2. Повышение у детей уверенности в себе.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

 

Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной

«Коррекционно-развивающие занятия в средней группе»

 

Цель программы: коррекция и развитие познавательных способностей. 

Группа: дети 4-5 лет с низким уровнем познавательного развития. 

Продолжительность: занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 20 минут. 

 

Месяц Тема недели Цель занятия
НОЯБРЬ  

1

«Будем знакомы»

1. Развитие зрительного восприятия. 

2. Развитие мышления и речи. 

3. Развитие внимания, памяти. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Формирование навыков счета.

6. Совершенствование навыков общения. 

7. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 

2

«Мои друзья»

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма). 

2. Развитие внимания, памяти. 

3.Развитие мышления и речи.

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Воспитание нравственно-волевых качеств. 

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 

 

3

«Осенние явления»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3.Развитие мышления и речи. 

4. Развитие памяти. 

5. Развитие общей и мелкой моторики. 

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

4

«Урожай»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие мышления и речи. 

4. Развитие двигательных навыков. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

 5

«Путаница»

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие мышления и речи.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

ДЕКАБРЬ  

6

«День и ночь»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

 

7

«Зимушка-зима»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики. 

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника. 

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

8

«Посчитай-ка»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Продолжать формировать навыки счета.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

9

«Зимние забавы» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

ЯНВАРЬ  

10

«Признаки предметов» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

11 «Наши друзья – животные» 1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет). 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

ФЕВРАЛЬ  

12

«Умные игры» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3.Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

13 «Веселые игры» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

14 «Задачки для ума» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие памяти., внимания и наблюдательности. 

3. Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

15 «Посчита-ка» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие речи и мышления. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Продолжать формировать навыки счета. 

6. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств.

МАРТ 16 «Весеннее настроение» 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3.Развитие речи, мышления и воображения. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. 

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»

 

Цель программы: коррекция и развитие познавательных способностей. 

Группа: дети 5-6 лет с низким уровнем познавательного развития.

Продолжительность: занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 25 минут.

 

Месяц Тема недели Цель занятия
НОЯБРЬ  

1

«Будем знакомы»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. 

3. Развитие слуховой и зрительной памяти. 

4. Совершенствование навыков счета. 

5. Развитие мышления и речи. 

6. Развитие общей и мелкой моторики. 

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

2

«Веселый счет»

1. Развитие зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3.Совершенствование элементарных математических представлений. 

4. Развитие мышления и речи. 

5. Развитие общей и мелкой моторики. 

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

3

«Мир природы»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3. Развитие слуховой и зрительной памяти. 

4. Развитие мышления и речи. 

5. Развитие общей и мелкой моторики. 

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

 

4

«Времена года»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи.

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков.

6.  Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

5

«Признаки предметов»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и наблюдательности. 

3. Развитие речи и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

ДЕКАБРЬ  

6

«Веселые игры»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3.Развитие речи и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

7

«Умные игры»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи.

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

8

«Мы команда»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

9

«Сказочная страна»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 

3. Развитие мимики и пантомимики. 

4. Развитие способности к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

5. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 

ЯНВАРЬ  

10

«Умные пальчики»»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

11

«Зимние забавы»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

ФЕВРАЛЬ 12  

«Умники и умницы»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

13  

«Умники и умницы»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

14  

«Лесные жители»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

15  

«Задачки для ума»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

МАРТ 16  

«Весеннее настроение»

1. Развитие внимания и восприятия. 

2. Развитие внимания и памяти. 

3. Развитие мышления и речи. 

4. Развитие общей и мелкой моторики. 

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 

Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников» Куражевой Н.Ю.

 

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Группа: дети 6-7 лет с низким уровнем готовности к школьному обучению.  

Продолжительность: занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 25 минут.

 

Месяц Тема недели Цели занятия
НОЯБРЬ  

1

«Создание лесной школы» 1. Знакомство детей друг с другом.

2. Развитие навыков вербального и невербального общения.

3. Снятие телесного и эмоционального напряжения.

4. Создание эмоционально положительного климата в группе.

2 «Букет для учителя» 1. Продолжение знакомства друг с другом.

2. Развитие навыков вербального и невербального общения.

3. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5. Развитие мелкой мускулатуры руки.

6. Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).

3 «Смешные страхи» 1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично.                                2. Развитие навыков вербального и невербального общения.                                 3. Снятие телесного и эмоционального напряжения.                                                         4. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.                                                  5. Развитие памяти, внимания, воображения.                                                                  6. Развитие мелкой мускулатуры руки.                                                                              7. Развитие произвольности психических процессов.
 

4

«Игры в школе» 1.Развитие коммуникативных навыков.

2.Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

3.Развитие умения выступать публично.

4.Развитие мелкой мускулатуры руки.

5.Развитие произвольности психических процессов.

 

5

«Школьные правила» 1. Развитие навыков культурного общения.

2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Развитие внимания, мышления, памяти.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов.

ДЕКАБРЬ  

6

«Собирание портфеля» 1.Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

2.Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

3. Развитие внимания, мышления, памяти.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов.

 

7

«Белочкин сон» 1.Развитие эмоциональной сферы.

2.Развитие коммуникативной сферы.

3.Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5.Развитие произвольности психических процессов.

 

8

«Госпожа Аккуратность» 1.Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2.Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

 

9

«Жадность» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

ЯНВАРЬ  

10

«Волшебное яблоко» 1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

2.Развитие эмоциональной сферы.

3.Развитие внимания, мышления.

4.Развитие мелкой мускулатуры руки.

11 «Подарки в день рождения» 1.Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.

2.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

3.Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов.

ФЕВРАЛЬ 12 «Домашнее задание» 1.Развитие навыков общения, умения работать в паре.

2.Развитие речи и логического мышления.

3.Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

4.Развитие мелкой мускулатуры руки.

5.Развитие произвольности психических процессов.

13 «Школьные оценки» 1.Развитие навыков общения детей.

2.Развитие мышления (анализ, логическое мышление).

3.Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое).

4.Развитие мелкой мускулатуры руки.

5.Развитие произвольности психических процессов.

14 «Ленивец» 1. Развитие навыков общения.

2.Развитие мышления.

3.Развитие слухового и зрительного внимания.

4.Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти.

5.Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.Развитие произвольности психических процессов.

15 «Списывание» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2.Развитие внимания, логического мышления.

3.Развитие мелкой мускулатуры руки.

4.Развитие произвольности психических процессов.

МАРТ 16 «Подсказка» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2.Развитие внимания, логического мышления.

3.Развитие мелкой мускулатуры руки.

4.Развитие произвольности психических процессов.

17 «Обманный отдых» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2.Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения.

3.Развитие мелкой мускулатуры руки.

4.Развитие произвольности психических процессов.

18 «Бабушкин помощник» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2. Развитие внимания, мышления.

3.Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов.

19 «Прививка» 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. 

2. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов.

20 «Школа» 1 Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

2. Развитие внимания, мышления, воображения.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.  

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов.

  • Психологическое консультирование

 

 Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ОУ педагог-психолог осуществляет консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Задачи:

– оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

– оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ОУ;

– обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

– помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

– формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

 Консультационная работа проводится в групповой и индивидуальной форме по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы: тематические встречи; индивидуальные консультации (консультирование по результатам обследования уровня психического развития детей, консультации по запросам в течение года); выступления с сообщениями на родительских собраниях; групповые консультации и круглые столы.

 

Содержание взаимодействия педагога-психолога со специалистами ОУ.

С руководителем ОУ: 

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач. 
  2. Уточняет запрос на психологическое  сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения. 
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе. 
  4. Предоставляет отчетную документацию. 
  5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу). 
  6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК. 
  7. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях. 

 

С воспитателями: 

1.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года) 

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. 
  2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 
  3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность. 

5.Оказывает помощь воспитателям  в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. 

  1. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. 

7.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. 

  1. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 

 

С музыкальным руководителем: 

  1. Оказывает помощь  в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. 
  2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания. 
  3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. 
  4. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). 
  • Психологическая профилактика                                                              и психологическое просвещение

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. 

В психологической профилактике выделяют два уровня: 

I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами. 

II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Такая  профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д. 

Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам: 

диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном и развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями; 

 проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения. 

Психологическое просвещение предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Информирование педагогов и родителей о психологических особенностях детей осуществляется по следующим вопросам:

  • Адаптация ребенка в ОУ;
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста;
  • Эмоционально-волевые нарушения детей дошкольного возраста;
  • Вредные привычки детей и способы их преодоления;
  • Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста;
  • Влияние родительского стиля воспитания на развитие детей дошкольного возраста;
  • Поведение родителей во время возрастных кризисов детей дошкольного возраста;
  • Развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;
  • Психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе и др.

Цель психологического просвещения: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: 

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
  • повышение уровня психологических знаний; 
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

 

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.


  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  • Обеспеченность методическими материалами 

 

Диагностический инструментарий:

Анкета для воспитателей «Адаптация ребенка в детском саду»
Опросник для педагогов «Карта оценки развития ребенка»
Цветовой тест М. Люшера,  «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко 
Методика «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко
Методика  «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко, методика «Определение мотивов отношения ребенка к школе» М.Р. Гинзбург, методика «Диагностика готовности к началу обучения в школе» (Н. и М. Семаго). 
Детский тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), тест ЦТЛ (М. Люшера), методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо).

 

Материалы для коррекционно-развивающей работы:

 

  • Белопольская Н.Л. – Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. 
  • Вежновец И. Программа развития эмоциональной сферы.\\ Школьный психолог. 
  • Земцова О.Н. Умные книжки: Тесты для детей 4-5 лет. 
  •  Земцова О.Н. Грамотейка: интеллектуальное развитие детей 5-6лет. 
  •  Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
  • Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. 
  • Хухлаева О.В. Терапевтические сказки.
  • Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Жукова О. Книга заданий по развитию интеллекта у детей.
  • Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.
  • Картотека пальчиковых и дыхательных упражнений.
  • Дидактические пособия по развитию познавательных способностей, мелкой моторики.

Перечень методической литературы:

 

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2004.
  3. Беденко М.В. Логика: тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
  4. Белопольская Н.Л. – Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. М.: Когито-Центр, 2008, 47 с.
  5. Белошистая А.В. Первые шаги к интеллекту. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2009. – 48 с.
  6. Бортникова Е. Учимся писать цифры: рабочая тетрадь. М.: Литур, 2012.
  7. Бураков Н.Б. Экспресс курсы по подготовке детей к письму: линии и штриховки для детей от 4 до 7 лет. М.: Бураков-Пресс, 2011.
  8. Вежновец И. Программа развития эмоциональной сферы.\\ Школьный психолог. – 2005. – №17.- С. 28-32.
  9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем память: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: РОСМЭН, 2014.
  10.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Мышление: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. 
  11.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Киров: «Кировская областная типография», 2001.
  12.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. Киров: ВЯТКА, 2002.
  13.  Жукова О. С. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. – М.: Астрель, 2007 – 64 с.
  14. Земцова О.Н. Грамотейка: Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. – М.: Махаон, Азбука-Атикус, 2014. – 128 с.
  15.  Земцова О.Н. Умные книжки: Тесты для детей 4-5 лет. – М.: Махаон, Азбука-Атикус, 2014. – 64 с.
  16.  Земцова О.Н. Грамотейка: интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Атикус, 2015. – 128 с.
  17.  Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Дону. : Феникс, 2007. – 349 с.
  18.  Катаева Л.И. Дополнительная коррекционно-развивающая программа для подготовительной группы. – М.: Книголюб, 2004.
  19.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Картотека релаксационных игр и упражнений для детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  20.  Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 1999. 
  21.  Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего дошкольного возраста. Коррекционная программа. – М.: Айрис-пресс, 2008, 48 с.
  22.  Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. – М.: «Ювента», 2004 – 160 с.
  23.  Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
  24.  Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.. Цветик – семицветик. Программа психологических занятий с дошкольниками. – СПб.: Речь, 2004.
  25.  Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Программа психолого-педагогических занятий дошкольников. Цветик-семицветик. Приключения будущего первоклассника. СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
  26.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  27.  Мазурова М.В., Язепова Т.Н. Думаем, решаем – себя развиваем. Индивидуальная тетрадь для детей 5-6 лет. – Мозырь: Белый ветер, 2012. – 40 с.
  28.  Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки.- М.: ТЦ Сфера, 2002. — 96 с.
  29.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: ГНОМиД, 2007. – 160 с.
  30.  Погудкина И.С.  Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл    коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
  31.  Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. – М.: Теревинф, 2004. – 50 с.
  32.  Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. – М.: Книголюб, 2008.
  33.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.  —— М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
  34.   Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003. – 79 с.
  35.  Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
  36.  Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
  37.  Тарасова А.В. 300 развивающих упражнений для детей 4-5 (5-6) лет. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 272 с.
  38.  Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2008. -118 с.
  39.  Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М: Академия, 2003.
  40.  Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. – М.: «ФОРУМ», 2012.
  41.  Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 128 с.
  42.  Шарохина В.Л. Дополнительные коррекционно-развивающие программы для детей средней, старшей, подготовительной групп. – М.: Книголюб, 2005. 
  43.  Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Планирование психолого-педагогической работы:                   годовой план на 2022-2023 учебный год

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Содержание работы Сроки 

выполнения

Целевая группа
1 Оценка характера протекания адаптационного периода к ОУ детей Сентябрь – октябрь  Воспитанники младшего дошкольного возраста
2 Составление социального паспорта учреждения Сентябрь, 

май

Все воспитанники
3 Опрос «Карта оценки развития ребенка младшего дошкольного возраста» Октябрь Педагоги младших групп
4 Исследование особенностей уровня психического развития детей Сентябрь – октябрь,         март – апрель Средние и старшие группы
5 Диагностика уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Октябрь, 

апрель – май

Подготовительные  группы
6 Индивидуальное обследование психологических особенностей  детей  По запросу педагогов, родителей (законных представителей) Все воспитанники
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7 Психологическое сопровождение детей с низким уровнем адаптации к детскому саду Сентябрь-октябрь Воспитанники младшего дошкольного возраста
8 Психологическая поддержка детей группы социального риска Ноябрь – декабрь Воспитанники группы социального риска
9 Проведение коррекционно-развивающих занятий по итогам обследования Ноябрь –

февраль

Средние, старшие и подготовительные группы
10 Индивидуальное сопровождение воспитанников, имеющих психологические трудности  В течение года по запросам педагогов, администрации и родителей (законных представителей) Все воспитанники
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

11

Оказание психологической помощи в поиске индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения

В течение года

Родители  (законные представители),

педагоги

12 Консультация «Возрастные особенности детей 1-2-летнего возраста. Адаптация к детскому саду» Сентябрь Родители

(законные представители) детей, вновь прибывших в ОУ

13 Анкетирование «Оценка адаптации детей к ОУ» Сентябрь Педагоги младших групп
14 Консультация «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет» Сентябрь Родители

 (законные представители) первых младших групп

15 Консультация «Роль авторитета родителей в воспитании детей»

Сентябрь

Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
16 Консультация «Факторы психологического благополучия ребенка» Октябрь Родители

(законные представители)

17 Консультация «Возрастные кризисы одного года, трех и семи лет» Октябрь Педагоги
18 Консультация «Пять языков любви» Октябрь Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
19 Консультация «Добрые советы: тихие игры перед сном» Ноябрь Родители

(законные представители)

20 Семинар «Чем опасны ссоры при ребенке» Ноябрь Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
21 Консультация «25 способов сделать так, чтобы ребенок вас услышал» Декабрь Родители                  (законные представители)
22 Консультация «Десять правил безопасности, которым нужно научить своего ребенка» Декабрь Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
23 Выступление «Анализ психолого-педагогического обследования воспитанников старшего возраста»

Декабрь

Педагоги

24 Консультация «Пять языков любви» Январь Родители                  (законные представители)
25 Консультация «Синдром навязчивых движений у ребенка» Январь Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
26 Тренинг «По дороге в школу» Февраль Родители                  (законные представители) детей подготовительных групп
27 Тренинг «Связующая нить» Февраль Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
28 Консультация «Добрые советы: тихие игры перед сном» Март Родители                  (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
29 Консультация «Детские реакции на стресс» Апрель Родители                  (законные представители)

30

Консультация «Причины детского непослушания» Апрель Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
31 Консультация «Играем и развиваем» Май Родители                  (законные представители)
32 Консультация «Играем и развиваем»  

Май

Родители (законные представители) детей, не охваченных дошкольным образованием
33 Выступление «Итоги психолого-педагогического обследования детей старшего возраста» Май Педагоги
34 Освещение и обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей дошкольного возраста на родительских собраниях

В течение года

Родители (законные представители)
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
35 Информирование о психологических особенностях детей дошкольного возраста В течение года Родители (законные представители), педагоги
36 Оформление информационно – просветительских памяток и брошюр по актуальным проблемам развития и воспитания детей дошкольного возраста В течение года Родители (законные представители), педагоги
37 Участие  в семинарах, педсоветах, круглых столах, проводимых в образовательном учреждении В течение года
38 Предупреждение познавательных и эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста

В течение года

Все воспитанники

39 Подготовка документации и материалов по психологическому сопровождению семей, находящихся  в социально опасном положении

В течение года

Семьи, находящиеся в социально опасном положении
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

40

Оформление и заполнение рабочей документации. Подготовка протоколов и бланков, карт диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям В течение года
41 Анализ и обработка результатов диагностических обследований В течение года
42 Оформление материалов для родителей и педагогов по интересующим вопросам В течение года
43 Написание аналитических отчетов по итогам работы В течение года
44 Участие в городских семинарах, практикумах и других мероприятиях В течение года
45 Самообразование: поиск новых научных и практических материалов для психологической работы в ОУ В течение года

 

 

 

 

 

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников
Пролистать наверх