Конспект НОД по экспериментальной деятельности ( для детей старшего дошкольного возраста ) «В гостях у Капельки»

автор: Белоусова Татьяна Владимировна

Воспитатель ГУ ЛНР «ясли-сад «Сказка»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности ( для детей старшего дошкольного возраста ) «В гостях у Капельки»

 

 

Конспект НОД по экспериментальной деятельности ( для детей старшего дошкольного возраста ) «В гостях у Капельки»

Цель: Дать представление о детской лаборатории.  Познакомить с понятием «наука» (познание), о способе познания мира – эксперименте (опыте). 

 Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

задачи: 

  • Образовательные:
  • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Развивающие:
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пепетками;
  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
  • развивать умственные операции: сравнение, способность анализировать;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование:  картинки, пластиковые стаканы, ложки, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; 

 

 Ход занятия

  Здравствуйте ребята, сегодня у нас, с вами первое занятие по экспериментальной деятельности.

Я расскажу вам и покажу  что такое лаборатория, наука, эксперимент.

– Лаборатория – это помещение  оборудованное для проведения научных, технических и других опытов.

В лаборатории всегда тихо и чисто

А вы знаете кто работает в лаборатории? (Ответы детей) . В лаборатории работают ученые и их помощники – лаборанты.

– Дети а кто ни бути знает, чем занимаются ученые? (Ответы детей)

Ученые занимаются наукой.

– А что такое наука вы знаете? (Ответы детей)

Наука – это  особый вид познавательной деятельности человека. Это изучение различных предметов, явлений.

– Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?

  Ученые наблюдают за происходящим в мире.

– Что такое наблюдение? (Ответы детей)

Наблюдение – это один из способов изучения мира который нас окружает.

При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. 

 что такое эксперименты? (Ответы детей) 

Эксперименты – это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами:  пробирками, мензурками и пипетками . Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №4. , Не мешать работать друг дгугу.

Правило №5. Соблюдать тишину

 Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в нашу экспериментальную лабораторию.

Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы

Опыт 4.

На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. 

Опыт 5.

А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

 Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей. 
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

Часть III. Физкультминутка «Синяя вода».

 Синяя вода (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

 Поле без следа, без конца и края (кружимся на месте)

Синяя вода, ты спешишь куда ,ты спешишь куда (присели обхватили плечи руками)

К морю синему, там где волны сильные (встали руки вверх)

Там где волны сильные плещутся всегда (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему поскорей неси меня (кружимся на месте)

Поскорей неси меня синяя вода (присели, обхватили плечи руками).

Эксперимент « Разбегающиеся зубочистки»

Для проведения опыта: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара – рафинада (не быстро растворимого), жидкость для мытья посуды.

1.Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2.В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара , зубочистки начнут собираться к центру.

  1. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды-зубочистки «разбегутся».

Вывод: сахар всасывает воду, создавая ее движения перемещающее зубочистки к центру. Мыло растекаясь по воде,  увлекает за собой частички воды , они заставляют зубочистки разбегаться.

Этот фокус, основан на определенных природных физических явлениях, которые вы будете изучать  в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по экспериментальной деятельности ( для детей старшего дошкольного возраста ) «В гостях у Капельки»
Пролистать наверх