Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности «Состояния и превращения веществ. Растворимость»

автор: Белоусова Татьяна Владимировна

Воспитатель ГУ ЛНР «ясли-сад «Сказка»

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности «Состояния и превращения веществ. Растворимость»

 

 

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Состояния и превращения веществ. Растворимость.»

Цель:

  1. Уточнить представление детей о свойствах воды.
  2. Развивать умение действовать по алгоритму.
  3. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Демонстрационный материал:

Баночки с различными веществами, «коробочка», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значениях и свойствах воды.

Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества: соль, песок, стиральный порошок, шурупы.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, ребята, дождь, град,снег, лед – это что?

Ответы детей: (Вода.)

Воспитатель: Правильно. Мы с вами сегодня будем проводить опыты с водой. Но ребята, посмотрите, в нашем уголке экспериментов кто-то оставил «коробочку». Интересно, что лежит в коробке? (Воспитатель постепенно достает пакетики с веществами, и спрашивает у детей что это)

Ответы детей: (Соль, песок, стиральный порошок, шурупы.)

Воспитатель: Здесь еще есть записка от Незнайки он это нам оставил потому что не знает какие вещества растворяются в воде, и он решил показать это вам ребята.

Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?

Ответы детей:(Да/Нет.)

Воспитатель: Ребята кто из вас знает как можно проверить растворяются эти вещества в воде или не.

Воспитатель: Мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, что вода может делать? какими свойствами обладает?

Ответы детей: (Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она (бесцветная, без запаха, без вкуса, текучая).

Вот сейчас мы вместе с вами проверим, что же произойдет с солью? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, правила поведения при экспериментировании. (воспитатель показывает картинки с изображением правил поведения в лаборатории)

Дети отвечают:

– нельзя без разрешения брать предметы и вещества,

– нельзя пробовать на вкус без разрешения,

– трогать после опыта глаза руками,

– не шуметь.

– внимательно слушать задание,

– убирать за собой после опытов,

Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Посмотрите у вас на столе лежат ложечки, ребята давайте возьмем их и добавим соль в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт, ваши мамы выполняют почти каждый день, когда готовят есть.

Ребята посмотрите в стаканчик что произошло с солью?

Ответ детей: Она исчезла.

Воспитатель: Соль не исчезла, а растворилась в воде. Ребята, какая теперь вода стала на вкус? Ведь мы туда добавили соль.

Ответ детей: Соленая! Как на море!

Воспитатель: А ее можно пить ребята?

Ответ детей: (Нет)

Воспитатель: А если мы добавим сахар, какого вкуса станет вода?

Ответ детей:Сладкая!

Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, сахар мы добавляем, когда варим компот.

Воспитатель: Давайте проведем следующий эксперимент с песком

Воспитатель: Мы свами добавим песок в воду и перемешаем, а теперь внимательно посмотрим, растворился песок или нет

Ответ детей: Нет! Не растворился.

Воспитатель: Правильно дети, он не растворился, потомучто песок состоит из мелких песчинок (камушков, которые в воде не растворяются.

Воспитатель: А эту воду, можно пить? (нет, потому что песок не съедобное вещество)., Ребята запомните песок не растворяется в воде! Песок это не растворимое вещество.

Воспитатель: Ребята, предлагаю нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе.

Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем все люди стираю вещи?

Ответ детей: Стиральным порошком.

Воспитатель: Правильно. Почему люди добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?

Ответ детей: порошок,отстирывает грязь; песок не растворяется, пачкает одежду.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, посмотрим, что произойдет? Дети посмотрите на воду что с ней стало?

Ответ детей: Появились пенные пузырьки, вода помутнела, мыльная,.

Воспитатель: Что произошло с порошком?

Ответ детей: Он растворился.

Воспитатель: Ребята, а эту воду можно пить?

Ответ детей: Нет! Это не съедобное вещество.

Воспитатель: Молодцы! Ребята возьмите шурупы и добавьте их в воду. Что произошло с водой?

Ответ детей: Ничего не произошло.

Воспитатель: Правильно. Потому что шурупы не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?

Ответ детей: потому что шурупы железные тяжелые…

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами познакомились с одним из свойств воды – растворимостью. Ребята давайте мы вместе с вами нарисуем схему проведения опытов и оставим Незнайке.

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Ребята все нарисовали.

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Молодцы. Теперь когда Незнайка вернется в уголок экспериментирования увидит наши рисунки, и поймет какие вещества растворяются в воде, какие не растворяются. Наше с вами занятие подошло к концу нам пора прощаться.

 

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности «Состояния и превращения веществ. Растворимость»
Пролистать наверх