Гиперборея – миф или реальность. Белякова Татьяна Юрьевна

автор: Белякова Татьяна Юрьевна

Учитель географии биологии МКОУ “ООШ с. Талон”

Гиперборея – миф или реальность.

МКОУ «ООШ с. Талон»

Технологическая карта урока – исследования

(системно – деятельностный подход)

Учитель географии:  Белякова Т.Ю.

 

  • Предмет:  География   Автор А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение  2017г. 

 

7 класс

 

Тема урока: « Гиперборея –  миф или реальность». Место урока: №22    
Тип урока:  обобщение и систематизация знаний Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: групповая работа

 Методы обучения: публичное выступление, защита работ, работа с дополнительным  литературой, наглядным материалом.

Цель урока: овладение умением применения географических знаний для  доказательства или опровержения географической гипотезы существования древнего материка   Гиперборея. Задачи урока:

Предметные: уметь извлекать нужную информацию из различных доступных источников информации.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

     –   закреплять умение  представлять информацию;

     – формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД:

     –  формировать умение концентрировать внимание;

     – закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

  3. Коммуникативные УУД:

     – формировать умение работать  в группе;

     –  представлять результат своей деятельности,

Личностные: осознавать и оценивать изменение географических оболочек в течении  геохронологии  Земли.

Предполагаемый результат
Предметный результат:

-знают  процессы происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере

– умеют  сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы  

– умеют находить связь между  процессами происходящими в них

Метапредметные результаты / УУД:

Личностные:

  • владеют навыками коллективной работы (при выполнении) исследовательских заданий);
  • владеют компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий; 
  • могут самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;  находить информацию в предложенных источниках;
  • способны воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы.

Познавательные:

  •  могут  ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества; могут представлять результат работы, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы знания- незнания;
  • выбирают действия по достижению цели;
  •  умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Оценивают свою работу.
Педагогические технологии Оборудование
– исследовательский метод обучения   различные источники информации

ноутбук с проектором, презентация, атласы, фото растений, животных, археологических находок,  карты

 

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности- 2 мин
– проверяет готовность к уроку;

– создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке

– настраивает на получение конечного результата:

  Доброе утро.   Мы снова встречаемся на уроке географии.   Сегодня мы будем   учиться  использовать знания, полученные ранее.

Готовят к уроку учебные принадлежности,

-включаются  в деловой ритм;

Коммуникативные УУД:

– слушают учителя

-строят устное высказывание в соответствиис коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

– планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-самооценка готовности к уроку;

– оценка эмоционального состояния;

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-2мин
Фронтальная беседа. 

 

Я  хочу предложить вам тему немного  выходящею за рамки школьной программы. Но не менее интересную  – «Гиперборея – миф или реальность»

– Скажите, вам о чем – то говорит название данной темы?

–  Вы слышали подобные названия?

Это не страшно, значит, нам  есть  чем заниматься  на  уроке.

  

Учащиеся обсуждают, предлагают свои ответы. 

(чаще всего звучит ответ «нет»)

Познавательные УУД:

– осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

– ориентируются в своей системе знаний – незнаний,

Коммуникативные УУД:

– слушают и понимают речь других;

– строят  высказывания;

– отстаивают свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

– выполняют учебные действия;

-выяснение готовности класса к изучению нового материала;
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности-2мин
Ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.

 – Если мы в тупике, как мы поступаем?

 Ищем информацию в источниках знаний, чаще всего интернет. Вы каким сайтом чаще пользуетесь?   

Как вы видите «Википедия» дает ответ « Гиперборея»  гипотетически существовавший материк на севере.

– А что означает гипотетически? Гипотетически – это или существовал, или не существовал? Вроде бы мы поступили правильно зашли в источник информации, но  вопросов стало только больше.  (Схема на доску).

 

Существ.            Не существ.

                  Гиперборея 

            

 

Выдвигают свои предложения, ставят цель урока: « Провести исследования и доказать или опровергнуть существование 

Гипербореи  »

Учащиеся в основном называют источник информации – «Википедия» 

Познавательные УУД:

– выдвигают предложения о  исчезновении материка,

Коммуникативные УУД:

–  строят речевые высказывания в устной форме;

– формулируют и аргументируют свое мнение;

Регулятивные УУД:

– определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

– планируют пути реализации целей и задач урока

–  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

– оценка умения формулировать тему урока;

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – 3мин
Организует работу учащихся в группах.

  Давайте представим себя учеными и предположим, откуда можно черпать информацию по данному вопросу?

  Я рассуждала, примерно, так же как и вы и подготовила для вас разные источники информации. 

 У меня получилось 5 групп.  

Каждая из групп выполняет свое задание: 

1 группа –  «Историки»   вам предстоит изучить легенды и мифы, сказки народов  разных стран. А так же поработать с энтомологией языков и рас. Приложение №1

2 группа – «Геологи»  вы изучите литосферу, вам даётся пазл из литосферных плит, нужно его сложить и определить направления их движения. А так же карта дна Северного Ледовитого  океана.

 Приложение №2

3 группа  – «Картографы» для вас фото, рисунки  древних карт Гипербореи.

 Приложение №3

4 группа  – «Климатологи и Гидрологи» вашей группе предоставлены климатические карты и другая информация  о климате Гипербореи.

 Приложение №4

5 группа – « Археологи» ваша задача изучить археологические находки, ископаемые останки животного и растительного мира. Приложение №5

   Даже если у вас не будет конечного вывода, мне интересен ход ваших рассуждений. Прошу приступать.

  Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализировать и отбирать нужную  информацию, планируют деятельность членов своей группы, планируют пути достижения цели своего исследования.  В ходе исследования пробуют ответить на ряд вопросов:

1.Существовал или нет материк  Гиперборея?

2.Если существовал, обозначьте местоположение?

3.Приведите факты, которые подтверждают или опровергают существование материка?

4.Ели да, то какой там был климат?

6. Каков был органический мир?

7.Почему, по вашему мнению, мог исчезнуть этот материк?

Познавательные УУД:

-выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

-выполняют задания, взаимодействуя в группах.

Регулятивные УУД:

– планируют свою учебную деятельность; 

– определяют способы выхода из затруднения;

– самоконтроль, 

–  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Реализация построенного проекта-10мин
Организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности, помогает учащимися выбрать оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения. Изучают информацию в источниках:  атлас, карты, рисунки,  мифы, легенды, сказки распределяют обязанности между членами группы, собирают материал. Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из  предложенного материала.

Коммуникативные УУД:

– строят монологическую речь;

– осуществляют работу в группе;

Регулятивные УУД:

– ищут пути решения проблемы;

–  анализируют работу.

самоконтроль, 

-самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Первичное закрепление-10 мин
Направляет работу учащихся в правильное русло, помогает найти правильный выход из сложных ситуаций.    Познавательные УУД:

– устанавливать причинно-следственные связи, заносят информацию на лист бумаги, извлекают информацию из текста, таблицы; 

 – используют результаты опыты для решения поставленных задач

Коммуникативные УУД:

– строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

– осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

-решают задания и сравнивают свой результат с эталоном;

– применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

самооценка действий по достижению планируемых результатов
Включение в систему знаний и повторение – 12мин
Организует представление результатов совместной деятельности групп. Представляют результаты своей деятельности, выступают публично перед классом. Записывают результаты исследования всех групп в маршрутный лит урока. Коммуникативные УУД:

– формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

– планируют  свои  действия;

дают оценку результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2мин
«Возвращает» к теме и цели урока 

– Какую цель мы ставили перед уроком?

Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы групп. 

 Мы проделали глобальную  работу за урок, вы, соединив несколько разрозненных фактов, пришли к определенным выводам и смогли объяснить их научным языком.

Оценивает работу групп и особо активных учащихся. 

Прием «рюкзак» 

Учащиеся по очереди фиксируют свои продвижения в учёбе. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»

Предложения:

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Я научился…
  1. Мне еще необходимо…
Систематизируют информацию.

–  Доказать или опровергнуть географические гипотезы существования древнего материка   Гиперборея.

 Формулируют собственное мнение.

Познавательные УУД:

– систематизируют, обобщают изученный материал;

– делают выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

-строят монологическое высказывание;

– адекватно воспринимают критику,

Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимают оценку;

–  осуществляют самооценку.

Оценивают результативность и деятельность на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2мин
 

 Творческое задание: используя различные источники  информации выполнить работу по теме Гиперборея в виде  (доклад, реферат, презентация, сообщение).

Я в свою очередь могу,  рекомендовать вам   прочитать книги  о Гиперборее  российских авторов и не только:

         Книги о Гипербореи

  1.  «Найденный рай на Северном полюсе», У.Ф. Уоррен.
  2. «В поисках Гипербореи», В.В. Голубев и В.В. Токарев.
  3. «Арктическая родина в Ведах», Б.Л. Тилак.
  4. «Вавилонский феномен. Русский язык из глубины веков», Н.Н. Орешкин.
  5. «Гиперборея. Исторические корни русского народа», В.Н. Демин.
  6. «Гиперборея. Праматерь русской культуры», В.Н. Демин и другие издания. 

 Факт,  существования загадочной северной страны  остаётся загадкой. И кто знает, может быть, кому ни будь из вас суждено разгадать её. 

 Но что бы добиться поставленной задачи надо быть как   минимум  увлеченным и  целеустремлённым человеком. И конечно знать и любить географию.

Записывают задание в рабочую тетрадь. Познавательные УУД:

-систематизируют изученный материал ;

– применяют знания в новой ситуации, 

Коммуникативные УУД:

-слушают объяснения учителя,

– задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

– соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.

самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений

 

Источники информации:

 http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/giperboreja.html

https://nlo-mir.ru/atlantida/55035-zagadki-suschestvovanija-giperborei.html

http://www.yperboreia.org/likbez.asp

https://l-boris.livejournal.com/2255571.html

http://ezoterik-page.com/vse-my-rodom-iz-giperborei/

https://zagopod.com/blog/43862763081/Zagadki-Giperborei-v-mifah-i-legendah

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=18314012784550164647&text=%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F

https://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015 

Гиперборея – миф или реальность. Белякова Татьяна Юрьевна
Пролистать наверх