«Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста”.

автор: Бледных Ольга Юрьевна

воспитатель МБДОУ”Детский сад”Машенька”

«Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста”.

«Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

 

    Проблема коммуникативной деятельности является одной из актуальных проблем психологических исследований. Актуальность определена важностью межличностного общения для становления личности ребенка.

    Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в действии. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

    Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное  развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений (агрессивность, отчужденность, враждебность и пр.)зарождается именно в детском возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения со сверстниками. Если эти отношения складываются благополучно, формируется готовность ребенка к сложнейшему многокомпонентному процессу – полноценному межличностному общению.

  Коммуникативная компетентность исследуется как в зарубежной (Уотерс, Сейроуф), так и в отечественной психологии (Л.А.Петровская, Т.В. Антонова, Б.Ф. Ломов и др.) Однако использование специальных средств развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте является малоизученным, что определило актуальность и цель нашего исследования.

    Изучив и проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема развития коммуникативных навыков  является одной из актуальных проблем.

    Нами была проведена диагностика сформированности коммуникативных навыков у детей. Были получены результаты: у 64% детей- низкий уровень, у 36%- средний и 0%- высокий уровень.

    Далее мы создали все необходимые условия для развития коммуникативных навыков у детей.

    А именно использовав методику Л.В. Кузнецовой мы повысили культуру межличностных отношений детей ( методика»Утреннее приветствие», «Доска настроений» и т.д.) В группе наладился хороший климат, что привело к снижению у детей отрицательных эмоций и переживаний (методики «Сонные игрушки», массаж с шариками СУ-Джок, взаимомассаж).

    Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель-развитие коммуникативных навыков.

    Нами разработана система игр, состоящая из 4-х блоков, по принципу «от простого – к сложному».  Это игры на развитие навыков сотрудничества, игры на развитие умения слушать, игры на умения перерабатывать информацию и игры на умения «конструировать текст для другого» (умение говорить самому).

    Нам удалось повысить общую социальную зрелость детей, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.

      Изучив влияние игр на развитие коммуникативных навыков можно сказать следующее.  В начале исследования дети неохотно включались в игры, отступали от правил игры, проявляли негативизм по отношению к сверстникам. Дети плохо контролировали свои движения , работали ро инструкции воспитателя.  
    В процессе игр наблюдалось отсутствие чувства ответственности за другого, с трудом происходило общение на вербальном и невербальном уровнях. Постепенно, играя с детьми по несколько минут каждый день, мы пришли к следующим результатам.

      Использование игр на развитие умения сотрудничать, позволили детям развить чувства ответственности за другого, лучше доверять друг другу, дети стали лучше контролировать свои движения и работать по инструкции.

    В процессе игр на развитие умения слушать, дети научились общаться друг с другом, развилось слуховое восприятие и дети научились задавать вопросы.

    В конце исследования детям предлагались более сложные игрыпо умению перерабатывать информацию и конструировать текст для другого.

    В процессе игр дети научились устанавливать причинно- следственные связи, делать умозаключения,дети способны аргументировать свою точку зрения ( игры «Что было бы, если…», «Бывает – не бывает»). А игра «Телевизор» дала детям возможность установить «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

  В нашей работе немаловажную роль играют родители.

    Мы систематически проводили беседы и консультации для родителей,
анкетирование.

    Из данных проведенного анкетирования вытекают показатели: в начале исследования только 45% родителей считали , что их ребенок владеет коммуникативными навыками общения. А в конце исследования, в подготовительной группе -70%.

    Проводимые нами исследования с родителями проводились в обстановке доверия. Чаепития способствовали сближению родителей и наладили домашнюю обстановку, обстановку уюта, покоя и доверия.

    Таким образом, в конце исследования результатами диагностики явились следующие показатели:

        Низкий уровень-0%

        Средний уровень-65%

        Высокий уровень-35%

     Итак, мы экспериментально показали, что систематическое применение игр способствует развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

 

                         Игры на умения сотрудничать

                                       «Тарелочка»

 

       Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга , ставит тарелку на ребро, раскручивает ее. Называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал,
должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, тот выбывает из игры.

 

Игры на умение определять эмоциональное состояние других людей.

                                  «Глаза в глаза» (авторская)

 

Игроки стоят парами, взявшись за руки. Ведущий предлагает, глядя в глаза друг другу, попробовать молча угадать разные эмоции.

Например: «Я болею, помоги мне», «Я хочу пить, напои меня», «Мне весело, давай играть», и т.д.

   Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.

 

            Игры на развитие умения понимать друг друга.

                             «Задуманное действие».

 

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать. Например: почистить зубы, подмести пол, посмотреться в зеркало и т.п.

Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро», Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

                       Игры на умения развивать и излагать свои мысли.

                                                      «Магазин»

 

Один ребенок «продавец», остальные – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

 

                                      Библиография

 

Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей в первые 7 лет жизни.

                       Проблемы общей, возрастной и педагогической

                       Психологии.-М., 1978г.

ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова.

                          М., 1999г.

Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., Педагогика,1978 г.

Клюева

Касаткина «Учим детей общению». – Ярославль, «Академия развития»

                        1997 г.

Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций».  – Ярославль, «Академия развития»

                         2001г.

В.И. Недоскасова. Растем, играя.- М., «Просвещение»,2004г.

 

«Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста”.
Пролистать наверх