автор:
Бобкевич Наталья Николаевна
учитель химии МБОУ ООШ №56 г. Кемерово
Храмко Лариса Геннадьевна
учитель химии и биологии МБОУ ООШ №56 г. Кемерово
Методическая разработка курса по организации здоровьеформирующей кампании «Школа – территория здоровья!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 56» г. Кемерово
Методическая разработка курса
по организации здоровьеформирующей кампании
«Школа – территория здоровья!»
(Составлена в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования)
Составители:
Бобкевич Наталья Николаевна,
учитель химии, первая квалификационная категория.
Храмко Лариса Геннадьевна,
учитель химии, биологии,
высшая квалификационная категория.
г. Кемерово
2021
СОДЕРЖАНИЕ: |
Планируемые результаты освоения ……………………………3 – 6
Содержание курса ………………………………………………..7 – 13
Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы …………….……………………… 14 – 15
Приложения ……………………………………………………16 – 21
Планируемые результаты освоения курса
«Школа – территория здоровья».
Методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» разработана на основе следующих нормативных документов:
– Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
– Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
– Основной образовательной программы МБОУ «ООШ № 56»;
– В пособие учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
(Генрих Гейне)
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье обучающихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей.
В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Данное методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о режиме дня, сне, рациональном питании, витаминах, закаливание, медицине, гимнастике, вредных привычках, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Методическое пособие включает как теоретическую часть (в объёме 14 часов), так и практическую часть: составление режима дня, пищевого рациона, подборка упражнений для весёлых физминуток и другое (в объёме 15 часов), а также увлекательные экскурсии (в объёме 5 часов).
Летние каникулы – это не только замечательная пора для отдыха обучающихся, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами. В связи с этим предлагаемое методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» может быть реализовано как в рамках внеурочной работы по направлению спортивно – оздоровительной деятельности в течение учебного года (рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю), так и в рамках работы летнего лагеря или разновозрастного отряда, среди обучающихся 5 – 9 классов (возраст 11- 15 лет).
Программа курса “Школа-территория здоровья” может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
Направленность: спортивно – оздоровительная, здоровьесберегающая.
Методы и приемы, используемые при изучении программы:
- Активные методы обучения:
- ролевые игры;
- деловые игры;
- квиз;
- викторины;
- анализ проблемных ситуаций.
- Формы обучения:
– беседы;
– диспуты;
– практические работы;
– интерактивные;
– видеофильмы;
– экскурсии.
- Проведение диагностического анкетирования.
- Проведение результативного анкетирования.
Новизна курса: практико-ориентированная направленность с использованием активных форм обучения.
Цель: основной целью курса является становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии.
Задачи:
– создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья;
– формирование у обучающихся мотивации к ведению здорового образа жизни;
-формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью;
– пропаганда здорового образа жизни;
– профилактика вредных привычек.
Основные направления:
Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, в связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках данного пособия:
- Диагностическое направление.
- Коррекционное направление.
Цель: формирование у обучающихся установки на ведение здорового образа жизни.
- Профилактическое направление.
Цель: формирование у обучающихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от вредных привычек.
- Просветительское направление.
- Нравственно-духовное направление.
Цель: формирование нравственно-духовной культуры личности, опыта ЗОЖ.
6) Физкультурно-оздоровительное направление.
Цель: сохранение и укрепление здоровья обчающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения пособия должны отражать:
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения здорового образа – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения пособия должны отражать:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся при проведении занятий.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех обучающихся;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения пособия должны отражать:
- формирование исследовательских умений;
- приведение доказательств взаимосвязи человека и его состояния здоровья;
- овладение методами: наблюдение, описание, исследование, измерение;
- постановка экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание курса «Школа – территория здоровья».
Тема 1: Что такое ЗОЖ? Проведение анкетирования. (2 часа)
ЗОЖ (Здоровый Образ Жизни) — это совокупность принципов поведения, мероприятий и привычек, способствующих оздоровлению и укреплению организма, активизации иммунитета и улучшению самочувствия.
Диагностическое анкетирование «Что я знаю о здоровом образе жизни?» (Приложение 1)
Главные составляющие ЗОЖ:
- Режим сна и распорядок дня
- Правильное питание
- Витамины и минералы
- Спорт
- Отказ от вредных привычек
- Закаливание
- Гигиена
- Психологическое здоровье
- Термальные процедуры
- Обильное питьё
Тема 2: «Режим дня» (2 часа)
Цель: – Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.
– Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; научить составлять режим дня; привить умение правильно распределять время на работу и отдых; научить ценить время.
Использование настольной игры «IN TIME».
Практическое занятие № 1. «Составление режима дня с учётом индивидуальных особенностей обучающегося».
Тема 3: «Сон и здоровье» (2 часа)
Цель:
– познакомить детей с гигиеной сна;
– мотивация на здоровый образ жизни;
– познакомить с народными пословицами и загадками о сне.
Чтобы быть здоровым и энергичным, человек должен хорошо высыпаться. Нашему организму требуется не менее 8 часов сна ежедневно. Правильный режим сна позволит нам стать бодрее и энергичнее, а хорошо составленный распорядок дня поможет в этом. Вы будете работать эффективнее, и у вас появится больше свободного времени.
Практическое занятие № 2. «Составление памятки здорового сна». (Приложение 2)
Конкурс мини плакатов – «Памятка здорового сна».
Тема 4: Рациональное питание – залог здоровья. (2 часа)
Цель:
– формирование у детей представления о здоровом питании,
– воспитание в детях навыков здорового образа жизни.
Сбалансированный рацион позволяет обеспечить организм всеми нужными питательными веществами. Можно выделить 6 типов наиболее важных компонентов, которые постоянно должны присутствовать в достаточных количествах: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и антиоксиданты.
Основные принципы здорового питания направлены на непрерывное обеспечение организма перечисленными компонентами. В частности, достаточное количество антиоксидантов необходимо, чтобы оперативно обезвреживать продукты жизнедеятельности, защищая клеточные структуры от повреждений. Это позволяет дольше сохранить клетки молодыми, а организм – здоровым и энергичным.
Практическое занятие № 3. «Составление пищевого рациона с учётом энерготрат обучающегося».
Тема 5: Витамины – наши друзья. (2 часа)
– стих – загадка о витаминах, необходимых для нормальной работы организма;
– проведение игры «Полезные продукты»;
– определение, что такое «вредные продукты»;
– подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».
Практическое занятие № 4. «10 лучших продуктов питания, содержащих витамин В».
Тема 6: «О гигиене, коронавирусной инфекции и ОРВИ». (2 часа)
Цель: – дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.
– способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;
– формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья;
-профилактика гриппа, коронавирусной инфекции и (ОРВИ).
Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей.
Соблюдение не сложных гигиенических правил:
- Мытье рук
- Ограничение контактов
- Проветривание помещений и влажная уборка
- В общественных местах ношение защитных масок (Приложение 3, 4)
позволит существенно снизить риск этих заболеваний.
Практическое занятие № 5. «7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции». (Приложение 5)
Тема 7: «Активный образ жизни». (2 часа)
Практическое занятие № 6. «5 самых важных компонентов активного образа жизни».
Тема 8: «Дети и гаджеты – вред или польза?» (2 часа)
Цель: – выяснить, в чём польза или вред гаджетов;
– влияние гаджетов на здоровье обучающихся.
Содержание:
- Организовать поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека.
- Провести социологический опрос среди одноклассников.
- Польза гаджетов.
- Вред гаджетов.
- Рекомендации врачей.
Гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека, но пользоваться ими нужно разумно. Все знают о том, противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами. Среди фанатов гаджетов есть такое выражение: «Решил поиграть пять минут – прошел час». Игры воруют время! Проигранные минуты быстро превращаются в часы, часы складываются в потерянные сутки, недели и месяцы. Незаметно можно прочно увязнуть в электронных играх и сети интернета, как в паутине гигантского паука, питающегося людьми. (Приложение 6)
Практическое занятие № 7. «Компьютер (сматрфон): друг или враг?»
Тема 9: «Эти вредные привычки». (3 часа)
Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами.
Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение.
Вред “пассивного курения”
Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.
Слово «алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий». Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.
Наркотики – быстрый путь саморазрушения.
- Токсикомания. Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. Мания – это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин – значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
- Игромания. Эта вредная привычка начинается с увлечения игровыми автоматами, компьютерными играми, картами. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и умирают в голоде и нищете.
- Сквернословие. Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.
Практическое занятие № 8. «Нет вредным привычкам!».
Брей-ринг.
Многие жители планеты Земля имеют вредные привычки и они хотят от них избавляться. Если вы еще не решили присоединиться к ним, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится. Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
Если хочешь отставать в учебе;
Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
Если ты хочешь приобрести неизлечимые болезни;
Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».
А если нет, то вот тебе наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!
«Будьте здоровы»
Практическое занятие № 9. «Вейп: мифы и реальность»
Тема 10: «Культура здоровья рождается в семье».(3 часа)
Цель:
– способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью;
– формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни;
– рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни;
– сформулировать понятие “Здоровье человека”;
– раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
Содержание:
- Определение понятия «здоровье человека».
- Тест – анкета для родителей.
- Обмен опытом семейного воспитания.
- Определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека.
- Подведение итогов, рекомендации.
Практическое занятие № 10. «Измерение артериального давления, пульса».
- Нормальные показатели АД, пульса.
- Виды устройств для определения АД.
- Характеристики пульса.
Для мониторинга своего состояния обучающимся необходимо самим уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, как у себя, так и у членов своей семьи.
Практическое занятие № 11. «Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»»
Тема 10: «В здоровом теле – здоровый дух!» (2 часа)
Выражение «в здоровом теле — здоровый дух» — далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.
Если тело не функционирует должным образом, то и ум. Если душе плохо — то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.
Практическое занятие № 12. «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!» Игра «Веселые старты».
Тема 11: «Физкультминутки и гимнастика. (2часа)
Цель: – сохранения здоровья обучающихся;
– сплочение коллектива;
– положительное отношения к спорту;
– ослабление наступления утомления.
Содержание:
- Определение физминутки.
- Цель физминутки.
- Основные задачи физминутки.
- Как подобрать упражнения для физминутки?
- Методика организации и проведения физминуток.
- Классификация физминуток.
- Заключение.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Физкультурные минутки проводятся на занятиях необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.
Практическое занятие № 13. «Как подобрать упражнения для весёлых физминуток?»
Тема12: «Закаливание в домашних условиях.
Цель: – познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;
– формирование у детей установки на здоровый образ жизни.
Содержание беседы:
- Познакомить обучающихся с формами закаливания.
- Обсуждение правил закаливания: начало закаливания, проведение закаливания водные, воздушные и солнечные ванны.
- Познавательная игра «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
- Подведение итогов занятия.
Закаливание – один из эффективнейших способов сохранить здоровье. В последнее время стали чрезвычайно распространены различные простудные заболевания, с которыми иммунная система человека вынуждена вести постоянную борьбу. Это связано с потеплением климата, способствующим размножению вредных микроорганизмов, а также с употреблением аллергенных продуктов питания и множества всевозможных лекарств, к которым вирусы приспосабливаются почти мгновенно.
Рассмотрим 10 способов закаливания организма:
1. Закаливание воздухом, или прием воздушных ванн.
2. Закаливание воздушным потоком (для этого используют бытовые вентиляторы).
3. Закаливание солнцем.
4. Хождение босиком.
5. Катание на лыжах и коньках.
6. Закаливание водой.
7. Морские купания.
8. Зимнее плавание, или моржевание.
9. Закаливание снегом.
10. Паровые бани, или закаливание высокими температурами.
Рассмотрев 10 способов закаливания организма, можно сделать вывод,
что жизнь и здоровье человека напрямую связаны с воздухом, солнечным светом, водой и физическими занятиями. Закаливание полезно каждому человеку. Пользуйтесь чудодейственными силами природы и будьте сильными, здоровыми и счастливыми!
Практическое занятие № 14. «10 способов закаливания организма».
Практическое занятие № 15. Квиз «Я выбираю здоровье»
Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы.
№
п/п |
Тема урока | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1 | Что такое ЗОЖ? Проведение анкетирования. | 1 | ||
2 | Режим дня. | 1 | ||
3 | Практическое занятие № 1. «Составление режима дня с учётом индивидуальных особенностей обучающегося». | 1 | ||
4 | Сон и здоровье. | 1 | ||
5 | Практическое занятие № 2. «Составление памятки здорового сна». | 1 | ||
6 | Рациональное питание – залог здоровья. | 1 | ||
7 | Практическое занятие № 3. «Составление пищевого рациона с учётом энерготрат обучающегося». | 1 | ||
8 | Витамины – наши друзья. | 1 | ||
9 | Практическое занятие № 4. «10 лучших продуктов питания, содержащих витамин В». | 1 | ||
10 | О гигиене, короновирусной инфекции и ОРВИ. | 1 | ||
11 | Практическое занятие № 5. «7 шагов по профилактике короновирусной инфекции». | 1 | ||
12 | Активный образ жизни. | 1 | ||
13 | Практическое занятие № 6. «5 самых важных компонентов активного образа жизни». | 1 | ||
14 | Дети и гаджеты – вред или польза? | 1 | ||
15 | Практическое занятие № 7. «Компьютер (сматрфон): друг или враг?» | 1 | ||
16 | Эти вредные привычки. | 1 | ||
17 | Практическое занятие № 8. ««Нет вредным привычкам!». | 1 | ||
18 | Практическое занятие № 9. «Вейп: мифы и реальность». | 1 | ||
19 | Культура здоровья рождается в семье. | 1 | ||
20 | Практическое занятие № 10. «Измерение артериального давления, пульса». | 1 | ||
21 | Практическое занятие № 11. «Социальная реклама «Мы
выбираем ЗОЖ!»» |
1 | ||
22 | В здоровом теле – здоровый дух! | 1 | ||
23 | Практическое занятие № 12. «Дружно, смело, с
оптимизмом – за здоровый образ жизни!» |
1 | ||
24 | Физкультминутки и гимнастика. | 1 | ||
25 | Практическое занятие № 13. «Как подобрать упражнения для весёлых физминуток?» | 1 | ||
26 | Закаливание в домашних условиях. | 1 | ||
27 | Практическое занятие № 14. «10 способов закаливания организма». | 1 | ||
28 | Практическое занятие № 15. Квиз «Я выбираю здоровье». | 1 | ||
29 | Экскурсия №1 «Кемеровский ботанический сад». | 1 | ||
30 | Экскурсия № 2 «Музей физкультуры и спорта Кузбасса
Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области» |
1 | ||
31 | Экскурсия № 3 «Тропою здоровья по набережной
Кировского района». |
1 | ||
32 |
|
1 | ||
33 | Экскурсия №5 «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района». | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Проведение анкетирования. | 1 |
Приложение 1.
Анкета для учащихся. «Что я знаю о здоровом образе жизни?»
- Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
- Хорошее
- Скорее хорошее
- Удовлетворительноее
- Плохое
- Скорее плохое
- Затрудняюсь ответить
- Имеются ли у Вас какие-нибудь хронические заболевания?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- По Вашему мнению, здоровый образ жизни – это… (можно дать несколько ответов)
- Отказ от вредных привычек
- Личная гигиена
- Оптимальный двигательный режим
- Рациональное питание
- Закаливание
- Положительные эмоции
- Занятия физической культурой и спортом
- Владение навыками безопасного поведения
- Курите ли Вы?
- Никогда не пробовал
- Курил, но бросил
- Курю от случая к случаю
- Курю постоянно
- Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?
- Вредно для здоровья
- Полезно для здоровья
- Затрудняюсь ответить
- Пробовали ли Вы когда-либо наркотические и токсические вещества?
- Да
- Нет
- У кого, по Вашему мнению, больше шансов стать наркоманом?
- У детей из благополучных и состоятельных семей
- У детей, лишённых родительского внимания и денег из родительского кошелька
- Употребляете ли Вы спиртные напитки?
- Да
- Нет
- Если «да», то как часто Вы выпиваете?
- Часто
- Иногда
- Практически никогда
- Почему по Вашему мнению, люди курят, употребляют спиртные напитки и наркотики? (можно дать несколько ответов)
- Ради удовольствия
- Чтобы не отличаться от других
- Успокоить нервы
- Из любопытства
- Чтобы поднять тонус, улучшить настроение
- Чтобы чем-то себя занять
- Под влиянием окружающих
- Потому что курят в семье
- Под влиянием кино
- Под влиянием рекламы
- Это казалось эффектно
- Какие факторы удерживают подростков от принятия спиртных напитков? (можно дать несколько ответов)
- Страх перед физиологическими последствиями
- Помеха реализации жизненных планов
- Боязнь того, что отвернуться близкие люди
- Другое (указать, что)
- Как часто вы испытываете чувство напряжённости, стресса или сильной подавленности?
- Очень часто
- Часто
- Иногда
- Никогда
- Какие средства снятия усталости и напряжённости используете Вы лично? (можно дать несколько ответов)
- Сон
- Чтение книг, газет, журналов
- Просмотр ТВ, видео, прослушивание музыки
- Общение
- Наркотики, транквилизаторы
- Спорт и физкультура
- Посещение театра, кинотеатра и др.
- Алкоголь
- Посещение храма (церкви, костёла и др.)
- Другое
- Что, по-вашему, нельзя считать правильным питанием? (можно дать несколько ответов)
- Прием пищи в одно и то же время
- Регулярное употребление овощей и фруктов
- Плотный, сытный ужин
- Разнообразие блюд в меню
- К каким последствиям может привести длительное голодание?
- Нарушение работы органов и их систем
- Улучшению общего самочувствия
- Оздоровлению организма
- Улучшение работы организма в целом
- Как влияют, по-вашему, на здоровье вредные привычки?
- Положительно
- Никак не влияют
- Отрицательно
- Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Необходимо ли человеку проводить время на свежем воздухе?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Принимаете ли Вы в течение года витамины?
- Да
- Нет
- Не всегда
- Нужно ли человеку закаливаться?
- Да, это укрепляет его организм
- Нет, от этого частые простуды
- Не обязательно
- Как вы считаете, вы ведёте здоровый образ жизни?
- Безусловно, да
- Не совсем так, но я стараюсь
- Увы, нет
- Здоровый образ жизни – просто выдумка
- Что на ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни? (можно дать несколько ответов)
- Наличие соответствующих знаний
- Наличие денежных средств
- Помещение и оборудование
- Интересно ли Вам узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно
- Интересно, но не всегда
- Не очень интересно
- Не интересно
Приложение 2.
Памятка: «Правила здорового сна»
Правило первое. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время.
Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги.
Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один-два часа до сна. Можно выпить стакан теплого молока за полчаса до сна.
Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20°С.
Правило седьмое. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
Приложение 3.
Правила личной гигиены
- Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.
- Когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.
- Ноги мой перед сном каждый день.
- Чисти зубы утром и на ночь.
- Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
- Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.
- Научись сам следить за ногтями и стричь их.
- Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетай их.
Приложение 4.
КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
Приложение 5.
7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции.
- Воздержитесьот посещения общественных мест: торговых центров, спортивных и зрелищных мероприятий, транспорта в час пик;
2 Используйте одноразовую медицинскую маску (респиратор) в общественных местах, меняя ее каждые 2-3 часа.
- Избегайтеблизких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
- Мойте руки с мылом и водой тщательно после возвращения с улицы, контактов с посторонними людьми.
- Дезинфицируйтегаджеты, оргтехнику и поверхности, к которым прикасаетесь.
- Ограничьтепо возможности при приветствии тесные объятия и рукопожатия.
- Пользуйтесьтолько индивидуальными предметами личной гигиены (полотенце, зубная щетка)
Приложение 6.
Памятка «Правила работы с гаджетами».
- Помни о времени использования гаджетов!
дети 4 – 5 лет — не более 15 минут;
6 лет — 20 минут;
7 – 9 лет — 30 минут;
10 – 12 лет — 40 минут;
13 – 14 лет — 50 минут.
- Если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать 10-минутые перерывы.
- Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60 – 70 см.
- Не пользуйся гаджетами перед сном.
- Удели время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм.
- Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями (нужно сообщить родителям)!
- Не забудь про обязанности по дому.
Аннотация к курсу .
Методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» было реализовано в рамках кружка «Человек и его здоровье» в МБОУ «ООШ № 56» в течение летнего периода 2019 – 2020 учебного года, что позволило привлечь как можно больше обучающихся и их родителей к здоровому образу жизни. Пособие позволило обеспечить формирование в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к асоциальному образу жизни, а также получить следующий результат:
- Ученики стали осознанно относиться к здоровью и жизни человека.
- Все участники получили необходимые знания об основах здорового образа жизни.
- Учащиеся приобрели базовые знания в области самозащиты от вредных привычек.
- Ребята получили возможность изучить внутренние резервы человеческого организма, тем самым приобрели знания в области валеологии.
- Организация данного вида деятельности способствовало укреплению общего соматического, психического здоровья учащихся.
- Участие в кружке способствовало поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы и созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.