Методическая разработка курса по организации здоровьеформирующей кампании «Школа – территория здоровья!»

автор:

Бобкевич Наталья Николаевна

учитель химии МБОУ ООШ №56 г. Кемерово

Храмко Лариса Геннадьевна

учитель химии и биологии МБОУ ООШ №56 г. Кемерово

Методическая разработка курса по организации здоровьеформирующей кампании «Школа – территория здоровья!»

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 56» г. Кемерово

Методическая  разработка курса

по организации здоровьеформирующей  кампании

«Школа – территория здоровья!»

(Составлена в соответствии с требованиями 

ФГОС основного общего образования)

Составители:

Бобкевич Наталья Николаевна, 

учитель химии, первая квалификационная категория.

Храмко Лариса Геннадьевна, 

учитель химии, биологии,

высшая квалификационная категория.

г. Кемерово

2021

СОДЕРЖАНИЕ:

Планируемые результаты освоения ……………………………3 – 6 

Содержание курса ………………………………………………..7 – 13

Тематическое планирование с  указанием количества часов

на освоение каждой темы …………….……………………… 14 – 15

Приложения ……………………………………………………16 – 21

 

Планируемые результаты освоения курса 

«Школа – территория здоровья».

Методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» разработана на основе следующих нормативных документов: 

– Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

– Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; 

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; 

– Основной образовательной программы МБОУ «ООШ № 56»;

– В пособие учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
(Генрих Гейне)

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».  

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье обучающихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. 

В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

 Данное методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о режиме дня, сне, рациональном питании, витаминах, закаливание, медицине, гимнастике, вредных привычках, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. 

 Методическое пособие включает как теоретическую часть (в объёме 14 часов), так и практическую часть: составление режима дня, пищевого рациона, подборка упражнений для весёлых физминуток и другое (в объёме 15 часов), а также увлекательные экскурсии (в объёме 5 часов).

Летние каникулы – это не только замечательная пора для отдыха обучающихся, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами. В связи с этим предлагаемое методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» может быть реализовано как в рамках внеурочной работы по направлению спортивно – оздоровительной деятельности в течение учебного года (рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю), так и в рамках работы летнего лагеря или разновозрастного отряда, среди обучающихся 5 – 9 классов (возраст 11- 15 лет). 

Программа курса “Школа-территория здоровья” может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.

Направленность: спортивно – оздоровительная, здоровьесберегающая. 

Методы и приемы, используемые при изучении программы:

 

  1. Активные методы обучения:
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • квиз;
  • викторины;
  • анализ проблемных ситуаций.
  1. Формы обучения:

               – беседы;

               – диспуты;

               – практические работы;

               – интерактивные;

               – видеофильмы;

               – экскурсии.

  1. Проведение диагностического анкетирования.
  2. Проведение результативного анкетирования.  

 

Новизна курса: практико-ориентированная направленность  с использованием активных форм обучения.

   

   Цель: основной целью курса является становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии. 

   Задачи:

– создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья;

– формирование у обучающихся  мотивации к ведению здорового образа жизни;

-формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью; 

– пропаганда здорового образа жизни;

– профилактика вредных привычек.

 

  Основные направления:

Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, в связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках данного пособия:

  • Диагностическое направление.
  • Коррекционное направление.

Цель: формирование у обучающихся установки на ведение здорового образа жизни.

  • Профилактическое направление.

Цель: формирование у обучающихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от вредных привычек. 

  • Просветительское направление.
  • Нравственно-духовное направление.

Цель: формирование нравственно-духовной культуры личности, опыта ЗОЖ.

6) Физкультурно-оздоровительное направление.

Цель: сохранение и укрепление здоровья обчающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

 

Личностные результаты.

Личностные результаты освоения пособия должны отражать: 

 

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения здорового образа – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; 
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).

 

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения пособия должны отражать: 

 

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся при проведении занятий. 

Познавательные УУД: 

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех обучающихся;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (рисунков, схем); 

Коммуникативные УУД: 

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

 

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения пособия должны отражать:

 

  • формирование исследовательских умений;
  • приведение доказательств взаимосвязи человека и его состояния здоровья; 
  • овладение методами: наблюдение, описание, исследование, измерение; 
  • постановка экспериментов и объяснение их результатов.

 

Содержание курса «Школа – территория здоровья».

Тема 1: Что такое ЗОЖ? Проведение анкетирования. (2 часа)

ЗОЖ (Здоровый Образ Жизни) — это совокупность принципов поведения, мероприятий и привычек, способствующих оздоровлению и укреплению организма, активизации иммунитета и улучшению самочувствия.

Диагностическое анкетирование «Что я знаю о здоровом образе жизни?» (Приложение 1)

Главные составляющие ЗОЖ:

  1. Режим сна и распорядок дня 
  2. Правильное питание
  3. Витамины и минералы
  4. Спорт
  5. Отказ от вредных привычек
  6. Закаливание
  7. Гигиена
  8. Психологическое здоровье
  9. Термальные процедуры
  10. Обильное питьё

 

Тема 2: «Режим дня» (2 часа)

Цель: – Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.         

– Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; научить составлять режим дня; привить умение правильно распределять время на работу и отдых; научить ценить время.

Использование настольной игры «IN TIME».

Практическое занятие № 1. «Составление режима дня с учётом индивидуальных особенностей обучающегося».

Тема 3: «Сон и здоровье» (2 часа)

Цель: 

– познакомить детей с гигиеной сна;

 – мотивация на здоровый образ жизни;

– познакомить с народными пословицами и загадками о сне.

 

Чтобы быть здоровым и энергичным, человек должен хорошо высыпаться. Нашему организму требуется не менее 8 часов сна ежедневно. Правильный режим сна позволит нам стать бодрее и энергичнее, а хорошо составленный распорядок дня поможет в этом. Вы будете работать эффективнее, и у вас появится больше свободного времени. 

Практическое занятие № 2. «Составление памятки здорового сна». (Приложение 2)

Конкурс мини плакатов – «Памятка здорового сна».

Тема 4: Рациональное питание – залог здоровья. (2 часа)

Цель:

– формирование у детей представления о здоровом питании, 

 –  воспитание в детях навыков здорового образа жизни.

Сбалансированный рацион позволяет обеспечить организм всеми нужными питательными веществами. Можно выделить 6 типов наиболее важных компонентов, которые постоянно должны присутствовать в достаточных количествах: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и антиоксиданты.

Основные принципы здорового питания направлены на непрерывное обеспечение организма перечисленными компонентами. В частности, достаточное количество антиоксидантов необходимо, чтобы оперативно обезвреживать продукты жизнедеятельности, защищая клеточные структуры от повреждений. Это позволяет дольше сохранить клетки молодыми, а организм – здоровым и энергичным.

Практическое занятие № 3. «Составление пищевого рациона с учётом энерготрат обучающегося».

Тема 5: Витамины – наши друзья. (2 часа)

– стих – загадка о витаминах, необходимых для нормальной работы организма; 

– проведение игры «Полезные продукты»;

– определение, что такое «вредные продукты»;

– подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».

 

Практическое занятие № 4. «10 лучших продуктов питания, содержащих витамин В».

Тема 6: «О гигиене, коронавирусной инфекции и ОРВИ». (2 часа)

Цель: – дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.

     – способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;

     – формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья;

-профилактика гриппа, коронавирусной инфекции и (ОРВИ).

Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей.

Соблюдение  не сложных гигиенических правил: 

  • Мытье рук
  • Ограничение контактов
  • Проветривание помещений и влажная уборка
  • В общественных местах ношение защитных масок (Приложение 3, 4)

позволит существенно снизить риск этих заболеваний.

 

Практическое занятие № 5. «7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции». (Приложение 5)

 

Тема 7: «Активный образ жизни». (2 часа)

Практическое занятие № 6. «5 самых важных компонентов активного образа жизни».

 

Тема 8: «Дети и гаджеты – вред или польза?» (2 часа)

Цель:  – выяснить, в чём польза или вред гаджетов;

            – влияние гаджетов на здоровье обучающихся. 

Содержание:

  1. Организовать поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека.
  2. Провести социологический опрос среди одноклассников.
  3. Польза гаджетов.
  4. Вред гаджетов.
  5. Рекомендации врачей.

 

Гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека, но пользоваться ими нужно разумно. Все знают о том, противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами. Среди фанатов гаджетов есть такое выражение: «Решил поиграть пять минут – прошел час». Игры воруют время! Проигранные минуты быстро превращаются в часы, часы складываются в потерянные сутки, недели и месяцы. Незаметно можно прочно увязнуть в электронных играх и сети интернета, как в паутине гигантского паука, питающегося людьми. (Приложение 6)

 

Практическое занятие № 7. «Компьютер (сматрфон): друг или враг?»

 

Тема 9: «Эти вредные привычки». (3 часа)

Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами.

Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение.

Вред  “пассивного курения”

Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.

Слово «алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий». Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.

Наркотики – быстрый путь саморазрушения.

  • Токсикомания. Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. Мания – это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин – значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
  • Игромания. Эта вредная привычка начинается с увлечения игровыми автоматами, компьютерными играми, картами. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и умирают в голоде и нищете.
  • Сквернословие. Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

 

Практическое занятие № 8. «Нет вредным привычкам!».

Брей-ринг. 

Многие жители планеты Земля имеют вредные привычки и они хотят от них избавляться. Если вы еще не решили присоединиться к ним, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится. Если ты хочешь прожить короткую жизнь;

Если хочешь отставать в учебе;

Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;

Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;

Если ты хочешь приобрести неизлечимые болезни;

Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;

Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;

Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;

Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;

Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

А если нет, то вот тебе наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

«Будьте здоровы»

 

Практическое занятие № 9. «Вейп: мифы и реальность»  

 

Тема 10: «Культура здоровья рождается в семье».(3 часа)

   Цель: 

– способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью;

– формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни;

– рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни; 

– сформулировать понятие “Здоровье человека”;

– раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

 

   Содержание:

  1. Определение понятия «здоровье человека».
  2. Тест – анкета для родителей.
  3. Обмен опытом семейного воспитания.
  4. Определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека.
  5. Подведение итогов, рекомендации.

 

Практическое занятие № 10. «Измерение артериального давления, пульса».

  1. Нормальные показатели АД, пульса.
  2. Виды устройств для определения АД.
  3. Характеристики пульса.

 

Для мониторинга своего состояния обучающимся необходимо самим уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, как у себя, так и у членов своей семьи. 

 

Практическое занятие № 11. «Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»»

 

Тема 10: «В здоровом теле – здоровый дух!» (2 часа)

Выражение «в здоровом теле — здоровый дух» — далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.

Если тело не функционирует должным образом, то и ум. Если душе плохо — то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.

 

Практическое занятие № 12. «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!» Игра «Веселые старты».

 

Тема 11: «Физкультминутки и гимнастика. (2часа)

Цель:  – сохранения здоровья обучающихся;

            – сплочение коллектива; 

            – положительное отношения к спорту;

            – ослабление наступления утомления.

Содержание:

  1. Определение физминутки.
  2. Цель физминутки.
  3. Основные задачи физминутки.
  4. Как подобрать упражнения для физминутки?
  5. Методика организации и проведения физминуток.
  6. Классификация физминуток.
  7. Заключение.

 

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Физкультурные минутки проводятся на занятиях необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.

 

Практическое занятие № 13. «Как подобрать упражнения для весёлых физминуток?»

 

Тема12: «Закаливание в домашних условиях.

Цель: – познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;

           – формирование у детей установки на здоровый образ жизни.

Содержание беседы:

  1. Познакомить обучающихся с формами закаливания.
  2. Обсуждение правил закаливания: начало закаливания, проведение закаливания водные, воздушные и солнечные ванны. 
  3. Познавательная игра «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  4. Подведение итогов занятия.

     Закаливание – один из эффективнейших способов сохранить здоровье. В последнее время стали чрезвычайно распространены различные простудные заболевания, с которыми иммунная система человека вынуждена вести постоянную борьбу. Это связано с потеплением климата, способствующим размножению вредных микроорганизмов, а также с употреблением аллергенных продуктов питания и множества всевозможных лекарств, к которым вирусы приспосабливаются почти мгновенно.


    Рассмотрим 10 способов закаливания организма:
1. Закаливание воздухом, или прием воздушных ванн.
2. Закаливание воздушным потоком (для этого используют бытовые вентиляторы).
3. Закаливание солнцем.
4. Хождение босиком.
5. Катание на лыжах и коньках.
6. Закаливание водой.
7. Морские купания.
8. Зимнее плавание, или моржевание.
9. Закаливание снегом.
10. Паровые бани, или закаливание высокими температурами. 


Рассмотрев 10 способов закаливания организма, можно сделать вывод,

 что жизнь и здоровье человека напрямую связаны с воздухом, солнечным светом, водой и физическими занятиями. Закаливание полезно каждому человеку. Пользуйтесь чудодейственными силами природы и будьте сильными, здоровыми и счастливыми!

 

Практическое занятие № 14. «10 способов закаливания организма».

Практическое занятие № 15. Квиз «Я выбираю здоровье»

 

Тематическое планирование с указанием количества часов

на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока Количество часов
теория практика
1 Что такое ЗОЖ? Проведение анкетирования. 1
2 Режим дня.  1
3 Практическое занятие № 1. «Составление режима дня с учётом индивидуальных особенностей обучающегося». 1
4 Сон и здоровье. 1
5 Практическое занятие № 2. «Составление памятки здорового сна». 1
6 Рациональное питание – залог здоровья.  1
7 Практическое занятие № 3. «Составление пищевого рациона с учётом энерготрат обучающегося». 1
8 Витамины – наши друзья. 1
9 Практическое занятие № 4. «10 лучших продуктов питания, содержащих витамин В». 1
10 О гигиене, короновирусной инфекции и ОРВИ. 1
11 Практическое занятие № 5. «7 шагов по профилактике короновирусной инфекции». 1
12 Активный образ жизни. 1
13 Практическое занятие № 6. «5 самых важных компонентов активного образа жизни». 1
14 Дети и гаджеты – вред или польза? 1
15 Практическое занятие № 7. «Компьютер (сматрфон): друг или враг?» 1
16 Эти вредные привычки. 1
17 Практическое занятие № 8. ««Нет вредным привычкам!». 1
18 Практическое занятие № 9. «Вейп: мифы и реальность». 1
19 Культура здоровья рождается в семье. 1
20 Практическое занятие № 10. «Измерение артериального давления, пульса». 1
21 Практическое занятие № 11. «Социальная реклама «Мы

выбираем ЗОЖ!»»

1
22 В здоровом теле – здоровый дух! 1
23 Практическое занятие № 12. «Дружно, смело, с

оптимизмом – за здоровый образ жизни!»

1
24 Физкультминутки и гимнастика. 1
25 Практическое занятие № 13. «Как подобрать упражнения для весёлых физминуток?» 1
26 Закаливание в домашних условиях. 1
27 Практическое занятие № 14. «10 способов закаливания организма». 1
28 Практическое занятие № 15. Квиз «Я выбираю здоровье». 1
29 Экскурсия №1 «Кемеровский ботанический сад».  1
30 Экскурсия № 2 «Музей физкультуры и спорта  Кузбасса 

Департамента молодежной политики и спорта

Кемеровской области»

1
31 Экскурсия № 3  «Тропою здоровья по набережной

Кировского района».

1
32
Экскурсия № 4  «Областная детская эколого-биологическая станция»
1
33 Экскурсия №5 «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района». 1
34 Итоговое занятие. Проведение анкетирования. 1

 

Приложение 1.

Анкета для учащихся. «Что я знаю о здоровом образе жизни?»

 

  1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
  • Хорошее
  • Скорее хорошее
  • Удовлетворительноее
  • Плохое
  • Скорее плохое
  • Затрудняюсь  ответить 

 

  1. Имеются ли у Вас какие-нибудь хронические заболевания?
  • Да 
  • Нет 
  • Затрудняюсь ответить

 

  1. По Вашему мнению, здоровый образ жизни – это… (можно дать несколько ответов)
  • Отказ от вредных привычек
  • Личная гигиена
  • Оптимальный двигательный режим
  • Рациональное питание
  • Закаливание 
  • Положительные эмоции 
  • Занятия физической культурой и спортом
  • Владение навыками безопасного поведения

 

  1. Курите ли Вы?
  • Никогда не пробовал
  • Курил, но бросил
  • Курю от случая к случаю
  • Курю постоянно

 

  1. Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?
  • Вредно для здоровья
  • Полезно для здоровья
  • Затрудняюсь ответить

 

  1. Пробовали ли Вы когда-либо наркотические и токсические вещества?
  • Да 
  • Нет

 

  1. У кого, по Вашему мнению, больше шансов стать наркоманом?
  • У детей из благополучных и состоятельных семей
  • У детей, лишённых родительского внимания и денег из родительского кошелька

 

  1. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
  • Да 
  • Нет 

 

  1. Если «да», то как часто Вы выпиваете?
  • Часто
  • Иногда
  • Практически никогда

 

  1. Почему по Вашему мнению, люди курят, употребляют спиртные напитки и наркотики? (можно дать несколько ответов)
  • Ради удовольствия
  • Чтобы не отличаться от других
  • Успокоить нервы
  • Из любопытства
  • Чтобы поднять тонус, улучшить настроение
  • Чтобы чем-то себя занять
  • Под влиянием окружающих
  • Потому что курят в семье
  • Под влиянием кино
  • Под влиянием рекламы
  • Это казалось эффектно

 

  1. Какие факторы удерживают подростков от принятия спиртных напитков? (можно дать несколько ответов)
  • Страх перед физиологическими последствиями
  • Помеха реализации жизненных планов
  • Боязнь того, что отвернуться близкие люди
  • Другое (указать, что)

 

  1. Как часто вы испытываете чувство напряжённости, стресса или сильной подавленности?
  • Очень часто
  • Часто 
  • Иногда 
  • Никогда

 

  1. Какие средства снятия усталости и напряжённости используете Вы лично? (можно дать несколько ответов)
  • Сон 
  • Чтение книг, газет, журналов
  • Просмотр ТВ, видео, прослушивание музыки
  • Общение 
  • Наркотики, транквилизаторы
  • Спорт и физкультура
  • Посещение театра, кинотеатра и др.
  • Алкоголь 
  • Посещение храма (церкви, костёла и др.)
  • Другое 

                                                                     

  1. Что, по-вашему, нельзя считать правильным питанием? (можно дать несколько ответов)
  • Прием пищи в одно и то же время
  • Регулярное употребление овощей и фруктов
  • Плотный, сытный ужин
  • Разнообразие блюд в меню

 

  1. К каким последствиям может привести длительное голодание?
  • Нарушение работы органов и их систем
  • Улучшению общего самочувствия
  • Оздоровлению организма
  • Улучшение работы организма в целом

 

  1. Как влияют, по-вашему, на здоровье вредные привычки?
  • Положительно
  • Никак не влияют
  • Отрицательно

 

  1. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю

 

  1. Необходимо ли человеку проводить время на свежем воздухе?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю

 

  1. Принимаете ли Вы в течение года витамины?
  • Да 
  • Нет 
  • Не всегда

 

  1. Нужно ли человеку закаливаться?
  • Да, это укрепляет его организм
  • Нет, от этого частые простуды
  • Не обязательно

 

  1. Как вы считаете, вы ведёте здоровый образ жизни?
  • Безусловно, да
  • Не совсем так, но я стараюсь
  • Увы, нет
  • Здоровый образ жизни – просто выдумка

 

  1. Что на ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни? (можно дать несколько ответов)
  • Наличие соответствующих знаний
  • Наличие денежных средств
  • Помещение и оборудование

 

  1. Интересно ли Вам узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
  • Да, очень интересно и полезно
  • Интересно, но не всегда
  • Не очень интересно
  • Не интересно

 

  Приложение 2.

Памятка: «Правила здорового сна»

Правило первое. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. 

Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. 

Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один-два часа до сна. Можно выпить стакан теплого молока за полчаса до сна.

Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20°С.

Правило седьмое. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.

  

Приложение 3.

Правила личной гигиены

  1. Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.
  2. Когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.
  3. Ноги мой перед сном каждый день.
  4. Чисти зубы утром и на ночь.
  5. Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
  6. Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.
  7. Научись сам следить за ногтями и стричь их.
  8. Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетай их.

 

Приложение 4.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:

  • маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
  • старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
  • не используйте вторично одноразовую маску;
  • использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.

 

Приложение 5.

7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции.

  1. Воздержитесьот посещения общественных мест: торговых центров, спортивных и зрелищных мероприятий, транспорта в час пик;

Используйте одноразовую медицинскую маску (респиратор) в общественных местах, меняя ее каждые 2-3 часа.

  1. Избегайтеблизких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
  2. Мойте руки с мылом и водой тщательно после возвращения с улицы, контактов с посторонними людьми.
  3. Дезинфицируйтегаджеты, оргтехнику и поверхности, к которым прикасаетесь.
  4. Ограничьтепо возможности при приветствии тесные объятия и рукопожатия.
  5. Пользуйтесьтолько индивидуальными предметами личной гигиены (полотенце, зубная щетка)

 

Приложение 6.

Памятка «Правила работы с гаджетами».

  1. Помни о времени использования гаджетов!

 дети   4 – 5 лет  —  не более 15 минут; 

6 лет  — 20 минут;

7 – 9 лет  — 30 минут;

10 – 12 лет  — 40 минут;

13 – 14 лет  — 50 минут.

  1. Если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать   10-минутые перерывы.
  2. Оптимальное расстояние между глазами и монитором  —  60 – 70 см. 
  3. Не пользуйся гаджетами перед сном.
  4. Удели время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм.
  5. Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями (нужно сообщить родителям)!
  6. Не забудь про обязанности по дому.

 

Аннотация к курсу .

  Методическое пособие курса «Школа – территория здоровья!» было реализовано в рамках кружка «Человек и его здоровье» в МБОУ «ООШ № 56» в течение летнего периода 2019 – 2020 учебного года, что позволило привлечь как можно больше обучающихся и их родителей к здоровому образу жизни. Пособие позволило обеспечить формирование в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к асоциальному образу жизни, а также получить следующий результат: 

  1. Ученики стали  осознанно относиться к здоровью и жизни человека.
  1. Все участники получили необходимые знания об основах здорового образа жизни.
  2. Учащиеся приобрели базовые знания в области самозащиты от вредных привычек.
  3. Ребята получили возможность изучить внутренние резервы человеческого организма, тем самым приобрели знания в области валеологии.
  4. Организация данного вида деятельности способствовало укреплению общего соматического, психического здоровья учащихся.
  5. Участие в кружке способствовало поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы и созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

 

Методическая разработка курса по организации здоровьеформирующей кампании «Школа – территория здоровья!»
Пролистать наверх