Сценарий поэтического вечера «Мятежный пророк» Богданова Елена Сергеевна

автор: Богданова Елена Сергеевна

библиограф МБУК “Надымская централизованная библиотечная система” – Межпоселенческая центральная библиотека

Сценарий поэтического вечера «Мятежный пророк»

Поэтический вечер «Мятежный пророк» 

к 205-летию М.Ю. Лермонтова

Цель: расширить представления о жизненном и творческом пути поэта, воспитывать эстетическое восприятие через музыку, живопись, художественное слово. 

Задачи:

  • развитие творческой деятельности учащихся, интереса к творческому наследию поэта через взаимосвязь разных видов искусства;
  • развитие эмоционально-образного мышления;
  • развитие эстетического вкуса;
  • формирование навыков публичного выступления.

 

Так повелось. По юбилейным датам
Мы громко славим гениев своих.
Хотя о них всегда мы помним свято:
Века, года и каждый час и миг.
К живому – да, к живому! –
не к портрету
Наш взор сегодня обращён к тебе,
Соратнику по духу и борьбе,
Мятежному и нежному поэту.

В. Подкопаев

 

Звучит “Вальс” А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”

Добрый день, друзья! Сегодня наша встреча в музыкально-литературной гостиной посвящена 205-летию со дня рождения великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

 

Современники поэта говорили о Михаиле Юрьевиче как о личности сложной и весьма противоречивой. По мнению одних он был «существом желчным, угловатым, испорченным и предававшимся самым неизвинительным капризам, но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу». И друзья, и недруги поэта в один голос заявляли о его железном характере, именно эта, выделяющая его среди других людей, особенность личности помогла ему не только переносить жизненные невзгоды и испытания, но и бороться с ними.

В начале XIX столетия на перекрестке дорог, ведущих от Красных ворот к Сухаревке, стоял каменный дом, который принадлежал генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.

В ночь с 14 на 15 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребенка в церкви Трех Святителей, расположенной неподалеку от Красных ворот. Семья перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение бабушки Тарханы. Там прошли детские годы Мишеля, омраченные ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, которая закончилась только со смертью отца в 1831 году.

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

М. Ю. Лермонтов «Ужасная судьба отца и сына…»

Разносторонняя одаренность мальчика проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Первыми музыкальными впечатлениями Лермонтов  обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

Звучит песня “Казачья колыбельная”, музыка А.Варламова

 

Осенью 1827 года Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице, недалеко от Кремля. Юный Мишель жадно впитывает впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык ее каменной летописи. Стоило выйти за ворота, и можно было увидеть «и этот Кремль зубчатый, безмятежный».

Годы учебы в Первопрестольной — важные вехи в становлении поэтического таланта и мировоззрения М. Ю. Лермонтова. С сентября 1828 года Михаил был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Этот пансион, как и Царскосельский лицей, был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В. И. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. И. Одоевский и другие.

Лермонтов  часто навещал жившую неподалеку бабушку. Под ее благотворным влиянием росло увлечение юного Мишеля музыкой: он усердно продолжал обучение  игре на скрипке и фортепиано. В 1829 юноша  публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера — произведения, считавшегося в техническом отношении трудным. Зимними вечерами у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой собиралась молодежь, устраивались музыкальные вечера и праздники.

Серьезно стихами Лермонтов занялся в 14 лет. Обучаясь в университетском пансионе, он написал 13 поэм, 3 драмы и около 300 стихотворений.

Живя напряженной жизнью, полной творческих замыслов, Михаил Лермонтов охотно и часто посещает московское светское общество.

Но в 1832 году М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет, резко меняя свою жизнь,  и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные там, поэт называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях М. Ю. Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. В ноябре 1834 года он был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе.

В 1835-1836 годах М. Ю. Лермонтов создает ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», повесть «Княгиня Лиговская», где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений.

8 февраля 1837 года произошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Ш. Дантесом. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло М. Ю. Лермонтова, он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Произведение в тысячах списков быстро распространилось по городу, а затем и по всей России, сделав имя Лермонтова известным.. С этого времени его поэтическая звезда взошла на небосклоне российской словесности.

На фоне музыки  В. А. Моцарта «Реквием” учащиеся читают стихотворение «Смерть поэта».

Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей,  как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Кто-то по городской почте отправил полный текст стихотворения «Смерть поэта» Николаю I  с надписью: «Призыв к революции». Поэта арестовали и направили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу.

Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. На полях сражений Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Не оставляя занятия любимым делом, поэт закончил «Песню про царя Ивана Васильевича…», подготовил материалы для «Мцыри» и «Героя нашего времени», создал ряд прекрасных лирических стихотворений.

Буктрейлер «Мцыри»

Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и народному песенному искусству сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и музыкальной выразительности. Во многих стихах он использовал особые художественные средства: формы и структуру музыкальных жанров песни и романса. Еще в детстве, в Тарханах поэт испытал сильное воздействие русского музыкального фольклора, главным образом песенного.

Н. П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония». Эти слова дают ключ к пониманию, каким путем интерпретировалось поэтическое наследие Лермонтова в музыке, и объясняют, почему его творчество привлекало и до сих пор привлекает внимание композиторов.

Углубленное проникновение музыки в  поэзию Лермонтова началось с романсов М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна.

Музыка романса А.Варламова тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя, переданного простой и выразительной мелодией.

Звучит романс А.Е.Варламова “Горные вершины”

Творчество композитора Александра Сергеевича Даргомыжского было связано с передовой русской культурой. Его вокальная музыка перекликалась с настроениями передовых людей 40-х годов, которые испытывали влияние лермонтовской поэзии. В этот период  он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение, отражая особенности поэтической речи. Стремление приблизить вокальную мелодию к поэтической интонации, особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи  Лермонтова «И скучно и грустно».

В романсе композитор стремится передать значимость каждой фразы поэта, его настроение, чувства и мысли. В музыке звучат горестные восклицания и тревожные вопросы стихотворения. Драматическая речитативно- песенная мелодия стихотворения подчеркивает значимость отдельных фраз и даже отдельных слов, все интонационные подъёмы и падения. Романс звучит как положенная на музыку ораторская речь.  

Звучит романс А.С.Даргомыжского “И скучно и грустно”

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка (ноты) может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию.

Михаил Юрьевич остро ощущал оттенки настроений, необходимые для музыкального восприятия. В «Автобиографических заметках» он пишет: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха»

Особое место в истории музыкальной интерпретации произведений  Лермонтова принадлежит «Парусу» А. Варламова – лучшему среди других романсов, созданных на этот текст. Мужественный, энергичный ритм (болеро), мажорный характер мелодии передают эмоциональный  колорит и мятежный романтический порыв лермонтовского  «Паруса».

Звучит романс А.Е.Варламова “Белеет парус одинокий”

От простого озвучивания произведений Лермонтова до глубокого охвата всех жанров его творческого наследия русские  и советские  композиторы прошли большой и плодотворный путь. Поэзия М.Лермонтова  несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных сочинений, так как обладает огромной силой притяжения для музыкантов. 

Роман «Герой нашего времени» был опубликован в апреле 1840 года в журнале «Отечественные записки». Судьбой было отпущено М. Ю. Лермонтову всего год с небольшим. В январе 1841 года он уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург.  Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине. Здесь он снова стал просить об отставке, но все попытки были безуспешны. С тяжелым чувством покидал М. Ю. Лермонтов столицу.

Видео «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Видео «Не смейся над моей пророческой тоскою…»

Предчувствие смерти не обмануло М. Ю. Лермонтова. 27 июля 1841 года великий русский поэт был убит. Это произошло у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром.  Лермонтов взял пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему и в голову не приходило его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить прощение. «Стреляй! Стреляй!” –  был ответ исступленного Мартынова. Секунданты скомандовали сходиться. М. Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н. С. Мартынов  быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М. Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…

Видео “Выхожу один я на дорогу”

Мог ли М.Ю.Лермонтов знать, что изящная дама, встреченная им перед последней поездкой в Петербург, красавица и умница, певица, композитор Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, пронизанные одиночеством и необыкновенной силой любви к жизни, и они станут незабываемой песней.

 

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.

Звучит “Вальс” А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”

Судьба отпустила ему прожить неполных 27 лет, но он успел за этот краткий срок так исповедаться в своих произведениях, что и сейчас, перечитывая его сочинения, мы можем прочесть историю его души и понять его, как поэта и человека.

И сегодня согревает душу образ писателя с божественным даром, грустного и нежного, язвительного и насмешливого, беззащитного перед грубостью, отважного перед лицом смерти. Гениального поэта, украсившего мировую словесность.

 

До новых встреч!

Сценарий поэтического вечера «Мятежный пророк» Богданова Елена Сергеевна
Пролистать наверх