Формирование у обучающихся способности к саморазвитию.

автор: Боднарь Елена Геннадьевна

преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А.Я. Гомельского» Москомспорта

Формирование у обучающихся способности к саморазвитию.

 

Формирование у обучающихся способности к саморазвитию.

План.

  1. Актуальность темы
  2. Как же формировать эту способность?
  3. Стратегии саморазвития.
  4. Как выявить способность к саморазвитию?
  5. Основные методы саморазвития.
  6. Средства саморазвития.
  7. Вопросы для самоанализа деятельности по саморазвитию.
  8. Вывод

 

     В современном мире такому понятию как саморазвитие человека уделяется огромное значение. Именно через саморазвитие и самосовершенствование происходит развитие человеческого сознания.

     К сожалению, многие люди воспринимают обучение как процесс, навязанный родителями и социумом. Они считают, что «отмучились» в школе, затем в колледже или вузе и на этом образование закончено. Почему так происходит? Скорее всего, в детском и юношеском возрасте были какие-то неудачи, поражения. Многие из нас имеют устоявшееся заблуждение, что если однажды потерпеть неудачу, то остальные попытки тоже провалятся. Однако, это совсем не так!  В настоящее время  мы можем выбрать то, чего хотим сами, будь то курсы компьютерной графики или повышение финансовой грамотности. Все зависит от нас самих.

     Многие считают, что все, чего они могли достигнуть, уже свершилось. Им уже хорошо, удобно и больше ничего не нужно. Поэтому не стоит выходить из зоны комфорта и что-то менять.  Это очень вредная установка, которая  таит в себе обычные комплексы.

 

     Цель всех учителей – повышение качества образования.

Но в полном объёме достижение поставленной цели невозможно без педагогической поддержки на основе саморазвития и самоопределения личности. Подготовить ученика к жизни в динамичном мире – значит дать ему не только необходимые знания,  но и способы овладения ими. Личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, становится той целью, на достижение которой должны быть направлены наши основные  педагогические усилия. Современное общество испытывает потребность в активных людях, стремящихся к саморазвитию, в силу чего на образование возлагается задача по развитию субъектной позиции и субъектных качеств обучающихся в различных видах деятельности. Самостоятельность, самоопределение, саморазвитие постепенно становятся ведущими ценностями сегодняшнего общества. Безусловно важной признаётся способность человека к постановке целей самоизменения, к поиску средств для достижения этих целей. Ведь саморазвиваться – это становиться в высшей степени самим собой. Такое понимание личности и ее саморазвития – результат достаточно сложных и новых социокультурных условий её существования в настоящем и, возможно, будущем.

Повышение уровня образованности должно идти не наращиванием объёмов знаний, а ориентацией на средства учения и способы продуктивной деятельности. Не каждая личность способна самостоятельно ставить и реализовывать цели самовоспитания. Трудности могут возникать на любом этапе этого сложного процесса. Для многих детей эти трудности оказываются чрезмерными, могут блокировать мотивацию саморазвития, снижать самооценку, уровень притязаний и социальную активность личности. В таких ситуациях нужна адресная квалифицированная помощь взрослого, понимающего и принимающего ребенка, готового оказать психологическую, педагогическую и дружескую помощь в самопознании, самопреодолении и самовоспитании.

     Глубинный смысл подлинного мастерства воспитателя, педагога состоит в его способности содействовать развитию внутреннего потенциала воспитанника, его природных сил и возможностей. А это возможно лишь при условии, что педагог, воспитатель сможет стимулировать учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием.

     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Огромное внимание уделяется личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию  российской идентичности в поликультурном социуме. Следовательно, необходимо «запустить» в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания.

     Таким образом, успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Поэтому формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится одной из важнейших воспитательных задач.
    Анализ основных тенденций общественного развития, модернизация системы общего образования позволяют утверждать о возникновении ситуации, когда трудно предсказать, какие именно знания будут общественно востребованы в будущем. Неопределенность такого прогноза следует из стремительного развития технологий, нарастания объемов информации, которыми оперирует общество, углубления многозадачности, роста объема решений, требующих постоянного обновления знаний, увеличения количества взаимосвязей различного уровня. Действительно, ещё  недавно учителя формировали у школьников знания, умения и навыки. Многие до сих пор считают, что это была хорошая система образования. Да, она была хорошая. Но она была. Что изменилось? Изменился мир, а точнее, сильно ускорились темпы его изменения. И сегодня мы уже не можем представить в какой среде мы будем жить завтра и какие навыки понадобятся для выживания в ней. Никто сейчас не может определить исчерпывающий перечень знаний и умений, которому нужно обучать подрастающее поколение. Поэтому в данный момент вся ответственность за выживание и способ проживания собственной жизни снова лежит на каждом конкретном человеке.

     Самое главное – помочь ребенку поверить в себя, определить свои жизненные ценности и цели самовоспитания, сформировать готовность к самостоятельным действиям и принятию за них ответственности.

Если школьник внимательно слушает учителя, но при этом не представляет зачем ему нужны эти знания,  и что он с ними будет делать  в дальнейшем, то его усилие потрачено в пустую. Если же ученик , уделяя  время своему однокласснику, совершенно чётко понимает, что делает вклад в укрепление дружеских взаимоотношений, которые в дальнейшем пригодятся ему для решения важных жизненных задач, такой выбор рассматривается, как полезное достижение. Самый дисциплинированный ученик, который старательно выполняет все задания учителя, может выйти из стен школы и найти себе такого же заботливого и внимательного руководителя, а может легко потерятся в противоречивой действительности, где каждый сам за себя. А ученик, который, возможно, не всегда проявлял дожное усердие в учёбе, но зато умеет чётко расставлять свои жизненные приорететы, осознаёт свои цели и знает пути их достижения, несомненно,  найдёт своё место.

Сформированная способность к саморазвитию позволяет человеку проводить мониторинг своих ресурсов, соотносить их с актуальными жизненными задачами и своевременно добирать то, чего не хватает, будь то  знания, умения или навыки.

     На первый взгляд ответ на вопрос, что такое саморазвитие, очевиден и заключается в улучшении необходимых навыков для собственного развития. Однако без понимания механизмов и причин саморазвития будет сложно нормально организовать сам процесс и достичь результатов.

     Помочь школьнику в саморазвитии может внимательный и заинтересованный взрослый. Способность к саморазвитию у обучающегося можно и нужно формировать. Делать это может любой педагог на любом уроке.

Как же формировать эту способность?

К окончанию школы у человека должны появиться три типа ориентации.

  1. Ориентация в мире.

Как устроен мир? Каковы его законы?

  1. Ориентация в людях.

Чего хотят люди? Почему они поступают так а не иначе?

  1. Ориентация в себе.

Чего я хочу от мира? Что  я могу изменить? Как этого добиться?

     Лучше всего в современных образовательных программах представлен блок ориентация в мире. Именно для этого школьники изучают различные общеобразовательные предметы. В последнее время всё больше проникает в умы учашихся знания об обществе и особенностях разных культур.

Программы гуманитарных предметов активно разрабатываются, но пока эти знания носят, скорее  обобщающий и больше теоретический характер, мало помогая детям и подросткам ориетироваться в реальном мире межличностных взаимоотношений.

    На уровне ориентации в самом себе, своих желаниях и возможностях сделано и того меньше.           По факту единственное на что здесь можно опереться педагогу это перечисление личностных   результатов обучения ФГОС. Далее предстоит огромная работа , направленная на детализацию личностных результатов и проектированию средств, направленных на их формирование.

Откуда берётся способность к саморазвитию?

Можно выявить два похожих и в то же время очень разных процесса развития человека. Естественное развитие и осознанное саморазвитие.

Естественное развитие – это непрерывный процесс, контролируемый мозгом.

Осознанное саморазвитие –это достижение целей, поставленных человеком самому себе.

Осуществление второго процесса называют способностью к саморазвитию. Примерное поведение в школе и ответственное выполнение заданий педагога не гарантирует появления спсобности к саморазвитию. Откуда же она берётся?

Способность к саморазвитию формируется при жизни человека, она не является врождённой способностью и не передаётся по наследству.

Наиболее чувствительным к формированию данной способности является подрастковый возраст. На данном возрастном этапе складываются все необходимые предпосылки:

– накапливаются знания о самом себе, о своих качествах

– формируется умение сравнивать себя с другими

– развивается умение анализировать причины своих поступков

-появляется представление о будущем и желания, направленные в будущее.

     Импульсом к формированию способности всегда является противоречие между тем, что субъект хочет и тем, что он имеет. В подростковом возрасте появляется сильное желание стать, имеется у подростка и масса энергии для реализации своих желаний. При всём при этом, подростки в полной мере  ещё не умеют верно оценить себя, не умеют ставить достижимые цели саморазвития и находить для них адекватные средства, поэтому они много хотят, но ещё мало могут сделать. В лучшем случае они просто бросают свои начинания, в худшем случае страдает самооценка, падает вера в свои силы, преобладает негативный эмоциональный тон, повышается агрессивность, растут конфликты  в отношениях с одноклассниками, учителями, близкими и друзьями.

 

Стратегии саморазвития.

 

     Реальный мир постоянно подбрасывает человеку проблемы разного уровня сложности.  Мозг занят. Но чем конкретно он занят? Какие задачи решает?  От  того, какую задачу решает мозг зависит направление развития человека. В основе саморазвития всегда лежит проблема. Проблема, ощущаемая самим субъектом в виде дискомфорта, недовольства, раздражения, противоречия или конфликта, является источником, пусковым механизмом саморазвития. Нет проблемы – нет саморазвтия. Одна и та же проблема воспринимается каждым человеком по-своему. И действия в одинаковых ситуациях у всех будут разные.  В таблице представлена характеристика видов стратегий саморазвития. Таких как переживания, уход от проблемы, поиск виновных, получение нового опыта в зависимости от следующих показателей: о чём думает субъект?, на какие вопросы он ищет ответ?, чем занят мозг?, каковы последствия?

 

Стратегия 

саморазвития

О чём думает субъект?

На какие вопросы он ищет ответ?

Чем занят мозг? Каковы последствия?
Переживания Ах, какой я несчастный! Почему мне так не везёт? Почему мир так не соворшенен? Ищет и сохраняет в памяти негативные моменты, снова и снова прокручивает эмоции, не обращает внимание на хорошее. Постоянно негативный тон настроения, отсутствие желания действовать, соматические заболевания.
Уход от проблемы Не буду думать об этом сейчас, подумаю позже! Сегодня просто тяжёлый день, чем бы себя порадовать? Как бы себя отвлечь? Ищет приемлемое объяснение, переключает внимание на второстепенные вопросы и дела Проблема разрастается как снежный ком, ситуация выходит из под контроля и далее события развиваются в зависимости от интересов других участников. 
Поиск виновных Во всём виноваты окружающие(ученики, родители, правительство), они должны вести себя по другому.  Как их наказать? (предостеречь, предупредить, обезопасить)? Как сделать так, чтобы они стали лучше? (послушнее, умнее, ответственней) Пристально наблюдает за другими, анализирует их поведение, выискивает ошибки, оправдывает себя (нет времени, маленькая зарплата, кризис в стране) Появление и закрепление негативных черт характера (подозрительность, склонность к обвинению, постоянные нравоучения), ухудшение межличностных отношений (коллеги, ученики, друзья и знакомые) стараются уклониться от контакта
Получение нового 

опыта

Какие цели я ставил перед собой? Какой была  моя роль в ситуации? Что пошдо не так? Что я могу изменить в своих мыслях и действиях? Анализирует свои установки, которые привели к ситуации, ищет направления коррекции своего собственного поведения. Гибкость реагирования, уравновешенное эмоциональное состояние, стрессоустойчивость, стремления к достижениям, удовлетворённость собой и другими.

 

     У учеников саморазвитие складывается по тем же стратегиям. Встречаясь с какой-либо проблемой в учёбе, они так же любят попереживать, стараются максимально оттянуть принятие решений, стремятся найти виноватых, и только  учитель, который сам научился переходить от эмоций к поиску новых способов деятельности,  может помочь школьникам в их саморазвитии. 

Как выявить способность к саморазвитию?

     ФГОС рекомендует формировать способность к саморазвитию у всех обучающихся. Прежде чем приступить к выполнению этой задачи необходимо провести хотябы минимальный анализ того, что мы имеем на данный момент, то есть учителю необходимо выяснить,  как обстоят дела с саморазвитием у его учеников. В отечественной  педагогике закрепилась традиция рассматривать обучение с точки зрения деятельностного подхода.

      Саморазвитие,  как особая деятельность по развитию себя и внутренних качеств,  имеет следующую внутреннюю структуру. Мотивационно-целевой компонент, операционально-действенный компонент, контрольно-оценочный компонент. Способность к саморазвитию так же должна включать все эти три компонента. Иначе говоря,  субъект, отличающийся сформированной способностью к саморазвитию, понимает свою цель, знает как её достичь и может оценить результат. 

Цели саморазвития на уроке.

     Механизмы саморазвития запускаются в проблемной ситуации.  Поэтому для формирования соответствующей способности ученик должен ощущать определённый дискомфорт, который можно переформулировать в цель саморазвития. 

Например:

     Если  проблемная ситуация недовольство оценками по предмету, то целью саморазвития будет повысить успеваемость  за счёт развития внимательности, осознанности восприятия, произвольной памяти и мыслительных операций.

    Если  проблемная ситуация лень, неорганизованность, то целью саморазвития становится  развитие умений самоконтроля, самомотивации, тайм-менеджмента.

     Скучно, неитересно, слишком  просто, значит нужно расширить  свои познания за пределами школьной программы, освоить прикладные аспекты, междисциплинарные связи.

     Проблемная сиуация: тревожность на контрольных, боязнь отвечать у доски. Цель: коррекция эмоционального состояния, развитие стрессоустойчивости, повышение уверенности в себе, снижение зависимости от чужого мнения.

Основные методы саморазвития.

     К основным методам саморазвития относятся

– Самообразование (поиск, накопление, анализ разнообразной информации, формулирование выводов, мнений и убеждений на её основе).

– Самосовершенствование (тренировка, усиление имеющихся качеств и способностей).

– Самовоспитание (устранение плохих привычек, целенаправленное формирование недостающих желаемых качеств).

     Для правильной организации самообразования необходимо помнить о том, что недостаточно  просто найти и прочитать информацию, с информацией нужно уметь работать, необходимо оценить её достоверность, сравнить с другими данными, обощить,проанализировать,  сделать выводы.

     Между самосовершенствованием и самовоспитанием принципиальной разницы нет. Ученые различают эти методы по степени вмешательства в естественный ход развития человека. Для самосовершенствования характерно укрепление того, что уже есть. Например, ученик умеет решать задачи определённого типа, но хочет сократить время  необходимое для поиска решения или сократить количество ошибок в расчётах. Довольно часто цели самосовершенствования достигаются при помощи систематического повторения или тренировки. При самовоспитании ставится более трудная цель выработки определённого навыка с нуля. Например, школьник вообще не умеет строить графики.  Здесь прежде чем тренироваться нужно разобрать теорию вопроса, усвоить основные понятия, рассмотреть базовые алгоритмы действий.

Средства саморазвития.

  1. Самостимулирование – это процесс в результае которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятия самовоспитанием
  2. Самопрограммирование – создание собственной программы саморазвития и на её основе конкретного плана, что необходимо сделать, в какой последовательности и в течении какого времени, чтобы добиться результата.
  3. Самообязательство – признание необходимости выполнения программы саморазвития, усиление мотивации, твёрдое намерение выполнить задуманное
  4. Самоинструктирование по поводу конкретной предстоящей деятельности
  5. Самонаблюдение за осуществлением  задуманного 
  6. Самоанализ  и  самокотроль, которые в своей совокупности позволяют вносить определённые коррективы как в ход самой деятельности, так и в прогамму саморазвития в дальнейшем.
  7. Самовнушение – внушение самому себе определённых представлений, мыслей, чувств.
  8. Идентификация – отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.
  9. Обособление – осознание собственной индивдуальности и уникальности, выделение себя из общности.

 

Вопросы для самоанализа деятельности по саморазвитию.

 

     Получив любой новый опыт важно его правильно оценить. Именно в этой области у подростков наблюдается наибольшее затруднение.  Без помощи опытного заинтересованного педагога здесь не справиться. Самоанализ необходимо осуществлять планомерно и систематически.  Для этого нужно обязательно фиксировать процесс и результаты саморазвития, чтобы было над чем размышлять.

Вопросы  здесь  могут быть следующие:

  1. Является ли цель саморазвития конкретной, измеримой, достижимой?
  2. Определены ли чёткие сроки для каждого этапа саморазвития?
  3. Соблюдаются ли поставленные сроки?
  4. Какие эмоции возникают в процессе саморазвития?
  5. Что мешает выполнению деятельности?
  6. Какие факторы способствуют саморазвитию?
  7. Нужна ли помощь? Кто может её оказать?
  8. Какие преимущества дают полученные результаты?
  9. Как к вашей деятельности относятся окружающие?
  10. Соответствует ли полученный результат вашим ожиданиям?

 

Самоанализ

    В зависимости от преобладающих проблем в саморазвитии всех учащихся можно условно разделить на 4 группы.

  1. Проблемы в мотивации ( сомневающиеся ученики).
  2.  Проблемы в организации (разбрасывающиеся ученики).
  3. Проблемы в организации (неорганизованные ученики).
  4. Проблемы в контроле (застревающие ученики).

 

Некоторые приёмы формирования способности к саморазвитию  на уроке.

  1. Вдохновляйте примером

Вдохновляйте обучающихся собственным примером саморазвития. Учитель сам должен стремиться к повышению своей проффесиональной компетенции и личностному развитию. Осваивайте новые умения, перенимайте опыт коллег, интересуйтесь различными достижениями в различных областях науки.

  1. Ищите резонанс

Опираясь на понимание внутреннего мира ученика , его потребности и склонности, учитель осуществляет  лёгкие, незаметные, косвенные воздействия, которые выводят обучающего из комфортного равновесного косвенного состояния и стимулируют к самопознанию, самоопределению и саморазвитию. Резонансным воздействием может стать вовремя заданный вопрос, слова одобрения, невербальная поддержка. Педагогическок чутьё помогает опытному педагогу выбрать нужные средства. Для его развития необходим искренний интерес к другому человеку, стремление понять его мироощущение, эмоции, убеждения.

  1. Дирижируйте связями

В  образовательном процессе как правило объединяются и пересекаются разнообразные линии коммуникации. Педагог , как хороший дирижёр, должен правильно регулировать явные и неявные коммуникативные течения, усиливать одни мелодии и приглушать другие, уметь предсказывать шторм и усмирять цунами.

  1. Создайте иллюзию выбора

Умение делать взвешенный обоснованный выбор – основа любой самостоятельности. В ситуации выбора субъектные качества и способности  человека начинают развиваться ускоренными темпами.

  1. Инициируйте открытия

Нужно научить школьников добывать знания, икать свои собственные формулы и делать свои собственные открытия. Самостоятельно полученные знания вызывают глубокий эмоциональный отклик и лучше закрепляются в памяти.

 

Вывод

 

     Таким образом, для того чтобы ученики получили непосредственный и практический опыт саморазвития и усовершенствовали    свои умения в области изучаемого предмета нужно использовать следующие механизмы взаимодействия.

  1. Показывать личный пример
  2. Учить совершать обдуманный выбор
  3. Осуществлять лёгкие, но резонансные водействия
  4. Развивать лидерские качества и организаторские способности учеников
  5. Организовывать обмен опытом, учит быть неравнодушными
  6. Помогать преодолевать барьеры саморазвития
  7. Организовывать совместную поиковую активность
  8. Инициировать создание школьниками собственных образовательных продуктов.

 

Формирование у обучающихся способности к саморазвитию.
Пролистать наверх