Авторская программа “Удивительный мир конструирования”

Автор: Бозыкова Наталья Валерьевна

Воспитатель МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД №46 “Надежда” город Норильск

Авторская программа “Удивительный мир конструирования”

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Самоделкин»

В подготовительной к школе группе «Жарки» на 2018 – 2019 учебный года

Автор воспитатель

Бозыкова Н.В.

г. Норильск

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Введение

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Современные дети живут и развиваются  в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в окружающей действительности.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов, и задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия   для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний – побуждает современный образовательный процесс на инновационные обновления, привлечения новых технологий, апробаций и адаптаций.

Цель

Создавать условия для познавательно-речевого развития дошкольников посредством конструктивно-модельной деятельности.

Задачи: 

  1. совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
  2. продолжить развитие образно – действенного, и наглядно-образного, образно – логического мышления, воображения, внимания, памяти;
  3.  развивать диалогическую речь, умение выражать словами свое отношение к сделанному и увиденному.
    4.развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  1. способствовать воспитанию инициативы, самостоятельности и активности.

ДИАГНОСТИКА. Планируемые результаты освоения программы.

При реализации Программы может проводиться оценка уровня освоения программы в форме педагогической диагностики в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «ДС № 46 «Надежда».

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности конструирования, как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка. 

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы направлено на обогащение ОО «Познавательное развитие» – для обеспечения более глубоких знаний, умений по конструктивно – модельной деятельности.

 

Блок Задачи Материал
Подготовительная к школе группа «Жарки»
Анкетирование,

мониторинг

   

 

Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор» Знакомство с названиями деталей лего,   различать и называть их, учить   заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать   общее описание; развивать   творческую инициативу и самостоятельность, активизировать речь.

 

строительный материал (лего, деревянный конструктор или какой- либо другой, мелкие игрушки).
«Наш любимый детский сад» (из строит.  материала) Цель: упражнять детей в строительстве здания д/сада, оформлять архитектурными деталями (колонна, арка),  закреплять умение работать сообща, развивать диалогическую речь. иллюстрации архитектурных построек, схемы построек, крупный строительный материал, фотографии здания д/сада
«Городок для любимых игрушек» (из строительного  материала) Продолжать учить оформлять дома архитектурными деталями (колонна, арка),  закреплять умение работать сообща.

 

Материалы и оборудование: иллюстрации архитектурных построек, схемы построек, крупный строительный материал
«На лесной поляне» (из природного 

материала)

Учить анализировать природный материал, использовать разные приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения. Материал: шишки, желуди, листья, ракушки, веточки, пластилин.
«Конструирование по выбору» (из различных конструкторов) Закреплять умение работать с различными видами конструкторов, продолжать учить способам соединения деталей, конструировать по рисунку, развивать творчество. различные конструкторы LEGO DUPLO, LEGO DASTA, схемы с изображением разнообразных моделей.
«Любимые животные»

(конструирование из геометрических

 фигур).

Учить   строить корову, собаку; развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования;  воспитывать   заботливое отношение к животным.   Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования из геометрических фигур. наборы   деталей конструктора; иллюстрации   с изображением животных (коровы, собаки);образец   и схема животных – карточки на каждого ребёнка; разные геометрические фигуры (плоские) . Интеграция с аппликацией.
«Строим зоопарк» Закреплять   представления о многообразии животного мира; Учить   видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их   функциональное назначение; Развивать   способность анализировать делать выводы. Наборы   деталей конструктора; иллюстрации   с изображением животных; набор   игрушечных зверей.

 

 

«Пернатые друзья»

(конструирование из геометрических

 фигур)

Материал: наборы   деталей конструктора; иллюстрации   с изображением животных (коровы, собаки);образец   и схема животных – карточки на каждого ребёнка; разные геометрические фигуры (плоские) . Интеграция с аппликацией. Учить   строить корову, собаку; развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования;  воспитывать   заботливое отношение к животным.   Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования из геометрических фигур.
«Карнавальные

 маски»

(из нетрадиционного материала)

Учить вырезать по шаблону маску из бумаги, украшать поделку, добиваясь выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов, развивать фантазию и воображение Материалы и оборудование: шаблоны масок, цветная бумага, картон, оберточная бумага, карандаш, ножницы, перья, капсулы от  «киндерсюрпризов», мочалки, поролон, серпантин, мочалка, пайетки,  перья, мишура,  двусторонний скотч, клей.
«Елочные игрушки» (из природного материала) Закрепить умение изготавливать елочные игрушки по рисунку, дополняя яичную скорлупу деталями из серпантина, клейкой пленки; развивать воображение, художественный вкус.

 

 яичная скорлупа, цветная бумага, самоклеящаяся  пленка, серпантин,  пайетки и др., схемы-рисунки  поделок, клей, кисти, тряпочки, клеенки,  ножницы, емкости для  мусора.
«Ловкие и смелые» Строительный материал – кирпичики. Макет поляны для постройки с человечками из конструктора. Игрушка Заяц. Карточки с изображением зимних видов спорта.  Продолжать учить строить простейшие постройки, используя приемы представления кирпичиков друг другу различать стороны строительного материала (узкой, широкой стороны).  Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта.
«Фокусники». наборы геометрических фигур разного цвета и разного размера: больших для воспитателя, маленьких для детей. Для подвижной игры – четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большого размера; такие же фигуры маленького размера (по одной на каждого ребенка); четыре обруча. см) Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры.  Учить понимать отличительные особенности геометрических форм. Учить делить целое на части.
«Корабли в порту» . наборы   деталей конструктора(по выбору детей); иллюстрации   с изображением водного транспорта; схемы     Учить   правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
«Защитники Отечества»

Военная техника

Оборудование: картинки и фото с изображением родов войск, дощечка для лепки, пластилин, коробки, стека, салфетки. Продолжить знакомство детей с Российской Армией,

закрепить знания о родах войск;  воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины.

«Строительство театра для Буратино» Научить детей использовать схемы при сооружении постройки; Показать детям способ изображения, научить использовать изображение как средство узнавания фигур; Показать на чертеже – развёртке изображения строительных деталей в трёх проекциях (прямо, сверху, сбоку); Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей; Научить детей соотносить реальный объект со схемой.  Схема – чертёж театра «Буратино»;  изображения  куба, конуса, бруска,  кирпичика в трёх проекциях на  чертеже – развёртке. 3 – кирпичика,  3 – конуса,    3 – куба, 1 –  треугольная  призма, лист бумаги, 1 –  простой карандаш, трафарет. На каждого ребёнка.

 

 

«Удивительный мир космоса»

«Космодром»  

(из строительного материала)

Рассказать о первом космонавте нашей страны; – учить строить ракету из лего конструктора;  продолжать учить работать со схемой;  закреплять знания детей об окружающем мире; Расширить представления детей о различных летательных аппаратов. Учить зарисовывать будущую постройку, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали..   Кукла   Незнайка, письмо; иллюстрации   на тему: «Космос»;наборы   конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка; схема ракеты;  образец   ракеты и космонавта. геометрические фигуры, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».

 

«Роботы» Расширять знания детей об истории робототехники, упражнять в моделировании, конструировании из разных строительных наборов и конструкторов.

 

наборы мелкого строителя, мелкие игрушки для обыгрывания, детали  строителя для драматизации, наглядное пособие – квадрат, прямоугольник.
«Что нам стоит мост построить!» (из строительного материала) Закреплять у детей названия строительных деталей и различать их. Учить устанавливать пространственное расположение частей постройки относительно друг друга; Формировать умение анализировать образец постройки;  Закреплять умение делать постройки из деталей конструктора разного цвета.

 

листы бумаги, карандаши, наборы мелкого строителя, деревянный, лего.

 

«Многоэтажный дом» Учить составлять чертежи построек, продолжать учить конструировать постройку по схеме, самостоятельно планировать этапы постройки 

 

Игрушка Медвежонок Умка, картины и схемы с изображением зданий; наборы счетного материала из геометрических фигур по количеству детей в группе, демонстрационное оборудование магнитная доска,  разноцветные  магниты  10  шт.
«Мой любимый конструктор» Самостоятельно организовывать работу , выполнять разнообразные интеллектуальные действия.

 

наборы мелкого строителя, мелкие игрушки для обыгрывания, детали  строителя для драматизации, наглядное пособие – квадрат, прямоугольник.
«Красная площадь» Расширять знания о «Красной площади», Москве,обогащать строительный опыт детей в сооружении зданий, пополнить знания об особенностях их строения и оформления, умение работать в группе, воспитывать патриотические чувства. Набор деревянных конструкторов, образцы, иллюстрации. Фото Красной площади, игрушки для обыгрывания
“Детская площадка”

(крупный, мелкий конструктор)

Обучение творческому конструированию по замыслу большой и маленький деревянный конструктор, покрывало, кукла, поднос
«Творим и мастерим»

(по замыслу)

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. Самостоятельно организовывать работу , выполнять разнообразные интеллектуальные действия.  Конструкторы, схемы, чертежи

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Занятия с детьми организуются еженедельно по вторникам в форме непосредственной образовательной деятельности.

  •                            
  •           3.1 Взаимодействие с семьями 
        МЕСЯЦ Взаимодействие с семьями

 

        октябрь Анкетирование. Собрание. Информирование родителей о кружке «Самоделкин», привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по конструированию.

 

        ноябрь Знакомство с планом работы. Подготовка схем к конструкторам. Пополнить центр конструирования различным конструктором.
        декабрь Консультация: «Роль  конструирования в развитии детей дошкольного возраста». 
        январь Оформление индивидуальных выставок: «Я – талантлив!»
        февраль Консультации для родителей: «Конструирование в детском саду»,

Создание  альбомов «Военная техника»

 

          март Выставка «Мой любимый конструктор» (модели, созданные детьми совместно с родителями с использованием разных конструкторов по замыслу);

Памятка: «Конструируем дома с папой и    мамой»

 

      апрель Выставка моделей техники на тему «Космос» 

Консультации: “Конструирование в жизни ребенка”, 

«Удивительный мир конструкторов», 

 

        май Совместное развлечение по Лего конструированию.

Учебно- методический комплект, дополнительная литература:

  1. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. СанПин 2.4.1.3049 – 13.
  3.  «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова. «Лего- Конструирование в Детском саду» Е.В. Фешина.
  4. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
  5. Е. В. Фешина «Лего-Конструирование в детском саду»
  6. Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 7 лет»
  7. Интернет ресурсы. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду»
  8. Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок», «Педкопилка»

 

Авторская программа “Удивительный мир конструирования”
Пролистать наверх