Автор: Бозыкова Наталья Валерьевна
Воспитатель МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД №46 “Надежда” город Норильск
Авторская программа “Удивительный мир конструирования”
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Самоделкин»
В подготовительной к школе группе «Жарки» на 2018 – 2019 учебный года
Автор воспитатель
Бозыкова Н.В.
г. Норильск
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Введение
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в окружающей действительности.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов, и задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний – побуждает современный образовательный процесс на инновационные обновления, привлечения новых технологий, апробаций и адаптаций.
Цель:
Создавать условия для познавательно-речевого развития дошкольников посредством конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
- совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- продолжить развитие образно – действенного, и наглядно-образного, образно – логического мышления, воображения, внимания, памяти;
- развивать диалогическую речь, умение выражать словами свое отношение к сделанному и увиденному.
4.развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
- способствовать воспитанию инициативы, самостоятельности и активности.
ДИАГНОСТИКА. Планируемые результаты освоения программы.
При реализации Программы может проводиться оценка уровня освоения программы в форме педагогической диагностики в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «ДС № 46 «Надежда».
Результаты диагностики уровня сформированности деятельности конструирования, как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы направлено на обогащение ОО «Познавательное развитие» – для обеспечения более глубоких знаний, умений по конструктивно – модельной деятельности.
Блок | Задачи | Материал |
Подготовительная к школе группа «Жарки» | ||
Анкетирование,
мониторинг |
|
|
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор» | Знакомство с названиями деталей лего, различать и называть их, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность, активизировать речь.
|
строительный материал (лего, деревянный конструктор или какой- либо другой, мелкие игрушки). |
«Наш любимый детский сад» (из строит. материала) | Цель: упражнять детей в строительстве здания д/сада, оформлять архитектурными деталями (колонна, арка), закреплять умение работать сообща, развивать диалогическую речь. | иллюстрации архитектурных построек, схемы построек, крупный строительный материал, фотографии здания д/сада |
«Городок для любимых игрушек» (из строительного материала) | Продолжать учить оформлять дома архитектурными деталями (колонна, арка), закреплять умение работать сообща.
|
Материалы и оборудование: иллюстрации архитектурных построек, схемы построек, крупный строительный материал |
«На лесной поляне» (из природного
материала) |
Учить анализировать природный материал, использовать разные приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения. | Материал: шишки, желуди, листья, ракушки, веточки, пластилин. |
«Конструирование по выбору» (из различных конструкторов) | Закреплять умение работать с различными видами конструкторов, продолжать учить способам соединения деталей, конструировать по рисунку, развивать творчество. | различные конструкторы LEGO DUPLO, LEGO DASTA, схемы с изображением разнообразных моделей. |
«Любимые животные»
(конструирование из геометрических фигур). |
Учить строить корову, собаку; развивать творчество, фантазию, навыки конструирования; воспитывать заботливое отношение к животным. Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования из геометрических фигур. | наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных (коровы, собаки);образец и схема животных – карточки на каждого ребёнка; разные геометрические фигуры (плоские) . Интеграция с аппликацией. |
«Строим зоопарк» | Закреплять представления о многообразии животного мира; Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение; Развивать способность анализировать делать выводы. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных; набор игрушечных зверей.
|
«Пернатые друзья»
(конструирование из геометрических фигур) |
Материал: наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных (коровы, собаки);образец и схема животных – карточки на каждого ребёнка; разные геометрические фигуры (плоские) . Интеграция с аппликацией. | Учить строить корову, собаку; развивать творчество, фантазию, навыки конструирования; воспитывать заботливое отношение к животным. Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования из геометрических фигур. |
«Карнавальные
маски» (из нетрадиционного материала) |
Учить вырезать по шаблону маску из бумаги, украшать поделку, добиваясь выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов, развивать фантазию и воображение | Материалы и оборудование: шаблоны масок, цветная бумага, картон, оберточная бумага, карандаш, ножницы, перья, капсулы от «киндерсюрпризов», мочалки, поролон, серпантин, мочалка, пайетки, перья, мишура, двусторонний скотч, клей. |
«Елочные игрушки» (из природного материала) | Закрепить умение изготавливать елочные игрушки по рисунку, дополняя яичную скорлупу деталями из серпантина, клейкой пленки; развивать воображение, художественный вкус.
|
яичная скорлупа, цветная бумага, самоклеящаяся пленка, серпантин, пайетки и др., схемы-рисунки поделок, клей, кисти, тряпочки, клеенки, ножницы, емкости для мусора. |
«Ловкие и смелые» | Строительный материал – кирпичики. Макет поляны для постройки с человечками из конструктора. Игрушка Заяц. Карточки с изображением зимних видов спорта. | Продолжать учить строить простейшие постройки, используя приемы представления кирпичиков друг другу различать стороны строительного материала (узкой, широкой стороны). Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта. |
«Фокусники». | наборы геометрических фигур разного цвета и разного размера: больших для воспитателя, маленьких для детей. Для подвижной игры – четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большого размера; такие же фигуры маленького размера (по одной на каждого ребенка); четыре обруча. см) | Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Учить понимать отличительные особенности геометрических форм. Учить делить целое на части. |
«Корабли в порту» . | наборы деталей конструктора(по выбору детей); иллюстрации с изображением водного транспорта; схемы | Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
«Защитники Отечества»
Военная техника |
Оборудование: картинки и фото с изображением родов войск, дощечка для лепки, пластилин, коробки, стека, салфетки. | Продолжить знакомство детей с Российской Армией,
закрепить знания о родах войск; воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины. |
«Строительство театра для Буратино» | Научить детей использовать схемы при сооружении постройки; Показать детям способ изображения, научить использовать изображение как средство узнавания фигур; Показать на чертеже – развёртке изображения строительных деталей в трёх проекциях (прямо, сверху, сбоку); Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей; Научить детей соотносить реальный объект со схемой. | Схема – чертёж театра «Буратино»; изображения куба, конуса, бруска, кирпичика в трёх проекциях на чертеже – развёртке. 3 – кирпичика, 3 – конуса, 3 – куба, 1 – треугольная призма, лист бумаги, 1 – простой карандаш, трафарет. На каждого ребёнка.
|
«Удивительный мир космоса»
«Космодром» (из строительного материала) |
Рассказать о первом космонавте нашей страны; – учить строить ракету из лего конструктора; продолжать учить работать со схемой; закреплять знания детей об окружающем мире; Расширить представления детей о различных летательных аппаратов. Учить зарисовывать будущую постройку, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали.. | Кукла Незнайка, письмо; иллюстрации на тему: «Космос»;наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка; схема ракеты; образец ракеты и космонавта. геометрические фигуры, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».
|
«Роботы» | Расширять знания детей об истории робототехники, упражнять в моделировании, конструировании из разных строительных наборов и конструкторов.
|
наборы мелкого строителя, мелкие игрушки для обыгрывания, детали строителя для драматизации, наглядное пособие – квадрат, прямоугольник. |
«Что нам стоит мост построить!» (из строительного материала) | Закреплять у детей названия строительных деталей и различать их. Учить устанавливать пространственное расположение частей постройки относительно друг друга; Формировать умение анализировать образец постройки; Закреплять умение делать постройки из деталей конструктора разного цвета.
|
листы бумаги, карандаши, наборы мелкого строителя, деревянный, лего.
|
«Многоэтажный дом» | Учить составлять чертежи построек, продолжать учить конструировать постройку по схеме, самостоятельно планировать этапы постройки
|
Игрушка Медвежонок Умка, картины и схемы с изображением зданий; наборы счетного материала из геометрических фигур по количеству детей в группе, демонстрационное оборудование магнитная доска, разноцветные магниты 10 шт. |
«Мой любимый конструктор» | Самостоятельно организовывать работу , выполнять разнообразные интеллектуальные действия.
|
наборы мелкого строителя, мелкие игрушки для обыгрывания, детали строителя для драматизации, наглядное пособие – квадрат, прямоугольник. |
«Красная площадь» | Расширять знания о «Красной площади», Москве,обогащать строительный опыт детей в сооружении зданий, пополнить знания об особенностях их строения и оформления, умение работать в группе, воспитывать патриотические чувства. | Набор деревянных конструкторов, образцы, иллюстрации. Фото Красной площади, игрушки для обыгрывания |
“Детская площадка”
(крупный, мелкий конструктор) |
Обучение творческому конструированию по замыслу | большой и маленький деревянный конструктор, покрывало, кукла, поднос |
«Творим и мастерим»
(по замыслу) |
Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. Самостоятельно организовывать работу , выполнять разнообразные интеллектуальные действия. | Конструкторы, схемы, чертежи |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Занятия с детьми организуются еженедельно по вторникам в форме непосредственной образовательной деятельности.
- 3.1 Взаимодействие с семьями
МЕСЯЦ | Взаимодействие с семьями
|
октябрь | Анкетирование. Собрание. Информирование родителей о кружке «Самоделкин», привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по конструированию.
|
ноябрь | Знакомство с планом работы. Подготовка схем к конструкторам. Пополнить центр конструирования различным конструктором. |
декабрь | Консультация: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста». |
январь | Оформление индивидуальных выставок: «Я – талантлив!» |
февраль | Консультации для родителей: «Конструирование в детском саду»,
Создание альбомов «Военная техника»
|
март | Выставка «Мой любимый конструктор» (модели, созданные детьми совместно с родителями с использованием разных конструкторов по замыслу);
Памятка: «Конструируем дома с папой и мамой»
|
апрель | Выставка моделей техники на тему «Космос»
Консультации: “Конструирование в жизни ребенка”, «Удивительный мир конструкторов»,
|
май | Совместное развлечение по Лего конструированию. |
Учебно- методический комплект, дополнительная литература:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- СанПин 2.4.1.3049 – 13.
- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова. «Лего- Конструирование в Детском саду» Е.В. Фешина.
- Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
- Е. В. Фешина «Лего-Конструирование в детском саду»
- Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 7 лет»
- Интернет ресурсы. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду»
- Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок», «Педкопилка»