План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса»

автор: Бороздина Ольга Викторовна

Учитель-дефектолог МБДОУ №122 г. Мурманска

План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса»

 

Уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию представляется план – конспект открытого группового занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса» с отражение в нём характеристики и адресной помощи ребёнку-инвалиду по зрению с целью фиксации значимости для специалиста проектирования коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в данной образовательной среде и демонстрацией таким образом высочайших профессиональных навыков участника Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» Бороздиной Ольги Викторовны: учителя-дефектолога (тифлопедагога) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска № 122.

 

План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) 

на тему: «Дары северного леса»

 

Среди воспитанников данной группы находится незрячий ребёнок в возрасте 5 лет.  (Далее – Маша Х.)

Воспитанники данной группы обучаются по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под редакцией Л.И. Плаксивой.

В отношении Маши Х. образовательная программа реализуется с опорой на методические рекомендации, предлагаемые Международным университетом семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга в специальной коррекционной программе для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения.

У Маши Х. за счёт сохранных анализаторов хорошо развиты компенсаторные ресурсы: осязание, обоняние, вкусовые рецепторы, тактильно-двигательный анализатор, реакция на сигнальные световые ориентиры. 

Хорошо ориентируется в пределах макропространства (квартира, групповая комната и примыкающие к ней помещения, помещения детского сада: кабинет заведующего, музыкальный зал и т.д.); микропространства (площадь стола, альбомного листа и др.)

У Маши Х. имеются дефициты  в виде отсутствия  зрительного восприятия предметов, грубого нарушения лакомоции движений, позы и походки, крайне низкой ориентировки в пространстве при помощи остаточного зрения. Наблюдаются проявления навязчивых движений.

К возрастным особенностям Маши Х. можно отнести свободное вхождение в процесс коммуникации, как со сверстниками, так и с окружающими её взрослыми.

На всех этапах коррекционно-развивающего занятия применяются здоровьесберегающие технологии («Технология раскрепощённого развития детей» / автор Базарный В. Ф.),  специальные технологии по развитию осязания и мелкой моторики («Технология проведения игрового массажа и самомассажа кистей и пальцев рук»), образовательные технологии, с помощью которых дети успешно осваивают различные пространственные признаки и отношения (Технология «Практическая и словесная ориентировка» / автор Л. И. Плаксина).

В процессе подготовки к занятию для Маши Х. были разработаны специальные учебно-дидактические материалы, разработанные с учётом возможностей её здоровья.

Цель занятия: Закрепить представление о природоведческой зоне Мурманской области.

Задачи занятия:

  1. Развивать зрительное восприятие на предметы окружающего мира вне зависимости от их преподнесения (реальные предметы, модели, графическое изображение и др.), замечать цвет, форму, величину, пространственное положение; сравнивать по признакам сходства и различия.
  2. Развивать слуховое восприятие: упражнять в узнавании и назывании звуков природы.
  3. Способствовать развитию сложнокоординированных движений руки и глаза в процессе выполнения практических действий.
  4. Активизировать, стимулировать и упражнять работу функций зрительного анализатора.
  5. Закреплять представление о природоведческой зоне Мурманской области.

Материал к занятию:

  1. Конверт с письмом. 
  2. Рукодельная книга «Богатство северного леса»: первая страница – изображение осеннего леса; вторая страница – цветное графическое изображение грибов; третья страница – крупные, яркие изображения ягод, произрастающих на Севере; четвертая страница – изображения в виде цветовых ярких пятен животных, обитающих в северных широтах (для Маши Х. готовим яркое оранжевое пятно в форме белки)
  3. Дорожки с пуговицами, расположенными в шахматном порядке на каждого ребёнка.
  4. Силуэты корзинок с точечным изображением различных грибов на каждого ребёнка, за исключением Маши Х.
  5. Два муляжа грибов разных размеров и формы для Маши Х.
  6. Наборы цветных карандашей на каждого ребёнка, за исключением Маши Х.
  7. Корзинка с разноцветными бумажными листьями: рябиновыми, берёзовыми, осиновыми.
  8. Осенний букет из листьев берёзы, осины, рябины.
  9. Ноутбук.
  10. Флэшка и записью птичьих голосов: сороки, дикой утки, вороны, кукушки, филина.
  11. Лазерная указка.
  12.  Части грибов из фетра для Маши Х.

 

Этап занятия Действия учителя-дефектолога Действия обучающихся Адресная помощь учителя-дефектолога Маше Х. Предполагаемые действия Маши Х.
Создание интереса. – «Посмотрите какое необычное письмо сегодня утром принёс почтальон в наш детский сад».

Вместо марок три дождинки

На конверте есть хвоинки

И письмо не на листе

А на высохшем листке.

Дети окружают тифлопедагога. Не требуется. Стоит напротив тифлопедагога.
Отгадывание загадки.

Аналитическая деятельность.

– «Вам не трудно будет догадаться, кто написал это письмо, если разгадаете мою загадку. Слушайте внимательно.»

Прошла по полям,

По лесам, по садам.

Припасы она приготовила нам.

Упрятала их в закрома, погреба.

Сказала: «За мною нагрянет зима».

 – «Догадались, кто прислал письмо?» 

– «Давайте спросим Машу, почему она решила,  что письмо было написано осенью?»

Дети хором отвечают: «Осень.»

Не требуется.

Отвечает вместе с детьми.

Маша даёт ответ: «Потому что после зимы наступает осень»

Открывается книга; демонстрация 1-ой страницы после отгадывания загадки. – «Вместе с письмом осень прислала и вот эту необычную книгу. Откроем книги первую страницу и попадаем в чудесную страну, название которой вы узнаете, разгадав следующую загадку осени».

У каждого зверя в нём,

Есть свой чудесный дом,

Кто в дупле, кто в норе,

Но живут все в тишине!

–  «Что есть в лесу?» 

Дети хором отвечают: «Лес.»

Ответы детей: «В лесу много разных деревьев, ягод, грибов, птиц, зверей и цветов.»

Не требуется.

Не требуется.

Отвечает вместе с детьми.

Отвечает вместе с детьми.

Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке  – «Нам осталось лишь немного углубиться в лес, чтобы ближе увидеть всё то, что вы только что назвали. А поможет нам тропинка и ваши пальчики: 

Приготовьте средний и указательный пальцы правой руки:

Мы шагаем по лесочку

Мимо пней и мимо кочек 

Приготовьте средний и указательный пальцы левой руки:

Раз – шажок, два – шажок

Раз – пенёк, два – пенёк

Продолжаем ходьбу пальцами правой руки по правой дорожке:

По тропинке мы шагаем

И грибочки собираем.

Дети выполняют действия пальцами по дорожкам согласно тексту.

Не требуется.

Выполняет инструкции тифлопедагога вместе со всеми детьми.

Демонстрация 2-ой страницы книги с цветными графическими изображениями грибов – «А вот какие грибы попадались на нашем пути, подскажет вторая страница книги. Посмотрите на грибы внимательно и назовите их по порядку.»

  

– «Посмотрите внимательно на грибы, подумайте и скажите: грибы похожи друг на друга?»

– «Чем отличаются грибы друг от друга?»

– «А вот эти 2 грибочка попросим рассмотреть Машу и выяснить похожи они друг на друга или они разные?»

Ответы детей.

Ответы детей: «Да. У всех грибов есть ножка и шляпка»

Ответы детей про цвет, форму и размер шляпок, высоту и толщиноу ножек.

Тифлопедагог предлагает 2 муляжа грибов, разных по форме и высоте.

Отвечает вместе с детьми.

Ощупывает муляжи, отвечает на вопрос.

Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке – «А вот каких грибов оказалось в ваших корзинках больше, мы узнаем после того, как вы обведёте их по точкам.»

– «Но сначала сделаем гимнастику для кистей рук, чтобы руки не ленились, а старательно трудились.

Начинаем движения по правой дорожке указательным и средним пальчиком правой руки:

По лесочку мы гуляли

И везде грибы искали

– А теперь приготовили указательный и средний пальчики левой руки, продолжаем движения по левой дорожке:

(Далее чередуем правую и левую дорожки)

Под берёзой, под осиной,

Под сосной и под рябиной,

Среди пней в траве густой.

Что же принесли домой?

Рыжики, волнушки,

Грузди и горькушки,

Скользкие маслята.

Ну а бледные поганки

Оставляли на полянке.»

Дети выполняют инструкции тифлопедагога.

Не требуется.

Выполняет пальчиковую гимнастику  вместе со всеми детьми.

Обводка шляпок грибов по точкам и закрашивание – «Поставьте перед собой корзинки и карандашом нужного цвета обведите и закрасьте шляпки грибов».

После выполнения задания тифлопедагог производит словесные поощрения в адрес детей за хорошо выполненную работу.

Детям раздаются

силуэты корзинок с точечным изображением различных грибов на каждого ребёнка.

Тифлопедагогом

предлагаются ребёнку заготовки частей грибов из фетра с просьбой собрать из них грибы.

Маша выполняет игровое упраженение: «Часть и целое», (собирает целостное изображение грибов из отдельных частей) .
Зрительная гимнастика – «Но не только грибами богат наш северный лес. Много в нём и разных ягод. А вот какие ягоды растут в нашем северном лесу покажет следующая страница книги. 

Но прежде, чем мы их увидим и вспомним, подышим свежим воздухом, полюбуемся красотой осеннего леса.

Как красив осенний лес

Ёлки, сосны до небес

Слева – берёзки листовою шумят,

Справа – осинки листвой шелестят.

Вот с берёзы листья слетели

На тропинку тихо присели. (Согласно тексту разбрасываю листья).

Эти жёлтые – с осины,

А багряные – с рябины.

Листопад, листопад, листья по ветру летят.

Кружатся листья с ветром в обнимку

Мягкую стелют на землю перинку.

– А давайте попросим Машу вспомнить листья с каких деревьев кружились в воздухе? (рябины, осины, берёзы)

Дети прослеживают глазами направление

листьев.

Вспоминает текст стихотворения, отвечает на вопрос.

Демонстрация осеннего букета из листьев деревьев, произрастающих на Севере.

Демонстрация 3-ей страницы книги с крупными, яркими изображениями ягод

– Как думаете, почему в моём букете оказались только берёзовые, осиновые и рябиновые листья?

–  Открываем следующую страницу книги и видим на ней… что? (Ягоды)  

– Назовите ягоды, которые украшают лесную полянку. 

– А теперь мы попросим Машу (за счёт цветоощущения) посмотреть не ошиблись ли дети?

Ответы детей: «Берёза, осина и рябина – это деревья, которые растут на севере в большом количестве.»

Дети перечисляют:
«Черника, брусника, морошка, рябина.»

Не требуется.

Тифлопедагог предлагает ребёнку близко посмотреть на картинку.

Отвечает вместе с детьми.

Маша проверяет и отвечает на вопрос тифлопедагога.

Развитие слухового восприятия – «Мы прислушаемся к лесу, лес осенний полон звуков.»

 Включается аудиозапись: шум ветра, дождя, треск, скрип деревьев, пение птиц).

– Назовите звуки, которые вы услышали в лесу?

Звуки леса различны и для слуха необычны.

– Голоса каких птиц вы слышали? 

Дети слушают аудиозаписи.

Ответы детей: «Пение птиц, шум ветра, дождя, скрип деревьев.»

Ответы детей: «Стрекотала сорока, куковала кукушка, стучал по дереву дятел, ухал филин, крякала дикая утка.»

Не требуется. Маша слушает аудиозаписи.

Отвечает вместе с детьми.

Зрительная гимнастика – «Как вы думаете, это что за яркий огонёк скачет по ветвям деревьев? Кто бы это мог быть? (По стене передвигается лазерный луч).

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

Дети прослеживают глазами передвижения лазерного луча. Тифлопедагог помогает ребёнку встть близко к стене, по которой бежит лазерный луч. Маша старается, (насколько позволяет светоощущение) проследить движение луча.
Демонстрация 4-ой страницы книги с символическими изображениями, в виде цветовых пятен, следующих животных: медведь, лиса, заяц, волк, белка. – «А следующая страница книги представляет животных северного леса. 

Посмотрите внимательно на картинку, подумайте и скажите, кто бы из диких зверей мог скрываться за этим цветным изображением?»

 

Дети называют и аргументируют ответ , полагаясь на цветовое символическое изображение. Тифлопедагог предлагает Маше самое яркое цветовое пятно (оранжевого цвета), просит рассмотреть, назвать цвет, подумать и ответить: «Кто бы это мог быть и почему она так решила?» Маша называет цвет и пытается определить название зверя, которому присуща данная цветовая гамма и форма.
Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке – «Хорошо в лесу гулять, свежим воздухом дышать. Но пришла пора прощаться, в группу надо возвращаться. Приготовьте волшебные тропинки.

Вновь шагаем по лесочку,

Мимо пней и мимо кочек.

По тропинке мы идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Дети поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами обеих рук по дорожкам. Не требуется. Выполняет задание вместе с детьми.
Заключительная часть. – «Понравилась вам книга, подаренная осенью? О чём рассказали страницы книги? 

– А главное, о чём хотела рассказать книга, написано на последней её странице:

Лес- не только для забавы,

Он богатство всей страны

Все деревья в нём и травы

Нам на радость взращены.

Птиц, зверей в нём не пугайте

И костры не оставляйте.

Ягоды, грибы берите,

Но природу не губите.

Ответы детей: «О том, что растёт в лесу, о том, какие звери и птицы живут в лесу.» Не требуется. Отвечает вместе с детьми.
План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса»
Пролистать наверх