автор: Бороздина Ольга Викторовна
Учитель-дефектолог МБДОУ №122 г. Мурманска
План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса»
Уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию представляется план – конспект открытого группового занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения) на тему: «Дары северного леса» с отражение в нём характеристики и адресной помощи ребёнку-инвалиду по зрению с целью фиксации значимости для специалиста проектирования коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в данной образовательной среде и демонстрацией таким образом высочайших профессиональных навыков участника Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» Бороздиной Ольги Викторовны: учителя-дефектолога (тифлопедагога) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска № 122.
План – конспект открытого занятия в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
на тему: «Дары северного леса»
Среди воспитанников данной группы находится незрячий ребёнок в возрасте 5 лет. (Далее – Маша Х.)
Воспитанники данной группы обучаются по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под редакцией Л.И. Плаксивой.
В отношении Маши Х. образовательная программа реализуется с опорой на методические рекомендации, предлагаемые Международным университетом семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга в специальной коррекционной программе для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения.
У Маши Х. за счёт сохранных анализаторов хорошо развиты компенсаторные ресурсы: осязание, обоняние, вкусовые рецепторы, тактильно-двигательный анализатор, реакция на сигнальные световые ориентиры.
Хорошо ориентируется в пределах макропространства (квартира, групповая комната и примыкающие к ней помещения, помещения детского сада: кабинет заведующего, музыкальный зал и т.д.); микропространства (площадь стола, альбомного листа и др.)
У Маши Х. имеются дефициты в виде отсутствия зрительного восприятия предметов, грубого нарушения лакомоции движений, позы и походки, крайне низкой ориентировки в пространстве при помощи остаточного зрения. Наблюдаются проявления навязчивых движений.
К возрастным особенностям Маши Х. можно отнести свободное вхождение в процесс коммуникации, как со сверстниками, так и с окружающими её взрослыми.
На всех этапах коррекционно-развивающего занятия применяются здоровьесберегающие технологии («Технология раскрепощённого развития детей» / автор Базарный В. Ф.), специальные технологии по развитию осязания и мелкой моторики («Технология проведения игрового массажа и самомассажа кистей и пальцев рук»), образовательные технологии, с помощью которых дети успешно осваивают различные пространственные признаки и отношения (Технология «Практическая и словесная ориентировка» / автор Л. И. Плаксина).
В процессе подготовки к занятию для Маши Х. были разработаны специальные учебно-дидактические материалы, разработанные с учётом возможностей её здоровья.
Цель занятия: Закрепить представление о природоведческой зоне Мурманской области.
Задачи занятия:
- Развивать зрительное восприятие на предметы окружающего мира вне зависимости от их преподнесения (реальные предметы, модели, графическое изображение и др.), замечать цвет, форму, величину, пространственное положение; сравнивать по признакам сходства и различия.
- Развивать слуховое восприятие: упражнять в узнавании и назывании звуков природы.
- Способствовать развитию сложнокоординированных движений руки и глаза в процессе выполнения практических действий.
- Активизировать, стимулировать и упражнять работу функций зрительного анализатора.
- Закреплять представление о природоведческой зоне Мурманской области.
Материал к занятию:
- Конверт с письмом.
- Рукодельная книга «Богатство северного леса»: первая страница – изображение осеннего леса; вторая страница – цветное графическое изображение грибов; третья страница – крупные, яркие изображения ягод, произрастающих на Севере; четвертая страница – изображения в виде цветовых ярких пятен животных, обитающих в северных широтах (для Маши Х. готовим яркое оранжевое пятно в форме белки)
- Дорожки с пуговицами, расположенными в шахматном порядке на каждого ребёнка.
- Силуэты корзинок с точечным изображением различных грибов на каждого ребёнка, за исключением Маши Х.
- Два муляжа грибов разных размеров и формы для Маши Х.
- Наборы цветных карандашей на каждого ребёнка, за исключением Маши Х.
- Корзинка с разноцветными бумажными листьями: рябиновыми, берёзовыми, осиновыми.
- Осенний букет из листьев берёзы, осины, рябины.
- Ноутбук.
- Флэшка и записью птичьих голосов: сороки, дикой утки, вороны, кукушки, филина.
- Лазерная указка.
- Части грибов из фетра для Маши Х.
Этап занятия | Действия учителя-дефектолога | Действия обучающихся | Адресная помощь учителя-дефектолога Маше Х. | Предполагаемые действия Маши Х. |
Создание интереса. | – «Посмотрите какое необычное письмо сегодня утром принёс почтальон в наш детский сад».
Вместо марок три дождинки На конверте есть хвоинки И письмо не на листе А на высохшем листке. |
Дети окружают тифлопедагога. | Не требуется. | Стоит напротив тифлопедагога. |
Отгадывание загадки.
Аналитическая деятельность. |
– «Вам не трудно будет догадаться, кто написал это письмо, если разгадаете мою загадку. Слушайте внимательно.»
Прошла по полям, По лесам, по садам. Припасы она приготовила нам. Упрятала их в закрома, погреба. Сказала: «За мною нагрянет зима». – «Догадались, кто прислал письмо?» – «Давайте спросим Машу, почему она решила, что письмо было написано осенью?» |
Дети хором отвечают: «Осень.» |
Не требуется. |
Отвечает вместе с детьми. Маша даёт ответ: «Потому что после зимы наступает осень» |
Открывается книга; демонстрация 1-ой страницы после отгадывания загадки. | – «Вместе с письмом осень прислала и вот эту необычную книгу. Откроем книги первую страницу и попадаем в чудесную страну, название которой вы узнаете, разгадав следующую загадку осени».
У каждого зверя в нём, Есть свой чудесный дом, Кто в дупле, кто в норе, Но живут все в тишине! – «Что есть в лесу?» |
Дети хором отвечают: «Лес.» Ответы детей: «В лесу много разных деревьев, ягод, грибов, птиц, зверей и цветов.» |
Не требуется. Не требуется. |
Отвечает вместе с детьми. Отвечает вместе с детьми. |
Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке | – «Нам осталось лишь немного углубиться в лес, чтобы ближе увидеть всё то, что вы только что назвали. А поможет нам тропинка и ваши пальчики:
Приготовьте средний и указательный пальцы правой руки: Мы шагаем по лесочку Мимо пней и мимо кочек Приготовьте средний и указательный пальцы левой руки: Раз – шажок, два – шажок Раз – пенёк, два – пенёк Продолжаем ходьбу пальцами правой руки по правой дорожке: По тропинке мы шагаем И грибочки собираем. |
Дети выполняют действия пальцами по дорожкам согласно тексту. |
Не требуется. |
Выполняет инструкции тифлопедагога вместе со всеми детьми. |
Демонстрация 2-ой страницы книги с цветными графическими изображениями грибов | – «А вот какие грибы попадались на нашем пути, подскажет вторая страница книги. Посмотрите на грибы внимательно и назовите их по порядку.»
– «Посмотрите внимательно на грибы, подумайте и скажите: грибы похожи друг на друга?» – «Чем отличаются грибы друг от друга?» – «А вот эти 2 грибочка попросим рассмотреть Машу и выяснить похожи они друг на друга или они разные?» |
Ответы детей.
Ответы детей: «Да. У всех грибов есть ножка и шляпка» Ответы детей про цвет, форму и размер шляпок, высоту и толщиноу ножек. |
Тифлопедагог предлагает 2 муляжа грибов, разных по форме и высоте. |
Отвечает вместе с детьми.
Ощупывает муляжи, отвечает на вопрос. |
Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке | – «А вот каких грибов оказалось в ваших корзинках больше, мы узнаем после того, как вы обведёте их по точкам.»
– «Но сначала сделаем гимнастику для кистей рук, чтобы руки не ленились, а старательно трудились. Начинаем движения по правой дорожке указательным и средним пальчиком правой руки: По лесочку мы гуляли И везде грибы искали – А теперь приготовили указательный и средний пальчики левой руки, продолжаем движения по левой дорожке: (Далее чередуем правую и левую дорожки) Под берёзой, под осиной, Под сосной и под рябиной, Среди пней в траве густой. Что же принесли домой? Рыжики, волнушки, Грузди и горькушки, Скользкие маслята. Ну а бледные поганки Оставляли на полянке.» |
Дети выполняют инструкции тифлопедагога. |
Не требуется. |
Выполняет пальчиковую гимнастику вместе со всеми детьми. |
Обводка шляпок грибов по точкам и закрашивание | – «Поставьте перед собой корзинки и карандашом нужного цвета обведите и закрасьте шляпки грибов».
После выполнения задания тифлопедагог производит словесные поощрения в адрес детей за хорошо выполненную работу. |
Детям раздаются
силуэты корзинок с точечным изображением различных грибов на каждого ребёнка. |
Тифлопедагогом
предлагаются ребёнку заготовки частей грибов из фетра с просьбой собрать из них грибы. |
Маша выполняет игровое упраженение: «Часть и целое», (собирает целостное изображение грибов из отдельных частей) . |
Зрительная гимнастика | – «Но не только грибами богат наш северный лес. Много в нём и разных ягод. А вот какие ягоды растут в нашем северном лесу покажет следующая страница книги.
Но прежде, чем мы их увидим и вспомним, подышим свежим воздухом, полюбуемся красотой осеннего леса. Как красив осенний лес Ёлки, сосны до небес Слева – берёзки листовою шумят, Справа – осинки листвой шелестят. Вот с берёзы листья слетели На тропинку тихо присели. (Согласно тексту разбрасываю листья). Эти жёлтые – с осины, А багряные – с рябины. Листопад, листопад, листья по ветру летят. Кружатся листья с ветром в обнимку Мягкую стелют на землю перинку. – А давайте попросим Машу вспомнить листья с каких деревьев кружились в воздухе? (рябины, осины, берёзы) |
Дети прослеживают глазами направление листьев. |
Вспоминает текст стихотворения, отвечает на вопрос. |
|
Демонстрация осеннего букета из листьев деревьев, произрастающих на Севере.
Демонстрация 3-ей страницы книги с крупными, яркими изображениями ягод |
– Как думаете, почему в моём букете оказались только берёзовые, осиновые и рябиновые листья?
– Открываем следующую страницу книги и видим на ней… что? (Ягоды) – Назовите ягоды, которые украшают лесную полянку. – А теперь мы попросим Машу (за счёт цветоощущения) посмотреть не ошиблись ли дети? |
Ответы детей: «Берёза, осина и рябина – это деревья, которые растут на севере в большом количестве.»
Дети перечисляют: |
Не требуется.
Тифлопедагог предлагает ребёнку близко посмотреть на картинку. |
Отвечает вместе с детьми.
Маша проверяет и отвечает на вопрос тифлопедагога. |
Развитие слухового восприятия | – «Мы прислушаемся к лесу, лес осенний полон звуков.»
Включается аудиозапись: шум ветра, дождя, треск, скрип деревьев, пение птиц). – Назовите звуки, которые вы услышали в лесу? Звуки леса различны и для слуха необычны. – Голоса каких птиц вы слышали? |
Дети слушают аудиозаписи.
Ответы детей: «Пение птиц, шум ветра, дождя, скрип деревьев.» Ответы детей: «Стрекотала сорока, куковала кукушка, стучал по дереву дятел, ухал филин, крякала дикая утка.» |
Не требуется. | Маша слушает аудиозаписи.
Отвечает вместе с детьми. |
Зрительная гимнастика | – «Как вы думаете, это что за яркий огонёк скачет по ветвям деревьев? Кто бы это мог быть? (По стене передвигается лазерный луч).
Вправо-влево целый день Прыгать белочке не лень. С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Вправо-влево целый день Прыгать белочке не лень. |
Дети прослеживают глазами передвижения лазерного луча. | Тифлопедагог помогает ребёнку встть близко к стене, по которой бежит лазерный луч. | Маша старается, (насколько позволяет светоощущение) проследить движение луча. |
Демонстрация 4-ой страницы книги с символическими изображениями, в виде цветовых пятен, следующих животных: медведь, лиса, заяц, волк, белка. | – «А следующая страница книги представляет животных северного леса.
Посмотрите внимательно на картинку, подумайте и скажите, кто бы из диких зверей мог скрываться за этим цветным изображением?»
|
Дети называют и аргументируют ответ , полагаясь на цветовое символическое изображение. | Тифлопедагог предлагает Маше самое яркое цветовое пятно (оранжевого цвета), просит рассмотреть, назвать цвет, подумать и ответить: «Кто бы это мог быть и почему она так решила?» | Маша называет цвет и пытается определить название зверя, которому присуща данная цветовая гамма и форма. |
Пальчиковая гимнастика с применением дорожек с пуговицами, расположенными в шахматном порядке | – «Хорошо в лесу гулять, свежим воздухом дышать. Но пришла пора прощаться, в группу надо возвращаться. Приготовьте волшебные тропинки.
Вновь шагаем по лесочку, Мимо пней и мимо кочек. По тропинке мы идём, Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят И летят, летят, летят. |
Дети поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами обеих рук по дорожкам. | Не требуется. | Выполняет задание вместе с детьми. |
Заключительная часть. | – «Понравилась вам книга, подаренная осенью? О чём рассказали страницы книги?
– А главное, о чём хотела рассказать книга, написано на последней её странице: Лес- не только для забавы, Он богатство всей страны Все деревья в нём и травы Нам на радость взращены. Птиц, зверей в нём не пугайте И костры не оставляйте. Ягоды, грибы берите, Но природу не губите. |
Ответы детей: «О том, что растёт в лесу, о том, какие звери и птицы живут в лесу.» | Не требуется. | Отвечает вместе с детьми. |