Ансамблевая игра как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся в младших классах.

Автор: Брилева Татьяна Борисовна

Учитель музыки МОУ Школа No6 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, г.о. Жуковский М

Ансамблевая игра как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся в младших классах.

Открытый урок по теме

«Ансамблевая игра как эффективное средство 

развития творческих способностей обучающихся», 3-ий год обучения.

 Преподаватель – Брилева Т.Б.

 

Цель урока – приобретение обучающимися опыта творческой исполнительской деятельности в ансамблевом музицировании. 

 

Задачи урока.

Обучающие:

    • приобретение теоретических знаний, необходимых для совместного музицирования;
  • формирование навыков игры в ансамбле (сыгранность, умение слушать и слышать партнера; исполнение произведений, обусловленных спецификой стиля, техническими особенностями, музыкальным образом произведений.

Развивающие:

    • развитие образно-ассоциативного мышления и эмоционально-ценностного восприятия музыки;
    • развитие ритмической устойчивости, темпового единства, навыка ведения музыкального диалога;
  • развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, потребности общения в совместном музицировании;
  • воспитание работоспособности, собранности, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели.

 

Методы:

 Вербальные – объяснение, рассказ, беседа. 

Наглядные – демонстрация игры на инструменте преподавателем, использование                                       видеозаписей.

       Практические – анализ музыкального материала (мелодия, гармония, ритм, темп,     динамика, фразировка).

 

Введение

Организационный момент.

Игра в ансамбле – один из факторов приобщения обучающихся к музицированию,  доступный вид активной музыкальной деятельности, способствующий созданию наиболее благоприятных условий для развития фантазии, воображения; успешному осуществлению деятельности по развитию ритмического чувства. 

Ансамблевое музицирование ориентировано на существенное усиление мотивации и заинтересованности обучающихся, на создание ситуации успешности для каждого в исполнении музыкальных произведений. Одним из принципов развивающего обучения является педагогическая целесообразность и необходимость такой работы с музыкальным материалом, при которой создавались бы оптимальные условия для проявления самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

К сущностным моментам в овладении ансамблевой техникой можно отнести следующие: особенности посадки за инструментом; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов исполняемых разными партнерами; соблюдение ощущения общности ритмического пульса и пр.

 

Ожидаемый результат. Предполагается, что в результате данного урока обучающиеся приобретут некоторый опыт в области ведения музыкального диалога, умения слушать партнера, передачи реплик – фраз друг другу, раскрытия музыкального образа (баланс и согласованность звучания, метроритма, динамики, артикуляции); получат удовлетворение от совместной работы по  реализации практических  заданий. 

 

Ход урока

 

1 этап. Краткая беседа о композиторах, времени создания музыкальных произведений, их стилевом решении; прослушивание музыкальных пьес в контексте осмысления задач развития музыкального мышления, обучения с увлечением, активного участия в музыкально-познавательной деятельности, организации условий для проявления творческой инициативы каждого обучающегося.

 

2 этап. Работа над пьесой С. Аллерма «Самба».

а) Разбор музыкальной формы пьесы, характера музыки, музыкального стиля.

б) Мелодический анализ, гармонический анализ, ритмический анализ нотного текста.

в) Выполнение творческих заданий (нарисовать рисунок, сочинить мелодию в заданном ритме, сочинить текст к мелодии, изменить лад в исполняемом произведении, изменить темп, динамику, регистр, обмен партиями).

 

3 этап. Работа над пьесами Т. Балаева «Повторяй за мной» и М. Шмитца «Много пятерок в портфеле». 

Создание проблемных ситуаций для обучающихся по вопросам стиля, характера, ладогармонических соотношений, мелодического изложения, соотношения 1 и 2 партий, звукоизвлечения; сравнительно-сопоставительного анализа пьес с ранее выученными пьесами.

 

Домашнее задание.

      1. Продолжать работать над ритмом:

             а) со счетом

             б) пропевая ноты мелодии

             в) придумывая слова

      1. В пьесе С . Аллерма «Самба» играть мелодию правой и левой руками в зеркальном отражении «наоборот».

 

Список литературы.

 

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. 1979 г.
  2. Ребенок за роялем. Сборник статей. М.1981 г.
  3. Смирнова Т. Методические  рекомендации к сборнику «Фортепиано. Интенсивный курс». М. 1993 г.
  4. Садеева Э. Нетрадиционные формы музицирования в классе фортепиано. Доклад на международном форуме. 2013 г.
Ансамблевая игра как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся в младших классах.
Пролистать наверх