Внеклассное мероприятие для 7-8 классов “Приглашение на бал”

Автор: Брилева Татьяна Борисовна

Учитель музыки МОУ Школа №6 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, г.о. Жуковский МО

Внеклассное мероприятие для 7-8 классов “Приглашение на бал”

Внеклассное мероприятие

Учитель музыки: Брилева Т. Б.

Тема. Приглашение на бал

 До 19 в. была чрезмерная увлеченность всем иностранным и оторванность от реальности российской действительности. Но после 1812 г. патриотизм принял небывалые формы, что отразилось на создании литературных, музыкальных произведений, живописи, культуры, науки, промышленности в целом.

 Популярные французские, итальянские, немецкие и др. произведения культуры уступили место интересу ко всему русскому. Иностранные дипломаты отмечали, что если с англичанами разговор заканчивается беседой о спорте, с французами — беседой о женщинах,  с русским интеллигентами — беседой о России.

 Любовь к Родине выражалась в служении государству, защите его интересов, на гражданской службе и военном поприще.

 Служить Отечеству верой и правдой — принцип русского дворянства. А именно о дворянах мы сегодня вспоминаем. На смену салонности, церемонии 18 века, постепенно появились естественность, раскованность. Дворянское общество охватило музыкальное любительство игры на фортепиано и вокал.

 Активно велась концертная театральная деятельность, распространялась исполнительная культура, а вместе с ней и расцвет музыкальных салонов и нотных альбомов.

 Жить театрально, напоказ было спровоцировано увлечением маскарадами, балами, спектаклями. Сам бал не был просто зрелищем, а зрелищем в зрелище.

(Бал — это прежде всего праздник, поэтому балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, государственных праздников, памятных дат).

 Молодые люди учились любезничать, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились и чинопочитанию и почитанию старших. ( П.А. Вяземский).Бал — одно из немногих мест,где происходило позитивное и культурное общение нескольких поколений

 Балы были придворными, губернаторскими, общественными, купеческими, мещанскими,балы «дебютанток» Были благотворительные,семейные и балы маскарады. Балы позволяли налаживать связи между различными кругами общества, связи между поколениями. Обсуждались вопросы политики, экономики, денежного состояния, подыскивались женихи и невесты. Балы были настолько важной частью общественной жизни, что весь досуг после получения «Приглашения» был подчинен подготовке к ним, шились костюмы,платья, подбирались украшения,которые предназначались именно для определенного бала , обучались танцам, пению и этикету.

 Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны (« Давал 3 бала ежегодно и раззорился, наконец»).

 Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. ( 1 Января 1828 года было 40 тысяч приглашенных на бал к императору). От приглашения могла избавить только болезнь. На придворные балы полагалось  приезжать в полной парадной форме, в наградах.

 Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала из чопорного,церемонного Петербурга в хлебосольную,шумную Москву,где на балах можно было веселиться от души.  

 Умение танцевать ( а этому учили в дворянских семьях с  детства) могло принести успех не только на паркете, но и на государственной службе, дать молодому почувствовать себя выше седого генерала.

 

 Сияние люстр и зыбь зеркал

 Слились в один мираж хрустальный.

 И веет, веет ветер бальный

 Теплом душистых опахал.

 

                                        А.С. Пушкин

 

 Бал создан нашими веками,

 Того должны мы восхвалять,

 Кто человечество балами

 Затеял первым баловать.

 

                                          Ф .Кони

 

 Сегодня бал, в огнях весь дом,

 Подъехали кареты.

 Шампанское укрыто льдом,

 И слуги приодеты.

 Зал весь в свечах и зеркалах

 Хрустальный звон бокалов

 Хозяин дома объявил:

 «Раздолию начало».

 

 Количество танцев варьировалось от 15-20. Первый танец — Полонез ( впоследствии Вальс, затем Польки, Кадрили, Галопы, в конце 2-х часовой танец Котильон). Проходили балы поздней осенью и до Великого поста. Начинались в 8-9 вечера и заканчивались ранним утром. Иногда в столицах столичные « денди» успевали на 2-3 бала за вечер.

 Бал в  начале 19 века начинался Полонезом ( Польский танец ). Торжественное шествие. Танцевать обязаны были все: и стар, и млад. Длился Полонез не менее 30 минут. Полонез пришел на смену манерному менуэту 18 столетия. Танец называли «Ходячий разговор». Танцевальная программа была очень насыщена ( до 15-20 танцев). Были свои строгие правила на балах в костюмах, украшениях, обучи ( не сапоги и бальные туфельки). У молодых девушек обязательны цветы в волосах, на платье ил на поясе платья, никакой помады, только румяна и пудра. Был определенный этикет: это и обращение к даме, и комплимент. Танцевать с одной дамой подряд 2 танца — неуважение к остальным. У дам были заранее составлены бальные книжечки, где записывались имена партнеров, с кем она должна была танцевать. Были обязательны перчатки ( до локтей у дам) и мужчин,которые снимались во время ужина. Так же обязательными деталями для дам были веер , маленькая сумочка и небольшой зонтик. Хорошо известны тайные знаки  веера, цветов, мушек на лице у дам. Лица должны быть радостными и обязательное знание фигур всех танцев.

  Мы начинаем наш бал Вальсом,как это было в конце 19 в. Вальс (австр, фр) значение-кружиться

 Однообразный и безумный,

 Как вихорь жизни молодой,

 Кружился в вальсе вихорь шумный,

 Чета мелькает за четой

                                  А.С. Пушкин

 

Правило: нельзя танцевать больше 10 минут. Танец действительно казался однообразным из-за нечастой смены гармоний,  состоял из одних и тех же постоянно легких стремительных кружений, повторяющихся движений. Екатерина  2 и Павел 1 запрещали этот танец ,считая его вульгарным. Но все изменилось в 19 веке. Нравилось,что не надо было учить сложные движения, как в других танцах. « Вальс — танец романтический, безумный, летучий, почти воздушный» ( говорили иностранцы о русском вальсе). Как говаривали во времена Пушкина и Глинки: «Вальсом на балу начиналась любовь, а Мазуркой решалась судьба».  «Вальс, хоть и считался танцем излишне вольным, был любимцем русских балов».

 В этом танце кавалер держал за талию свою партнершу, что абсолютно не разрешалось в других танцах.

 Но в Вальсе было свое строгое правило — нельзя было говорить друг с другом, нельзя было невесте танцевать с другим. Ведь они же соприкасались. Только глаза могли выразить отношения партнеров.

 Сейчас мы увидим    Вальс Наташи Ростовой, который описан в романе Л.Н. Толстого «Война  и Мир» через 60 лет после событий 1812 года. Это первый бал Наташи. Будет звучать стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» ( которое вы недавно учили), а музыка Вальса-фантазии М.И. Глинки в исполнении О. Шибаевой передаст вам все волнения, ожидания, боязнь, страх этой юной девушки ( на балы вывозили уже с 15-16 лет). 

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. 

                      А.С. Пушкин

 

Как вы помните, стихотворение было посвящено матери, а Романс и Вальс-фантазия — дочери. Именно об этой мелодии главной темы сама Анна Петровна Керн говорила: « И говор нежный страсти, и меланхолия, и грусть, и милое, необъяснимое, но понятное сердцу, и щемит сердце мысль о несбыточности любви.

 Музыка Вальса-фантазии словно колебания между полюсом надежды и печали.

Порой она скользит и порхает. Иногда похожа на страдальческую мелодию тоски.  Грозный вихрь уносит музыку вальса, оставляя надежды несбывшимися, а сердце разбитым. В нескольких строчках  история любви,которая повторяется из века в век,но никто и никогда не смогли ее выразить так,как А.С.Пушкин и М.И.Глинка.В этой музыке все: и надежда на счастье, и предчувствие разлуки. Тема любви ассоциируется у М.И.Глинки с Вальсом.

  А.С. Пушкин и М.И. Глинка вот 2 гения, которые стали называться родоначальниками нового русского творчества. Оба глубоко национальны, оба создали свой новый русский язык в поэзии и музыке. В Стасов.

 Но были ли они знакомы? Сближало ли их что-то?

 А.С. Пушкин 06.06.1799 — 29.01.1837 гг. М.И. Глинка 01.06.1804 — 03.02.1857 гг. (разница всего 5 лет, 5 дней).

 Они были не только современниками, но и пути в творчестве часто пересекались. Оба росли среди природы, вдыхая в себя дух народный с его песнями,сказками. Был общий круг знакомых,но совершенно разные характеры. А.С. Пушкин — любимец дам, завсегдатай салонов, театров, общительный, веселый, обладающий одаренностью в дружбе.

 

 Во дни веселий и желаний

 Я был от балов без ума.

 Вернее нет места для признаний

 И для вручения письма.

 

 А.С. Пушкин обладал обаянием, жил жизнью страны, имел много друзей декабристов. М.И. Глинка жил только музыкой, общественная жизнь его не интересовала. « Музыка –  душа моя». Симпатии проявлял только к тем людям, которые понимали в музыке. К общественным вопросам и вопросам собственного быта был равнодушен , но оба были молоды, восхищались на балах красотой юных дым. Так мать и дочь Керн ( Анна Петровна и Екатерина Ермолаевна) вошли в историю, как «музы» гениев. 10 романсов на стихи А.С. Пушкина написал М.И. Глинка. Поэзия А.С.Пушкина особенно захватила М.И.Глинку в конце30,начале 40-х годов. Это время можно назвать «Пушкинской порой».

 

 И вот середина бала, кульминация. Все ждут Мазурку. Появился этот польский танец в России только в 1810 году ( из Франции). Все оживлены. В Мазурке разрешается разговор. Может и судьба решиться. Старикам и пожилым дамам (после 40 лет разрешалось не танцевать. Люди общались, сплетничали, обсуждали ).

 Мазурка раздалась. Бывало

 Когда гремел Мазурки гром,

 В огромном зале все дрожало,

 Паркет трещал под каблуком.

 Тряслися ,дребезжали рамы.

 Теперь не то: и мы, как дамы,

 Скользим по лаковым доскам.

 

 Дама в Мазурке идет плавно, грациозно, изящно скользит. Партнер — активен, делает прыжки, во время которых он должен ударять нога об ногу 3 раза в воздухе. Умелое постукивание каблуками у кавалеров ( а раньше это были з сапоги со шпорами, которые портили паркет и рвали подолы платьев у дам) придавало шик \тому танцу. А.С. Пушкин неплохо танцевал и особенно любил искрометную Мазурку. Именно в Мазурке проявлялось мастерство бального танцора, а это могло повлиять и на повышение в карьере.

 

 Вошел, полна народу зала.

 Уж музыка играть устала.

 Толпа Мазуркой занята,

 Кругом и шум и теснота.

                     А.С. Пушкин

 

Правило: На Мазурку разрешалось приглашать только хорошо знакомых девушек или родственниц.

 Прозвучит Мазурка М.И. Глинки в исполнении Юнгман Эли. Видео из польского акта оперы «Иван Сусанин» Что отличает русские мазурки М.И. Глинки, имевшего польские к.орни, уходящие в 16 в.? Польский отголосок был не слишком громким, но отчетливым. Увлечение Мазуркой было чрезвычайно сильным, как танцем, так и музыкой. У Глинки всего 7 мазурок. У Шопена — 50. Размер их не превышает 32 тактов. Русская мазурка — большей частью певуча, ее интонации не столько танцевальны, сколько вокальны. Мелодия одноголосная, как в Романсах. Простота, естественность ритмическое смещение с сильной 1 доли  на 2 слабую и на 3 и обратно. 2 доля не только акцентирована, но и длинная, в отличие от короткой 1. Музыкальная острота, мелодические изгибы, тональная неустойчивость придает изысканность этому танцу.

 «Иван Сусанин» – первая русская опера.

 Сам М.И. Глинка писал: « Сюжет будет совершенно национальным, и музыка тоже». В.А. Жуковский  подсказал замысел и получил горячее сочувствие со стороны А.С. Пушкина, Одоевского. Люди передовых взглядов понимали, что рождение оперы на национальный сюжет  – событие важнейшее.

 1612 г. – вторжение иностранным захватчиков. Костромской крестьянин Иван Сусанин  пожертвовал жизнью, завел отряд поляков в густой лес, во имя спасения Отечества и молодого царя Михаила Федоровича Романова (1-го царя из династии). Это не могло не волновать людей, переживших войну 1812 г. Подобная опера уже была сочинена итальянцем Кавоса. Но считалось, что художественное значение не отвечает значению темы. Декабрист К. Рылеев воспел подвиг Ивана Сусанина в своих Думах

 

 Предателя  мнили во мне вы найти?

 Их нет и не будет на русской земле.

 В ней каждый Отчизну с младенчества любит,

 И душу изменой свою не погубит.

 

 Этот сюжет так затронул М.И. Глинку, что будучи в Италии, он даже не мог сочинять арии для итальянской оперной примы, а все время думал о своей опере, об арии Сусанина, о заключительном хоре «Славься», который совсем недавно еще ( во время перестройки) был российским гимном. Это было тоже новаторством — значительная роль хора.

 Новым было и  то, что музыка основана на русских мелодиях ( кроме польского акта). Нет разговорных диалогов, хоровые сцены пронизывают музыкальную ткань. Новым было и то, что о судьбах крестьян говорилось с такой же серьезностью, как обычно речь велась о царях, боярах,дворянах. Перед слушателем предстает не привычный мужик комических опер. Народ — не фон, а главный герой. Поляки были представлены инструментальной музыкой. Русские — вокальной, подлинно народной музыкой.

Послушайте Романс Антониды ( дочери Ивана Сусанина) в исполнении Дроздовой Даши. Видео из  акта оперы «Иван Сусанин»

 Название, чтобы понравилось царю, изменили, на « Жизнь за царя». Царь Николай 1 приветствовал оперу. М.И. Глинка был обласкан царем и назначен капельмейстером придворной певческой капеллы с хорошим жалованьем.  Пушкин написал:

 

 Слушая сего новинку

 Зависть, злобой омрачась,

 Пусть скрежет, но уж Глинку

 Затолкать не может в грязь.

 

И следующий куплет:

 

А. Пушкина, В. Жуковского, П. Вяземского

 Пой в восторге русский хор!

 Вышла новая новинка

 Веселися Русь. Наш Глинка

 Уже не Глинка, а фарфор.

 

 В конце 1836 г. в тесном кружке литераторов и музыкантов рассуждали о пути развития русской оперы в дальнейшем . Пришли к мнению, что это должна быть лирическая опера с хореографией. М.И. Глинке хотелось создать оперу на сюжет сказки « Руслан и Людмила».А.С. Пушкин согласился написать либретто, немного переделав свою юношескую сказку. Но не успел.( В 1837 году его не стало). Это было большая эпическая опера в 5 действиях. Положительные образы представлены вокальной музыкой, народно-песенной интонацией, мелодичностью. Отрицательные — инструментальной. Третье действие — восточное. В волшебном замке колдуньи Наины девы завлекают Руслана и Ратмира в царство ночи. Мягкие выразительные звуки танца волшебных дев основаны на подлинных восточных мелодиях и написаны в форме вариаций. Ратмир увлекается волшебными девами, а Руслан уходит искать Людмилу. Добрый волщебник Финн разрушает чары Наины.

 Опера царю не понравилась, и он ушел со спектакля. Музыковеды же, исследующие творчество М.И. Глинки и А.С. Пушкина считают, что  « Руслан и  Людмила» – музыкальный памятник А.С.Пущкину, а в образе Черномора представлен Николай 1,(в образе Фарлафа — Дантес, в образе  колдуньи Наины – барон Геккерен).В опере утверждается победа Любви,Чести,Супружеской верности.  Венцом их творческого союза  двух гениев стала опера «Руслан и Людмила».

 События ,предшествующие дуэли (в январе 1837г. на императорском балу Пушкин,защищая честь и достоинство своей жены Н.Н.Гончаровой,  вызвал на дуэль Э.Дантеса),   смерть Пушкина имели большой резонанс. Глинка с этим потрясением не смог справиться до конца жизни.

 Послушайте  « Танец волшебных дев» из оперы  «Руслан и Людмила» в исполнении Юнгман  Ани.Видео из  3 акта оперы «Руслан и Людмила»

А мы продолжаем бал.  

 Кружатся дамы молодые,

 Не чувствуя себя самих.

 Драгими камнями у них

 Горят уборы головные.

 По их плечам полунагим

 Златые локоны  витают,

 Одежды легкие, как дым

 Их  легкий стан обозначают.

(Е. Баратынский).

 

   Послушайте « Мелодический вальс»  в  исполнении Курбановой Мадины,              

 а  увидим в исполнении Петухова Ю.М.

Внеклассное мероприятие для 7-8 классов “Приглашение на бал”
Пролистать наверх