Применение ЦОР в системе музыкального образования в общеобразовательной школе как условие повышения качества образования.

автор: Бриская Елена Юрьевна

учитель музыки МОУ “СШ№4” города Волжска Республики Марий Эл

Применение ЦОР в системе музыкального образования в общеобразовательной школе как условие повышения качества образования.

Применение ЦОР в системе музыкального образования

в общеобразовательной школе

как условие повышения качества образования.

БРИСКАЯ Е. Ю.,

г. Волжск, Республика Марий Эл

 В настоящее время условия и методика работы учителя музыки коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе.

В качестве основной цели, использования ЦОР на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся – прямых показателей повышения качества образования.

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» должным образом нужно признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию. 

ЦОР сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий; преобразить традиционный учебный предмет, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, позволяют увеличить интенсивность урока, его насыщенность. Информация, представленная на мультимедиа дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами мирового музыкального искусства разных жанров. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.  Главное, что ЦОР поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес /мотивацию к изучению предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Существует Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru – Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция). Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними:

  1. Демонстрационные ЦОР – ученик является наблюдателем. Чаще используются во время урока в качестве ознакомительного или комментирующего материала.
  2. Интерактивные (информационно – деятельностные) – ученик имеет возможность не только “смотреть демонстрации”, но менять сценарий
  • отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;
  • выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
  • поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
  • групповая работа (мини-проект на уроке);
  • интерактивная обучающая игра;

Известный факт, что цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), значительно расширяют границы даже самых современных учебников, поэтому большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю музыки  пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point.  В педагогической практике наиболее успешно зарекомендовал себя следующий комплекс средств обучения ЦОР:

  1. Презентация. (см. Приложение № 1) “Презентация” – переводится с английского как “представление”. Мультимедиа презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
  2. Видеоматериалы (см. Приложение № 2) : мировые программные музыкальные произведения разных жанров, постановок. Происходит активизация процесса восприятия учащихся и запоминания информации с помощью ярких образов оперы, рок-оперы, балета, мюзикла и т.д..
  3. Синтезированный зрительный ряд (см. Приложение № 3): портреты композиторов, исполнителей мировой музыкальной сцены; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. иконопись и др.); документальные и художественные фотографии. Во время демонстрации материала у учащихся есть возможность более полному анализу учебного материала, основанного на формировании межпредметных связей, а также практической направленностью; адекватного отношения к художественным и музыкальным ценностям.
  4. Текстовые документы (см. Приложение № 4.1; 4.2): доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; и др. Применение такого вида ЦОР успешно формирует эстетически-нравственный фон урока, развивает  вербальную (словесную) характеристику музыкального произведения).
  5. Звукозаписи (см. http://muzofon.com/error.php) : Песенный репертуар для учащихся, фонограммы песен. Исполнение песен с использованием фонограмм обогащает творческий потенциал учащихся, способствует проявлению вокальной и ритмической импровизации.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что применение ЦОР способствует повышению качества образования на уроках музыки, так как:

  1. Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим  формирования познавательной мотивации.
  2. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.   
  3. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ , ЦОР, ЭОР нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — послушать концерт, посмотреть оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.   
  4. Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности.

Таким образом, применение ЦОР в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ЦОР на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к учебной деятельности – что является прямыми показателями повышения качества образования.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 1. ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Былины

Это русские народные песенные сказания. Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

Вы послушайте-тка, люди добрые,

Да былину мою, правду-истину!

Первые былины сложились еще в Киевской Руси. В древности их пели по всей стране. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере — в деревнях и селах по побережью Белого моря, по берегам северных рек и озер, там, где

Мхи да болота в Поморской стороне,

Щелья-каменья в Северной стороне,

Превысокие леса все дремучие.

Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь. Первый среди них — крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Этот русский богатырь воплотил в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине. Былины рассказывают о могучей силе Ильи Муромца, о борьбе этого замечательного богатыря с Соловьем-Разбойником, с захватчиком Идолищем Поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий, насмешливый Алеша Попович, что «не силой силен, а напуском смел». Когда же «богатырей во граде не случится», а к Киеву подступает несметная вражья сила, на врага встает двенадцатилетний Михайлушко Данилович, «богатырь с громким голосом да ребяческим». Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Былинному пахарю Микуле Селяниновичу «под силу вся тяга земная». Он управляется с громадной сохой, которую «не сдвинуть тридцати молодцам без единого». В образе пахаря Микулы Селяниновича, наделенного чудесной богатырской силой, выведен трудовой русский народ. У могучих богатырей страшные противники: Идолище Поганое, Соловей-Разбойник, Тугарин Змеевич. В их облике народ показывал врагов земли Русской. Но богатыри всегда сильнее их.

С чудесными героями мы встречаемся и в былинах, красочно описывающих уклад старины. Вот гусельщик Садко, севши на «синь-горюч камень», так стал «на гусельках наигрывати», что и морской царь не утерпел — пустился в пляс. В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера его в свою богатырскую силу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 2. ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности

Самоанализ урока с использованием ИКТ

Основные части урока

 

Методы деятельности

 

Используемые ИКТ

 

учителя ученика
 Организационная
  • Исполнение
  • Объяснение
  •  Вокально-хоровая работа
 
 Основная часть урока
  • Объяснение
  • Контроль
  • Анализ
  • Вокально-хоровая работа
  • Музыкально-ритмическая работа
  • Анализ
  • Имитация
Видео, аудио, фото материалы 
 Информационный материал по теме
  • «Источник информации»
  • Исполнение
  • Анализ
 Таблица
 Сообщения учащихся
  • Анализ
  • Аналитический
  • Информационно-технологические
 Интернет материалы
 Музыкальный «Практикум»
  • Организация
  • Оценка
  • Логический
  • Аналитический
 Интернет материалы
 Итог урока
  •  Организация
  • Оценка
  • Анализ
  •  Вокально-хоровая работа
  • Музыкально-ритмическая работа
  • Анализ
 Видео, аудио материал
Критерий Описание Выбор
Методика использования информационных технологий на этапах урока – использовались существующие образовательные ресурсы сети +
– применялась адаптированная методика использования средств ИКТ +
– применялась авторская методика использования средств ИКТ +
Методы использования средств ИКТ – выбранные методы использования средств ИКТ не способствуют решению дидактических задач урока +
– выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению не всех задач урока (или обучающих, или развивающих, или воспитывающих) +
– выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению всех задач урока (обучающих, развивающих и воспитывающих) +
Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий – использование средств ИКТ снижает эффективность учебной деятельности учащихся
– эффективность учебной деятельности учащихся соответствует традиционному уроку
– повышается эффективность учебной деятельности учащихся +
Соблюдение санитарно – гигиенических требований – нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе
– не нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе
Влияние информационных технологий на результативность – нецелесообразное применение на уроке средств ИКТ
– незначительно влияющее на достижение дидактических целей урока использование средств ИКТ
– использование средств ИКТ интегрировано в содержание урока +

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Предмет, класс Музыка. 4 класс
Тема урока,

№ урока по теме

«КОЛОКОЛЬНЫЕ ГОЛОСА РОССИИ».

(авторский вариант)

Актуальность использования средств ИКТ Возможность демонстрации музыкального инструмента и других материалов урока, естественное звучание колокольного звона.
Цель урока Знакомство со звучанием колокола

Задачи урока

обучающие развивающие воспитательные
Закрепление знаний о музыкальных инструментах – семейство ударных идиофонов Развитие вокально– хоровых, аналитических, импровизационных,  слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов. Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Демонстрация фото видео материалов; таблицу и текст карточек и пословицы, отпечатанный в Word; печатные материалы сети Интернет/сайт города Валдай/Музей колоколов/
Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

выход в Интернет
Образовательные ресурсы Интернет
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА                                                                                                               
Цель Предоставить информацию по теме, расширить кругозор детей.
Длительность этапа 2 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Слушание, анализ, исполнение.
Форма организации деятельности учащихся Коллективная:

  • Попевка (в качестве распевания  и общего настроя на урок)
Функции преподавателя на данном этапе Источник информации.
Основные виды деятельности преподавателя
  • Вокально-хоровое исполнение
  • Объяснение основных приоритетов темы.

Карта экспертизы ЦОР №

Сведения об эксперте

 

Фамилия Имя Отчество Бриская Елена Юрьевна
Занимаемая должность Учитель музыки
Наименование ОУ

Общие сведения о ЦОР

 

Название ЦОР (определяется экспертом) Ростовская звонница word текст
Источник (наименование издания, к которому относится ЦОР) CD-диск
Нахождение ЦОР (как найти ЦОР, используя, например, оглавление диска, путь должен быть определен однозначно) Интернет-Opera- http://www.yandex.ru/-Ростовские звоны- zvon.yaroslavl.ru
Возможные пользователи ЦОР (например: учитель, ученик, завуч, автор-разработчик, программист и т.д.) учитель,ученик
Длительность ЦОР 10 мин.
Определите место ЦОР в учебном процессе по следующим параметрам:
    • предмет
музыка
    • класс
4
    • тема
КОЛОКОЛЬНЫЕ ГОЛОСА РОССИИ
    • место использования в учебном процессе
групповая работа

Оценка ЦОР

 

Определите целесообразность использования ЦОР на уроках по следующим критериям: рекомендовать к использованию рекомендовать к использованию при условии доработки (указать какой) не рекомендовать к использованию
    • соответствие образовательному стандарту предметной области
+
    • научная корректность (отсутствие фактических ошибок)
+
    • наглядность и эстетичность
+
    • техническая простота (ЦОР не требует высокого уровня технической оснащенности и подготовки пользователя)
+
Уровень сложности ресурса (от 1 – очень легкий до 5 – очень сложный) по следующим критериям:
    • сложность содержательной части ресурса
1
    • сложность технической части ресурса
2
    • сложность интерфейса ресурса
2
Определите целесообразность и эффективность применения данного ЦОР (в чем преимущество учебного процесса с использованием данного ресурса по сравнению с работой без него, что нового приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены)
    • Существует уникальная возможность прослушивание оригинала звучания колокольного звона.
    • Материал урока носит поисково-информационный характер.
    • Развивает творческий потенциал учащихся.
    • Способствует формированию музыкально-эстетического вкуса учащихся.
Определите связь с программой и с учебником, по которым целесообразно работать, используя данный ЦОР программа учебник
Кабалевский «Музыка»

Критская «Музыка в школе»»

Критская. «учебник по музыке для учащихся 4 классов»
Укажите, между какими предметами может использоваться данный ЦОР МХК, Литература, история, ИЗО
Выберите основные формы использования ЦОР:
    • демонстрация на большом экране через проектор для всего класса
    • групповая работа учащихся (указать оптимальное число компьютеров)
+
    • задание на уроке для самостоятельной работы
    • задание для контрольной работы
    • использование учителем для подготовки к урокам
    • использование учеником для самоподготовки
    • организация исследовательской и проектной деятельности
    • другое (указать)
Определите качество ЦОР (от 1 – очень легкий до 5 – очень сложный):
    • открытость (возможность вносить изменения)
2
    • обновляемость (будут ли издаваться версии ЦОР)
2
    • межпредметность
2
    • интерактивность (взаимодействие ЦОР с пользователем, обеспечивающее самостоятельные действия учащегося, направленные на создание учебных ситуаций, поиск необходимого «знания» или способа действия)
2
    • инновационность (ориентация на новые образовательные результаты, учебную самостоятельность, изменение характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса)
2
Аннотация (дайте рекомендации по использованию ресурса, включая необходимые требования к изменению организации учебного процесса) Необходимость в нахождении материала о музыкальных инструментах, исторических данных, которые дают более полное представление о материале урока

Источники:

  1. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2008. – 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”, e-mail: list@eidos.ru.
  2. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
  3. Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы».

 

Применение ЦОР в системе музыкального образования в общеобразовательной школе как условие повышения качества образования.
Пролистать наверх