КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Автор: Буфалова Елена Михайловна

Учитель-дефектолог МБДОУ “ДС № 46 “НАДЕЖДА”

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 (не говорящий, умеренная умственная отсталость) второй год обучения.

Тема: Слово «Мама».

Тип урока: Формирование новых знаний (длительн6ость занятия 40 минут).

Методы работы: Объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, метод проблемного обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Учить проговаривать и употреблять в речи слово «мама». Продолжать учить узнавать маму на фотографиях, различать инструкции «Дай», «Покажи», «Повтори».

Коррекционно-развивающая: Развивать зрительное внимание, фонематический слух, долговременную память.

Коррекционно-воспитывающая: Способствовать воспитанию активности и самостоятельности. Устанавливать сотрудничество через жетонный метод.

Социализирующая: Обеспечивать состояние эмоционального комфорта учащегося, посредством системы поощрения.

Формируемые жизненные компетенции: Овладение способностью пользоваться устной речью для решения житейских задач, соответствующих возможностям ребенка (нецензовый уровень).

Оборудование: жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки): блокнот, массажор для головы, волчок, красить воду синей краской; фотоальбом с фотографиями мамы и папы ребенка, Данила, на другой странице: портретное фото мамы, во весь рост и на общей фотографии); барабан  2шт., барабанные палочки – 2 шт.; экран (ширма); наклейки: цветы, бантики, животные); буква М.

Технические средства: компьютер, для прослушивания песни на физкультурной паузе.

Ход урока.

Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент. «Сядь на стул, за стол!». Ученик сидит напротив учителя.

Выбор поощрения:

Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий: «Что ты хочешь? Выбирай». (Блокнот, массажор для головы, волчок, красить воду синей краской). Приложение 1.

Педагог выкладывает планшет для крепления жетонов (Приложение 2). «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!»

Садится за стол.

Выбирает карточку с изображением желаемого.

2 Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
  1. Рассматривание альбома с фотографиями: фото мамы, папы, Данилы. Педагог комментирует: «Это папа, покажи, где папа!», «Это Данила, покажи, где Данила!». «Покажи, где мама!». «Вот мама!». «Это кто?», педагог  указывает на фото мамы, ответ вызывает затруднения у ребенка. «Сегодня будем учиться говорить слово мама!»
  2. Подражание артикуляционных укладов. «Данила, посмотри на меня! Повтори!». Педагог акцентирует внимание ребенка сначала на своих общих движениях: поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, стучит кулаком по столу и пр. Когда, ребенок выполняет данные инструкции безошибочно, то учитель переходит к более мелким и точным движениям: открыть рот, высунуть язык, «заборчик», «змейка» и пр.
  3. Дифференцировка инструкций: «Дай», «Покажи», «Повтори». Перед ребенком кладется один предмет – карточка с буквой М (изученная). «Данил, посмотри  на меня! Дай [М]». Если ребенок не реагирует на инструкцию или путает с другой, то педагог протягивает ладонь (визуальная подсказка). В дальнейшем подсказка не дается. «Молодец!». «Покажи М». «Умница!». «Повтори [М]. Инструкции чередуются по несколько раз в хаотичном порядке. После каждой выполненной инструкции педагог хвалит ребенка. Если ученик не справился или справился с помощью, то слова «неправильно» или «нет» не допустимы, комментируется: «Ты старался, давай попробуем еще раз!», и повторение инструкции. Если ребенок подает букву (или показывает) и одновременно произносит, на инструкцию «Повтори [М]», ответ, как правильный, не засчитывается. Реакция ребенка должна быть четкой и конкретной (т.е. ребенок должен только повторить [М]).
  4. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук!».

«Данила, посмотри на меня! Повтори [А]». Аналогично со звуками [О], [У], [М], [Х]. Затем педагог закрывает рот экраном: «Данила, слушай!», указательный жест на уши: «[А], повтори!». Аналогичная работа проводится с остальными звуками. «Ты старался, держи жетон!»

  1. Закрепление произношения слогов: АУ, ХА, БА, МА, МУ.

«Данил, посмотри на меня! Повтори [АУ]», педагог утрирует произношение каждой фонемы. Аналогичная работа проводится с остальными слогами.

Ребенок показывает пальцем фотографии членов семьи по инструкции педагога.

Данила не может проговорить слово «мама» на вопрос педагога.

Выполняет задание по подражанию и инструкции «Повтори!».

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Правильно реагирует на инструкции.

Получает еще один жетон.

Ребенок повторяет звуки с визуальной подсказкой (смотрит на педагога), затем повторяет звуки, ориентируясь на слух. Получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Повторяет слоги с визуальной подсказкой (смотрит на артикуляцию педагога). Получает еще один жетон и прикрепляет его к планшету.

3 Пальчиковая гимнастика. «Мама (загибаем большой палец),

Папа (загибаем указательный палец),

Я (загибаем средний палец).

Вместе дружная семья! (сжимаем – разжимаем кулачок)». Аналогичные действия повторяем со второй рукой. Хлопаем в ладоши.

Приклеивание наклеек (цветы, бантики и животные) в фотоальбом: «Давай приклеим эти красивые наклейки в фотоальбом, он станет очень красивым, мама обрадуется!» Педагог приклеивает одну наклейку для образца. При необходимости используется подсказка  указательный жест на место, куда необходимо приклеить наклейку.

Действует по подражанию: загибает большой палец, загибает указательный палец, загибает средний палец. Аналогичные действия повторяет со второй рукой. Хлопает в ладоши.

Отклеивает самостоятельно наклейки от основы и приклеивает вокруг семейных фотографий.

Зарабатывает еще один жетон.

4 Основная часть. Формирование темпо-ритмической структуры слова: «МА – МА».

  1. Перед ребенком барабан, барабанная палочка: «Данил, будем играть в барабан! Покажи, где барабан?», «Молодец, это барабан!». «Повтори!», педагог играет на барабане чередуя: тихо – громко, медленно – быстро (данное задание ребенку знакомо).
  2. Затем, один удар на барабане и произнесение слога [МА], так же по просьбе «Повтори».  Данная инструкция повторяется несколько раз.
  3. Удары в барабан 2 раза: _ _. Для подсказки педагог отгибает пальцы по одному, после двух ударов подряд хвалит ребенка. Инструкция предъявляется несколько раз, пока Данила не ударит 2 раза в барабан без подсказки.
  4. Далее, так же предлагается инструкция «Повтори», педагог 2 раза ударяет в барабан и в соответствии с ударами произносит 2 слога «МА – МА».

Проговаривание слова «МАМА», по подражанию: «Данила, повтори МА – МА». Если ребенок проговаривает несколько слогов «МА», вместо двух, то опять применяется визуальная подсказка: учитель отгибает пальцы, делая акцент, что произносим слог всего 2 раза. Либо выкладывается цифра 2 (произношение определенного количества звуков (до 3) отрабатывалось на уроках математики).

По просьбе педагога показывает барабан. Играет тихо, громко. Повторяет быстрые и медленные ритмы за педагогом.

Ударяет один раз в барабан и произносит слог [МА].

Отстукивает ритм слова «МА – МА».

Отстукивает ритмическую структуру слова «МА – МА» с одновременным произношением слогов.

Проговаривает слово «МАМА» с подсказкой и самостоятельно.

Получает еще один жетон и прикрепляет его к планшетке.

5 Физкультурная минутка. «Дома маме помогаю (хлопаем в ладоши).

Все игрушки убираю (наклоны вперед).

И собаку покормлю (приседания),

И в окошко посмотрю (руки соединены над головой).

У нас дружная семья (руки в стороны):

Мама, папа, Жучка, я (указательные жесты в разные стороны)!»

Прослушивание «Песенки Мамонтенка» К.Румяновой и свободная деятельность ребенка в течении двух минут.

Хлопает в ладоши.

Наклоняется вперед.

Приседает.

Соединяет руки над головой.

Разводит руки в стороны.

Указывает рукой по сторонам.

6 Закрепление знаний, умений и навыков. Проговаривание слова «МАМА» в ответ на инструкцию «Это кто?».

Перед ребенком выкладываем фото мамы: «Данила, посмотри, это кто? Это мама! Давай вместе скажем». «Это кто?». Если у ребенка отмечается эхолалия, и он повторяет вопрос, учитель снова задает вопрос, сразу же дает на него ответ: «Мама» и тут же опять задает вопрос:«Это кто?», добиваясь от ребенка произношения только слова «мама».

Отвечает на вопрос педагога «МАМА» (без повторения вопроса).
7 Рефлексия.

Решение проблемной ситуации.

  1. Перед ребенком выкладывается фотоальбом. «Покажи, где папа». «Покажи, где Даня». «Это кто?», педагог указывает на фото мамы. «Это мама! Вот мама!». «Ты научился на уроке говорить «мама», это кто?» При затруднениях можно подсказывать ребенку: беззвучная артикуляция слова «мама», произношение только начала слова и пр. Инструкция повторяется несколько раз, добиваемся ответа ребенка без подсказки.
  2. Перелистываем страницу альбома (фото мамы: портрет, в полный рост, среди других людей): «Покажи, где мама? Это мама! Вот мама! Молодец, ты показал маму!»
Отвечает: «Мама».

Получает жетон.

Показывает маму на всех фотографиях.

Получает еще один жетон.

8 Итог. «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал, держи свой приз!», учитель отдает выбранное ребенком поощрение.

В кабинет заходит мама. «Посмотри, кто пришел? Это кто?». «Пока, Данил!». Ритуал прощания с педагогом.

Ребенок получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Показывает на маму и произносит слово «мама». Машет рукой «пока».

[2, с.71-77].

 

 

 

Приложение 1.

Установление стратегии взаимодействия

(система метода поощрения).

Дети с расстройствами аутистического спектра, зачастую не воспринимают материал, который не представляет для них интереса. Если ребенок будет знать, для чего он работает (как и мы за зарплату), то он выполняет все инструкции для получения желаемого. Для создания мотивации используется прием «поощрение»  установление сотрудничества. Суть данного метода, дать понять ребенку, что если он будет выполнять требования учителя, то он получит возможность заработать вознаграждение. В круг «вознаграждений» или как их ещё называют «поощрений» входят предметы, которые наиболее любимы детям (кручение мокрого шнурка, потряхивание пачкой карточек, перелистывание страниц в глянцевом журнале, рвать бумагу на полоски и пр.). У каждого ребенка есть свой круг предпочитаемых предметов, есть более мощные поощрения – это те которые ребенок хочет получить всегда, и есть менее предпочитаемые вознаграждения, которые ребенок ограничивает в использовании. Когда ребенок умеет соотносить предмет с картинкой, ему предлагается выбор не самого предмета, а карточки, на которой изображено желаемое (рис.1). На данном уроке ребенок получает вознаграждение в конце занятия, а не после каждого задания, так как данная система с учеником применяется уже в течении 2-х лет [3, c.133].

 

 

Приложение 2.

Жетоны.

Осуществление «жетонных» программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организованно только в условиях жестко контролируемой среды.

В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение ребенок получает «жетоны», которые по определенной системе обмениваются на привилегии, предметы, возможности организации досуга и т.д.

Одним из приемов эффективного обучения детей с аутизмом  по программе прикладного анализа поведения (АВА) является использование  системы визуального подкрепления и, в частности, жетонов. С помощью этой системы могут заключаться «сделки» с учащимися: «Соберешь все жетоны, и я дам тебе вот это». В основе всех занятий лежит принцип «Давай заключим сделку».

В книге «The Pyramid Approach to Education» (Bondy, Sulzer-Azaroff, 2001) [4, с.43] говорится о том, что до начала любого занятия педагог должен «заключить сделку» с учащимся. При этом используются те же основные элементы, что и в трудовом договоре, причем они должны быть наглядно представлены (картинка желаемого предмета, или сам предмет и количество жетонов, необходимых для получения данного предмета).

Хотелось бы отметить, что данная система также применяется в начальных классах общеобразовательных школ, где существует безоценочная система (получают медали-поощрения), в высших учебных учреждениях, где студент на семинаре работает за получение баллов. Отличием от деятельности детей с аутистическим спектром является только то, что все работают за разные виды поощрений, за то, что интересует личность больше всего.

Выбор жетонов (внешний вид):

Это могут быть игрушечные деньги, наклейки, фишки из какой-нибудь детской игры, наклейки, кусочки ламинированного картона с картинками,   изображения интересующих ребенка предметов: героев, символов и пр. Выбирая жетоны, нужно исходить из того, что ребенку было бы приятно держать в руках. Размер так же должен быть оптимальным, около 2-3см. С обратной стороны приклеиваем маленький кусочек липучки (стороной – петельки) (рис.1), для крепления жетона на доску поощрений (на которой приклеены липучки стороной – крючки) (рис.2). Педагог должен иметь большое разнообразие жетонов по интересам, по изучаемым темам (рис. 3). Их необходимо менять не реже чем через две недели, для того чтобы у ребенка не произошло ошибочное стереотипное мнение, что получить вознаграждение можно только если заработаешь какие-то определенные жетоны. [1, с.36].

На занятии, применяется дощечка, на которую прикреплены от 5 до 10 мест для крепления жетонов, а над ними место для карточки с изображением поощрения (рис.4). Так же можно класть (если это возможно) сам желаемый объект над жетонами, если ребенок не воспринимает картинки. В таких случаях очень часто ребенок тянется к поощрению и отвлекается, в таком случае мы постоянно делаем акцент: «Соберешь все жетоны, и я дам тебе …», при этом можно предмет убирать с поля зрения ребенка, но периодически напоминать ему и показывать желаемый объект [5].

                               

Жетон с обратной стороны. Рис.1.                                         Планшет (дощечка) для              

                                                                                        крепления жетонов. Рис.2.

   

             Разновидности жетонов. Рис.3.

Планшет (дощечка) с собранными жетонами. Рис.4.

Список литературы

  1. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. З.Измайлович-Камар ; науч. ред. С.Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.
  2. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб.-метод. пособие / Гос.образоват.учреждение высш.проф.образования ХМАО – Югры «Сургут.гос.пед.ун-т.»;; авт.-сост.: И.Ф.Павалаки, М.А.Болгарова, О.С.Степина, О.В.Чернышева, А.А.Киронде. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 191, [1]с.
  3. С.С.Морозова. Основные аспекты использования АВА при аутизме. Изд. Москва «Добрый век», 2013. – 363с.
  4. Bondy, A., Sulzer-Azaroff. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.
  5. Shapovalova, Olga Communication Training Data Sheet. – [электронный ресурс] / Olga Shapovalova, 2011, режим доступа: www.behavioranalysiseducation.com
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Пролистать наверх