Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития у детей с РАС.

Автор: Буфалова Елена Михайловна

Учитель-дефектолог МБДОУ “ДС № 46 “НАДЕЖДА”

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития у детей с РАС.

Консультация для родителей

«Особенности сенсорного развития у детей с РАС»

Цель: Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития у детей с РАС.  

Задачи: Познакомить родителей с понятием «сенсорная система».

Информировать об особенностях сенсорного развития у детей с РАС.

Сделать родителей (законных представителей) активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Существует несколько классификаций сенсорных систем. Как правило, все они выделяют: – зрительную, – слуховую, – обонятельную, – вкусовую, – тактильную, – проприоцептивную, – вестибулярную.

При расстройствах аутистического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.

Тактильная система

На особенности функционирования тактильной системы могут указывать такие поведенческие феномены как:                                                                     

– избегание определенных видов одежды или материалов (например, шероховатых или с грубой текстурой). Или же, наоборот: необычные предпочтения в одежде или материалах (к примеру, мягких тканей, длинных штанин или рукавов);

– стремление стоять в конце ряда, чтобы не контактировать с другими;

– стремление уклониться от прикосновения (когда оно носит ожидаемый характер) или взаимодействия, связанного с прикосновениями, включая избегание прикосновений к лицу; – избегание игр, связанных с телесным контактом, что иногда проявляется стремлением играть в одиночестве;

– отвращение или сопротивление, когда ребенка ловят, обнимают или

сжимают.

Также ребенок часто:

– испытывает дискомфорт при мытье и расчесывании волос, стрижке

ногтей, волос; – сопротивляется при чистке зубов;

– испытывает отвращение к материалам для творчества, например, избегает пальчиковых красок, теста или песка.

Важно не пытаться заставить ребенка преодолеть отрицательные реакции и не следует убеждать его, что не нужно так себя вести!

Помимо перечисленного выше, при проблемах в тактильной сфере ребенок может:           – не узнавать объекты на ощупь, не может сказать без зрительного контроля, до какой части тела дотронулись;                                                                                                                 – лить на себя очень холодную или очень горячую воду;                                                             – иметь пониженную чувствительность к боли; – неаккуратно одеваться, например, не замечая перекрученных штанин, развязанных шнурков и т. п.;                                                – испытывать трудности в мелкой моторных движениях, все делать только под зрительным контролем;                                                                                                                  – любить сидеть в бассейне с шариками, фасолью, лежать под тяжелым одеялом.

Проприоцептивная система

Проприоцепция (проприорецепция) – это способность к ощущениям, возникающим в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов, дающих информацию о положении мышц, суставов и сухожилий.

Проблемы в проприоцептивной сфере можно заподозрить в тех случаях, если ребенок:

– приходит в волнение, когда его конечности двигаются активно,

мышцы сжимаются или растягиваются;

– избегает движений, связанных с преодолением собственного веса

(например, не хочет прыгать, бегать, ползать, крутиться, скакать, и других физических действий, которые способствуют сильным проприоцептивным ощущениям;

– если двигается, то движения слабо дифференцированы, ребенок движется всем телом, плохо манипулирует мелкими предметами. Также особенности функционирования проприоцептивной системы могут приводить к тому, что ребенок:

– имеет низкий мышечный тонус;

– может врезаться и наталкиваться на предметы вокруг себя, «набивать синяки»;

– может стучать пятками о пол или стул;

– может модулировать уровень возбуждения, включаясь в самостимулирующую деятельность, например, биться головой, кусать ногти, сосать палец, хрустеть суставами пальцев, скрипеть зубами;

– любит, чтобы его крепко завернули в одеяло или потискали перед сном;

– прикладывает неоправданно большие усилия, когда что-либо делает, поэтому часто ломает предметы;

– любит постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки и резинки, может любить еду, которую нужно долго жевать.

 

Вестибулярная система

Функция вестибулярной сенсорной системы состоит в обеспечении мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, вызывающих линейные или угловые ускорения. Эта функция необходима для поддержания равновесия, т. е. устойчивого положения тела в пространстве, и для пространственной ориентации человека. Адекватными раздражителями вестибулярной системы являются гравитация и силы, сообщающие телу линейное или угловое ускорение. Специфическая особенность вестибулярной системы состоит в том, что значительная часть перерабатываемой в ней сенсорной информации используется для автоматической регуляции функций, осуществляемых без сознательного контроля. Гиперчувствительность в вестибулярной системе проявляется в виде гравитационной неуверенности и в виде опаски при движениях, когда тело отклоняется от вертикального положения, или когда ноги оторваны от земли.

При гравитационной неуверенности, часто встречающейся при РАС, бывает, что:

– ребенок старается держаться в стороне от других людей, чтобы его кто-то не подвинул, не толкнул;

– медленно ходит по лестнице, чаще других хватается за перила;

– не любит наклоны головы, перекаты, кувырки;

– ребенок не любит, боится прыжков, качелей, каруселей;

– боится упасть и редко падает;

– испытывает сложности с выполнением заданий, в которых голова не

находится в вертикальном положении, или ноги оторваны от земли;

– ребенок очень боится ездить на эскалаторе, лифте.

 

Усиление проприоцептивных ощущений давления на суставы, мышцы и туловище уменьшает гравитационную неуверенность! Непереносимость движения проявляется по отношению к тем перемещениям, которые большинству людей показались бы безвредными.

Быстрое перемещение или вращение ребенка приводит к сильному дискомфорту. При этом наблюдается бурная реакция вегетативной нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, потоотделение)

Ребенок с непереносимостью движения:

– не любит качели, карусели, пугается, если кто-то двигает его;

– избегает лифты, эскалаторы;

– испытывает дискомфорт при движениях, связанных с наклоном головы (зарядке, завязывании шнурков);

– испытывает трудности при прыжках, стоянии на одной ноге. Нередко проблемы, связанные с особенностями функционирования вестибулярной сенсорной системы, приводят к тому, что ребенок:

– быстро устает, ему тяжело держать голову, он постоянно ложится, «растекается» по парте;

– может раскачиваться из стороны в сторону, трясти ногой, головой;

– находится в постоянном движении, кружится, не испытывая головокружения;

– плохо координирует движения конечностей, в связи с этим он испытывает трудности с завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. п. ;

любит сильные неожиданные движения: подбрасывание, сильное раскачивание на качелях и др.;

– не замечает, когда падает, не выбрасывает руки вперед, пытаясь защититься.

 

Ощущение движения в пространстве: качание, кружение или повороты головы доставляют особое наслаждение и стимулируют вестибулярную систему детей с РАС. Но взрослым следует избегать сильной стимуляции детей!

 

Обонятельная система. 

С участием обонятельного анализатора осуществляется ориентация в окружающем пространстве, и происходит процесс познания внешнего мира. Он оказывает влияние на пищевое поведение, принимает участие в апробации пищи на съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса, а также – на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества. У человека обоняние эффективно способствует извлечению информации из памяти. Таким образом, реакция на запахи — это не только работа обоняния, но и социальный опыт. Через запахи мы способны восстановить атмосферу прошлых лет или обрести воспоминания, связанные с конкретными жизненными обстоятельствами.

Чувствительность обонятельной системы довольно велика: один обонятельный рецептор может быть возбужден одной молекулой пахучего вещества, а возбуждение небольшого числа рецепторов приводит к возникновению ощущения. При длительном действии пахучего вещества можно наблюдать адаптацию обонятельного анализатора. По отношению ко многим пахучим веществам довольно быстро наступает полная адаптация, т. е. их запах перестает ощущаться. Человек перестает замечать такие непрерывно действующие раздражители как запах своего

тела, одежды, комнаты и т. п. По отношению к ряду веществ адаптация происходит медленно и лишь частично. Иногда, особенно при частом действии одного и того же вкусового или обонятельного раздражителя, в коре больших полушарий возникает стойкий очаг повышенной возбудимости. В таких случаях ощущение вкуса или запаха, к которому возникла повышенная возбудимость, может появляться и при действии различных других веществ. Мало того, ощущение соответствующего запаха или вкуса может стать назойливым, появляясь и при отсутствии каких-либо вкусовых или обонятельных раздражителей.

Гиперчувствительность в сфере обоняния может приводить к тому, что ребенок:

– отказывается заходить в определенные места с ярко выраженными запахами (например, в туалет);

– отказывается принимать определенную пищу из-за запаха;

– может испытывать неприязнь к людям с определенным запахом, ароматом духов, шампуня и т. д.

При гипочувствительности обонятельной системы ребенок может:

– не замечать или игнорировать неприятные запахи;

– выпить или съесть что-то ядовитое.

Вкусовая система

В процессе эволюции вкус сформировался как механизм выбора или отвержения пищи. В естественных условиях вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и температурными, получаемыми человеком в процессе еды. Сочетание всех этих раздражений создает ощущение вкуса и формирует адекватную реакцию на пищу. Важным обстоятельством является то, что предпочтительный вкусовой выбор отчасти основан на врожденных механизмах, но в значительной мере зависит от связей, выработанных в процессе жизни.

У разных людей абсолютные пороги вкусовой чувствительности к разным веществам существенно отличаются вплоть до «вкусовой слепоты» к отдельным веществам. Абсолютные пороги вкусовой чувствительности во многом зависят от состояния организма (они изменяются в случае голодания, беременности и т. д.).

Проблемы в работе вкусовой сенсорной системы могут приводить к негативной реакции на многие вкусовые раздражители, в связи с чем ребенок ест только определенные продукты, его рацион питания очень ограничен, или он любит есть очень соленую или острую еду. В некоторых случаях вкусовые ощущения могут быть основным источником получения информации о внешнем мире. Тогда ребенок может облизывать, брать в рот или есть несъедобные предметы.

Слуховая система

Слуховая система – одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки — искаженно. У ребенка с гиперчувствительностью в поведении присутствуют следующие признаки:

– ребенок выглядит рассеянным, ошарашенным, зажимает уши, когда все вокруг смеются, шумят, разговаривают;

– ребенок может слышать звуки, разговор на большом расстоянии.

Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие

особенности ребенка как:

– трудности при распознавании или игнорирование определенных звуков,

– стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами и т. п.

 

Зрительная система

Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. Зрительная система воспринимает видимый свет –узкую часть диапазона электромагнитных излучений с различными длинами волн: от сравнительно коротких (красный цвет) до более длинных (синий цвет).

При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма. Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем.

Это могут быть повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам, нарушения фильтрации, проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые собственно и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них имеют защитную функцию, другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации, третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах. При этом одни и те же поведенческие феномены могут быть обусловлены различными причинами. Например, ребенок отказывается мыть руки. Это может быть связано как с повышенной тактильной чувствительностью, так и с непереносимостью запахов (например, мыла) или слишком ярким светом в ванной. Отказ от определенных видов пищи может быть вызван специфическими вкусовыми ощущениями, которые она вызывает, или неприятными для ребенка тактильными или проприоцептивными ощущениями в ротовой полости.

С другой стороны, один и тот же сенсорный стимул может вызвать целый спектр поведенческих реакций: так неприятный звуковой стимул может привести к тому, что ребенок будет закрывать уши, кричать, или начнет жевать воротник, или кусать себя. Понятно, что описанные сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять даже повседневную жизнь дома, не говоря уже о посещении школы, дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. 

В настоящее время разработаны и широко применяются специальные методы и программы, цель которых – улучшение функционирования сенсорных систем. В частности, широкое распространение приобрело направление, в котором разработаны методы, направленные на улучшение сенсорной интеграции. А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей описывают сенсорную интеграцию как неврологический процесс, организующий сенсорные ощущения, поступающие извне и от собственного тела, и дающий возможность использовать тело в окружающей среде наиболее эффективно. 

Сенсорно-интегративная терапия – это программа вмешательства, включающая виды деятельности, которые характеризуются усиленными ощущениями, особенно тактильными, вестибулярными и проприоцептивными. Занятия в рамках этой и других аналогичных программ приносит ребенку с сенсорными дисфункциями ощутимую пользу, но они не исключают необходимости оказания помощи дома, в детском саду, школе и т. д. Первое и самое главное условие эффективности такой помощи – понимание причин, лежащих в основе тех или иных проблем ребенка.

Очень важно, чтобы окружающие относились к такого рода особенностям детей и с пониманием, и с уважением, не раздражаясь от поведения ребенка, вызванного трудностями, которые он постоянно испытывает, а оказывая ему необходимую помощь.

Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, иначе говоря, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля часто используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем.

Подготовил: учитель-дефектолог Буфалова Е.М.

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития у детей с РАС.
Пролистать наверх