автор: Ваган Ирина Евгеньевна
воспитатель Норильск, МБДОУ “Детский сад № 36 “Полянка”
Конспект занимательной деятельности «Уроки финансовой грамотности»
Ирина Евгеньевна Ваган – воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка».
НОД по теме: «Уроки финансовой грамотности»,
старшая группа.
Цель: создать условия для развития познавательной активности, инициативности и самостоятельности через организацию разных видов деятельности, способствующие формированию финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи:
образовательные – продолжать знакомить детей с основами экономического воспитания: потребности, семейный бюджет, доход, расход.
развивающие – развивать познавательный интерес на основе развития психических процессов (мышление, внимание, воображение).
воспитательные – способствовать формированию положительной установки к окружающему миру, ценностных отношений, способность договариваться, вести диалог, взаимодействовать со сверстниками.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Образовательные области: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Материалы: конверты с письмами от героев сказочного леса, предметы для рекламы: сундучок, спасательный круг, макет самолёта. Цветная бумага, лекала, ножницы, цветные флажки.
Планируемый образовательный результат:
умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуются новым, неизвестным в мире финансовой грамотности. Использование в игровой деятельности экономических понятий, понимание значимости рекламы. Уметь использовать изобразительные навыки в выполнении творческого задания по экономической грамотности.
Организационный момент: приход почтальона Печкина.
Игровой вход в деятельность: раскладывание и чтение писем. Проявление желания помочь, настраивание детей на работу.
Основная часть деятельности:
Методические приёмы:
Ситуативный разговор, разрешение проблемных ситуаций через практическую помощь, воображаемую игровую ситуацию. Экспериментирование, советы, выполнение заданий сказочных героев, обыгрывание предмета с помощью рекламы, взаимодействие с другими детьми, обсуждение.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Приёмы поддержки мотивации: сюрпризный момент, смена деятельности, проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Способы поддержки самостоятельности и инициативы воспитанников: включенность детей во взаимодействие со сверстниками и взрослым, создание атмосферы психологической безопасности эмоциональная поддержка, поощрение, похвала.
Приёмы рефлексии: обсуждение, вопросы.
Открытый выход в другую деятельность: чтение письма, совместное обсуждение качества выполненных заданий – просьб. Беседа, обсуждение: пригодятся ли наши советы жителям сказочного леса?
Мотивация детей на экономное создание флажков к открытию нового супермаркета.
Вводная часть:
В группу приходит почтальон Печкин: «Здравствуйте, ребята, куда это я попал?» – ответы детей. «Вы – то мне и нужны, я вам письма принёс от жителей сказочного леса. Вот одно письмо, второе… да тут много писем, и все группе «Грибочек!».
(Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней).
Основная часть:
Что ж теперь делать с этими письмами»? Какое же письмо открыть первым? – ответы детей.
Открываем 1 письмо:
«Здравствуйте, пишет вам большой Гном! В сказочном лесу открывается супермаркет, я очень хочу работать в нём, но не знаю, какие профессии там нужны? – ответы детей.
« Так что такое профессия?» – (это труд, который выбрал для себя человек)
«А зачем надо работать?» – чтобы получать з/плату,
«А зачем получать з/плату» – на покупки…, т.е., на удовлетворение человеческих потребностей – РАСХОД.
«А купить можно все?»
«Как вы считаете, мы Гному ответили на все вопросы?»
«Открываем следующее письмо?»
Открываем 2 письмо: «Здравствуйте, ребята, пишет вам старичок – Лесовичок?
Давно я живу в лесу, всё я знаю! Вот, недавно предложили должность директора нового супермаркета. Знаю, что люди разных профессий будут у меня работать, а как же их отблагодарить – то?»
– ответы детей.
Педагог: «А из чего складывается бюджет вашей семьи?»
«А если в семье живет дедушка или бабушка, они что-то вносят в доход семьи?» – ответы детей.
Т.е., пенсия это деньги, которые человек получает за то, что проработал много лет.
«Если сестра или брат учатся, что они получают?»:
Стипендию, за то, что хорошо учатся.
«Как вы считаете, мы ответили старичку Лесовичку на его вопросы?»
Открываем 3 письмо: «Письмо от лесной Феи. Она пишет, что ее пригласили в супермаркет работать продавцом и волнуется, что ее товар будет плохо продаваться и спрашивает нас: «Что надо сделать, чтобы мой товар продавался, а люди узнали о моем магазине?»
– ответы детей: придумать рекламу!
«Какие виды рекламы вы знаете?». Телевизионная, щитовая, транспортная, внутритранспортная, радиореклама, печатная, стихотворная, а сами сочинить рекламу сможем?
«Давайте разобьёмся на команды с помощью флажков, возьмем по одному товару и прорекламируем его командой!»
Дети разбиваются на команды и по очереди создают рекламу.
Реклама самолета и спасательного круга
Ребята, у нас осталось еще одно письмо, от кого же оно?
Открываем:
«Здравствуйте, дети! Пишет вам мудрая сова, прочитайте, пожалуйста, письмо в кругу друзей!».
Организуем круг друзей, чтение письма.
- Я, мудрая сова, передаю вам привет от большого Гнома!
Воспитатель: «А что мы для него сделали?- ответы детей. Помогли Гному? – Помогли! Читаем дальше!
- Привет вам от старичка – Лесовичка, а ему мы как помогли?- ответы детей
3.От лесной Феи нам привет! А ей мы какое добро сделали? – ответы детей.
Открытый выход (переход) в другую деятельность:
Герои сказочного леса благодарят вас за дельные советы и просят помочь украсить к открытию супермаркета торговый зал флажками!
Посылаем вам лекала и цветную бумагу, у нас ее мало осталось.
Подумайте, как из маленького кусочка бумаги вырезать как можно больше флажков, а как это сделать – решать вам!
Мотивация детей на экономное создание флажков к открытию нового супермаркета.