“Учись играя”

Автор: Валиева Ирина Ришатовна

педагог ДПЦ №2 “Атлантида”

“Учись играя”

Актуальность проекта.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

 

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

 

Цель и задачи проекта.

 

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

 

Задачи проекта:

 

Формировать у детей стремление к самосовершенствованию:

– Развитие познавательных процессов;

 

– развитие тонкой моторики руки;

 

– развитие пространственного мышления и творческого воображения;

 

-развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины

 

Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.

Закрепить навыки, полученные в игре.

Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

 

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

 

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

 

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

 

Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;

Создание педагогических ситуаций;

Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;

Продуктивная деятельность;

Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;

Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

 

Тематические досуги;

Праздники;

Интеллектуальные КВНы;

Дни открытых дверей;

Театрализованные представления.

Ожидаемые результаты проекта.

 

Для детей:

 

применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;

планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;

решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

 

повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

 

повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;

оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

 

фотоматериал;

разработка методических рекомендаций;

презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

 

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

 

Оформление уголков:

 

формирование элементарных математических представлений,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

  1. Изготовление методических пособий.

 

  1. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

 

Методическая копилка:

 

составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.

разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.

подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

 

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания,

 

Краткое описание проекта по этапам.

 

1 этап –подготовительный.

 

Сентябрь

 

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

 

2 этап –основной.

 

Октябрь –апрель.

 

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

 

3 этап – заключительный.

 

Май

 

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

 

родителей и опрос детей; презентация проекта.

 

Ресурсное обеспечение

 

№ п/п

 

Наименование ресурсной базы

 

Количество

 

1.

 

Игровая комната

 

1

 

2.

 

Игровой материал, в том числе нетрадиционный

 

В достаточном количестве

 

3.

 

Технические средства:

 

магнитофон, компьютер,

проектор для мультимедийных презентаций

1

 

1

 

4.

 

Наглядный материал:

 

картинный материал (иллюстрации, плакаты),

 

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

 

дидактические пособия, карточки

 

В достаточном количестве

 

5.

 

Методический материал:

 

– Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

 

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

– рабочая программа воспитателя по образовательным областям,

 

– методическая литература,

 

развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

 

В достаточном количестве

 

План реализации проекта

 

Подготовительный этап

 

(октябрь 2014 г.)

 

 

мероприятия

 

цель

 

участники

 

сроки

 

1.

 

Подбор материала по теме проекта

 

Систематизация полученного материала

 

Воспитатели

 

1неделя сентября

 

2.

 

Диагностическое обследование

 

Планирование деятельности по реализации проекта

 

Воспитатели, дети

 

1 неделя сентября

 

3.

 

Планирование деятельности по теме проекта

 

Составление календарного плана работы

 

Воспитатели

 

2-3 неделя сентября

 

4.

 

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

 

Ознакомление родителей с проектом

 

Воспитатели,

 

родители

 

4 неделя сентября

 

Основной этап

 

 

Содержание деятельности

 

Задачи

 

Ресурсы

 

Исполнители и соисполнители

 

Сроки реализации

 

1

 

Социально-коммуникативное развитие:

 

  1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

 

  1. «Птицы в ловушке».

 

  1. «Ожившие игрушки».

 

  1. «Одуванчик».

 

  1. У нас порядок».

 

  1. Экскурсия в школу, библиотеку.

 

 

 

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

 

Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

 

Сюжетно –ролевая игры

 

Дети и воспитатели,

 

родители

 

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

Ноябрь-декабрь

 

Январь –февраль

 

Март

 

2

 

Познавательное развитие

 

  1. «Письмо от Незнайки».

 

  1. «Высоко – низко, далеко – близко».

 

  1. «Курочка Ряба».

 

  1. «Скорее собери».

 

  1. «Найди такую-же».

 

  1. «Летучие мыши».

 

  1. «Что мы делаем».

 

  1. «Загадочные отпечатки».

 

  1. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

 

  1. Игры с блоками Дьенеша

 

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

 

Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры

 

Дети и воспитатели, родители

 

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

 

 

3

 

Речевое развитие

 

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

 

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

 

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

 

физкультминутки

 

на занятиях и т.д.

 

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры

 

 

 

Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры

 

Дети и воспитатели, родители

 

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

Ноябрь-декабрь

 

Январь –февраль

 

Март

 

4

 

Художественно – эстетическое развитие

 

Логические упражнения:

 

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

 

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

 

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

 

Рисование «мамочка милая, мама моя»

 

«Добрый доктор Айболит»

 

Реализовывать

 

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

 

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам»

 

Дети и

 

воспитатели, родители

 

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

(в первую половину дня)

 

Ноябрь-декабрь

 

Январь –февраль

 

Март

 

5

 

Физическое развитие:

 

Игры сбегом:

 

«Пятнашки», «Ракеты»

 

Игры с прыжками:

 

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

 

Игры с мячом:

 

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

 

Словесные игры:

 

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

 

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры;«Краски», «Прорыв цепи»

 

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей

 

Народные игры,

 

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

 

Дети и воспитатели, родители

 

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

(в первую половину дня)

 

Ноябрь-декабрь

 

Январь –февраль

 

Март

 

Планирование познавательной образовательной деятельности

 

с помощью развивающих игровых технологий

 

 

Тема

 

Цели, краткое описание.

 

Материал, используемая литература

 

Сентябрь

 

Диагностика познавательного развития

 

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы.

 

 (диагностический инструментарий, приложение № 1)

 

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

 

Октябрь

 

1.

 

Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша»

 

Учить детей упорядочивать фигуры по форме;

 

Дидактическая игра «заполни обруч» – упорядочивание по различным признакам(форме).

 

Блоки Дьенеша, обручи.

 

 Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр. 290

 

2.

 

Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина)

 

Учить детей упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.

 

Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» – ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).

 

Комплект блоков Дьенеша,

 

Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр. 294

 

3.

 

Д/И «Разноцветные палочки»

 

Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.

 

Набор палочек Кюизенера; кукла.

 

Лит: Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»

 

Стр.9, 31.

 

4.

 

Математическая игра «Составь картинку»

 

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения (умение читать схемы, образец).

 

Набор геометрических фигур, схемы.

 

Лит.Бондаренко

 

Стр. 86-87

 

5.

 

Игра «Волшебный мешочек» – палочки Кюизенера

 

Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

 

1.детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на нее и сказать какого она цвета.

 

2.с закрытыми глазами нужно найти две палочки разной длины, сравнить их по длине и цвету.

 

Набор палочек К., мешочек, Степашка

 

Лит: Панова «Дидактические игры и занятия»

 

Стр.11

 

6.

 

Расколдуй героев передачи «Спокойной ночи, малыши».

 

Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

 

Набор палочек К.; карточки-схемы ( заяц, собачка), игрушка Хрюша  

 

Лит: Панова «Дидактические игры и занятия»

 

7.

 

Выкладывание из геометрических фигур различных форм

 

Подробно(глубже) познакомить детей с комплектом геометрических фигур и научить выкладывать из них различные формы.

 

Дидактическая игра: «конструктор» (или художники – альбом) – формирование умения разложить сложную фигуру.

 

Комплект блоков Дьенеша

 

Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр. 297

 

8.

 

Д/И «В гости к матрешкам»

 

Закрепить у детей представление о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счет в пределах пяти. Поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, вверху, по середине) и названием цвета палочек; упражнять в конструировании из полочек.

 

Палочки К., карточки-схемы

 

Лит: Панова «Дидактические игры и занятия»

 

Стр: 52-53

 

ноябрь

 

1.

 

«Бусы для Каркуши»

 

Развитие знания цвета, формы, размера; развитие внимания.

 

Например: от выбранной воспитателем фигуры построили цепочки (бусы):

 

*чтобы рядом не было фигуры одинаковой формы и цвета;* чтобы рядом не было фигуры одинаковых по размеру;

 

Комплект логических блоков Дьенеша,

 

Лит: инструкция к игре.

 

2.

 

«Сложи сам» (по сказке «Репка» нужно сложить – вернуть пропавших героев: кошку и собачку)

 

Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

 

Палочки К., карточки-схемы

 

Лит: Панова «Дидактические игры и занятия»

 

Стр:56-57

 

3.

 

Игры-головоломки «Непрерывная линия»

 

Развитие комбинаторных способностей;

 

Смекалки

 

Сообразительности                  

 

Разрезные картинки-пазлы.

 

Лит: В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» Стр: 76

 

4.

 

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей: «Найди и закрась», «Найди 5 отличий»

 

Развитие восприятия формы и цвета и внимания ребенка;

 

Развитие мелкой моторики рук (закрашивание).

 

Развитие целостности восприятия у ребенка;

 

На каждого ребенка раздаточный материал.

 

Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка»

 

Стр: 20, 51.

 

5.

 

 «Что лишнее?»

 

Развитие внимания, сообразительности, умения вычленять (видеть) лишнее, не похожее на другие картинки.

 

Например: картинки с изображением предметов, три из которых относяться к одному общему понятию, а четвертая лишняя.

 

Раздаточный материал для каждого ребенка – карточки.

 

Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка»

 

Стр: 112-115

 

6.

 

. игры-головоломки: «Сложи квадрат», «Составь фигуру» (2 треугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек)

 

Развитие комбинаторных способностей;

 

Смекалки;

 

Сообразительности;

 

Счетные палочки, разрезной материал,

 

Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

стр.94, 240

 

В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» стр. 76

 

7.

 

Д/И «Сложи узор» (знакомство с игрой, умение читать схемы)

 

Развивать воображение;

 

Учить составлять узор путем комбинирования цвета и формы (узор на поляне, палатка)

 

Игра «Сложи узор», карточки со схемами.

 

Лит. Т. М. Бондаренко «комплексные занятия»

 

Стр.38, 46

 

8.

 

Д/И «Точечки»

 

Развитие у детей математического мышления;

 

Обучать детей счету;

 

Учить раскладывать числа и точки по порядку.

 

Игра «точечки»

 

Лит. Т. М. Бондаренко «комплексные занятия»

 

Стр.143, 212

 

Декабрь  

 

1.

 

Д/И «Внимание»

 

Учить детей составлять ту модель, которая нарисована на рисунке;

 

Развивать у детей способности видеть и запоминать увиденное.

 

Карточки с рисунками, листы бумаги, карандаши.

 

Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр. 205, 207

 

2.

 

Д/И «Сложи узор»

 

Развивать способность к комбинированию.

 

Игра «Сложи узор», карточки со схемами.

 

Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр.187-188

 

3.

 

Д/И  «Поезд» (палочки К.)

 

Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета;

 

Развивать комбинаторные способности;

 

Приобщать к моделированию;

 

Способствовать развитию речи, внимания, памяти, воображения.

 

Картина и схема с изображением поезда, набор палочек К.

 

Лит. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»

 

Стр.10, 76

 

4.

 

Д/И  «Незаконченные рисунки»

 

Развитие целостности восприятия у ребенка, законченности рисунка, (развитие восприятия).

 

Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками.

 

5.

 

Д/И «Снежинка»

 

Знакомить детей с явлениями природы, закреплять понятия «один», «много»; воспитывать доброту, умение вежливо обращаться друг с другом; интегрировать ознакомление с природой (опыт), с формированием элементарных математических представлений; упражнять детей в конструировании из палочек К.

 

Снежинка из бумаги (снег), капелька воды (вода), цветы из бумаги (схема), палочки К.

 

Лит: Панова «Дидактические игры и занятия»

 

Стр. 49

 

6.

 

Д/И «Город веселых мастеров»

 

Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему в соответствии с задуманной постройкой.

 

Краткое содержание: дети отправляются в страну веселых мастеров, но никого там не встретили. Почему? Дети и есть сами веселые мастера. А что они делают – мастера? Мастера строители – строят, мастера корабельщики – сооружают корабли, … каждый ребенок выбирает себе профессию по интересам и начинают строить город с домами, автомобилями, дорогами, …детям помогают схемы предложенные воспитателем.

 

Блоки Дьенеша, карточки -схемы с изображением транспорта.

 

7.

 

Д/И «Найди закрась в нужный цвет, выложи из блоков.» 

 

Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности.

 

Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши.

 

8.

 

Д/И «Домашние животные – кошка и собачка»

 

Развитие конструкторских способностей, развитие творчества; закрепить знания формы, цвета, размера; закрепление знаний о домашних животных.

 

Краткое содержание: воспитатель обращается к детям за помощью: нам написали посьмо дети из другого садика и спрашивают «кто такие домашние животные? Какая от них польза?». Поможем им? Дети вспоминают домашних животных, отвечают на вопросы из письма. Затем возникает проблема, что у большинства детей нет ни собак, ни кошек. Что же делать? Дети предлагают варианты: можно нарисовать, можно сконструировать…

 

Конструирование собачек и кошек из блоков Дьенеша и обыгрывание.

 

Палочки Кьюизеннера, карточки – схемы.

 

Январь

 

1.

 

Д/И «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера)

 

Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закрепление знания числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; развивать умение сочувствовать, сопереживать.

 

Краткое содержание: к детям на занятие пришли гости из сказки, а из какой им нужно угадать самим по прочитанному воспитателем отрывку. Сказка «три медведя». Но мишка почему-то очень грустный. Почему? ( сломан стул, помята кровать, нет друга…) Дети приходят к выводу, что мишутке нужно помочь. Как? – конструирование из палочек.

 

Палочки Кьюизеннера, карточки – схемы.

 

2.

 

Д/И «Найди 5 отличий и определи эмоцию»

 

Учить сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые).

 

Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши.

 

3.

 

знакомство с игрой «Танграмм»

 

Развитие творчества, внимания, конструкторских спрсобностей.

 

Игра «Танграмм», карточки-схемы.

 

4.

 

Д/И «Лисичка-сестричка и ее друзья»

 

Развитие творчества, внимания, конструкторских спрсобностей.

 

Игра «танграмм», карточки-схемы.

 

5.

 

Д/И «Чего не хватает?» и «Найди отличия»

 

Игры направлены на развитие внимания, наблюдательности. закрепить счет до 5, знание понятий «слева» -«справа», развитие речи (умение отвечать на вопросы полными сложносочиненными предложениями.

 

Распечатки на каждого ребенка, карандаши.

 

6.

 

Д/И «Найди и сосчитай»

 

Совершенствование знания геометрических фигур, счета; развитие внимания, умения увидеть в рисунке составляющие части.

 

Карточки с рисунками на каждого ребенка.

 

7.

 

Д/И «Веселые человечки» (блоки Дьенеша)

 

Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащение словарного запаса-подбор прилагательных.

 

Логические блоки Дьенеша, карточки-схемы.

 

8.

 

Д/И «Город» (блоки Дьенша)

 

Освоение умения классифицировать

 

Множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);

 

Развитие пространственного воображения.

 

3 обруча (красный, желтый, синий), бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша.

 

Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

 

Стр.165

 

Февраль

 

1.

 

Знакомство с игрой «Коломбово яйцо»

 

Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры

 

Игра «Коломбово яйцо»,

 

2.

 

Д/И «Животные рассыпались»

 

Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры (собачка, кошечка..), развитие внимания, умение точно подбирать нужную фигуру.

 

Игра «Коломбово яйцо», карточки схемы, курочка ряба.

 

3.

 

Д/И «Курочка Ряба и ее семья»

 

Уточнит знания детей о животных и их детенышей, перечислять их сходства и различия, способствовать развитию активной речи, развивать мелкую моторику.

 

Набор палочек Кьюизеннера, карточки-схемы (курочка Ряба, петушок, цыпленок), картинки с изображением данных птиц.

 

4.

 

Д/И «Транспорт наземный» (блоки Дьенеша)

 

Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества.

 

Набор блоков Дьенеша, карточки-схемы.

 

5.

 

Д/И «Какие предметы спрятаны в рисунках»

 

Развитие уровня наблюдательности, внимания.

 

Творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку.

 

Распечатки на каждого ребёнка, чистые листы бумаги, карандаши.

 

  Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка»

 

Стр: 10-11

 

6.

 

Д/И «Где игрушка»

 

Развитие способностей ориентироваться в пространстве, развитие внимания.

 

Распечатки на каждого ребенка.

 

 Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка»

 

Стр: 128-129

 

7.

 

Логические задачи с обручами и цветными блоками.

 

Закрепление знаний о классификации объектов по различным пизнакам, развитие внимания.

 

Обруч, логические блоки Дьенеша.

 

Лит:В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят»

 

стр. 78

 

8.

 

Познакомить детей с новой игрой «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича)

 

Развитие внимания, логического мышления, сенсорных способностей. Продолжать знакомить с формой и величиной.

 

знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

 

Игровые задания:

 

-подели квадраты на группы: по форме, по размеру.

 

Игра «Прозрачный квадрат»

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

 

Март

 

1.

 

Д/И «Найди лишнюю карточку – льдинку»,

 

«Выложи цепочку по аналогии».

 

Развитие внимания, логического мышления, ознакомление с эталонами формы и величины;

 

Игра «Прозрачный квадрат»

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

 

2.

 

Складывание – собирание квадратов из элементов «льдинок»

 

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве;

 

Игра «прозрачный квадрат»

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

 

3.

 

Знакомство и игры с Игрой Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины. Складывая двухцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу.

 

Игры Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В. «Сказка  о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.

 

4.

 

Знакомство с коврорафом «Ларчик», с героями: ПаВлин, ЛеВ, ЛаНь, ПоНи.

 

Ориентация на панно.

 

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

 

Методическое пособие.

 

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

 

5.

 

Знакомство с игровизором. Ориентация на игровизоре.

 

Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.

 

Игры Воскобовича: «Игровизор»;

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

 

6.

 

Рисование на игровизоре.

 

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; Воспроизведение выполняемых действий с коврографа на игровизор.

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

«игровизор»

 

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

 

Методическое пособие.

 

7.

 

Геометрические фигуры на игровозоре.

 

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности;

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

«игровизор»

 

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

 

Методическое пособие.

 

8.

 

«Нетающие льдинки озера Айс»  (В.Воскобовича) Д/И «Льдинки оживают»

 

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, творческих способностей; развитие пространственного мышления и творческого воображения;

 

Выкладывание из «льдинок» различные фигуры.

 

Игра «прозрачный квадрат»

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

 

Апрель

 

1.

 

Игры с игрой Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; конструирование геометрических и предметных  фигуры по схеме или собственному замыслу.

 

Игры Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В. «Сказка  о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.

 

2.

 

Игры с кубиками «Сложи узор»»

 

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

 

Игры Никитина «Сложи узор»;

 

Семенова Н.Г.

 

«Чудо кубики» для игры «Сложи узор».

 

Альбом заданий 2-5 лет;

 

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель – Ехевич Н., М., 1990 г.

 

3.

 

«Нетающие льдинки озера Айс»  (В.Воскобовича) Льдинки оживают.

 

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, творческих способностей; развитие пространственного мышления и творческого воображения;

 

Выкладывание из «льдинок» различные фигуры.

 

Игра «прозрачный квадрат»

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

 

4.

 

Рисование на игровизоре.

 

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; Воспроизведение выполняемых действий с «ларчика» на игровизор.

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

«игровизор»

 

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

 

Методическое пособие.

 

5.

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

Рисование на игровизоре.

 

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.

 

Игры Воскобовича:

 

«Ларчик»;

 

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

 

Методическое пособие.

 

6.

 

Игра Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Складывание фигурок – оригами.

 

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

 

Игры Воскобовича:

 

«Двухцветный квадрат»;

 

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

 

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

 

Воскобович В.В. «Сказка  о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.

 

7.

 

Д/И «Выбери себе игру»

 

Итоговое занятие с развивающими играми. Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой.

 

Игры: «блоки Дьенеша», «палочки Кьюизнера», «Прозрачный квадрат», «Танграмм», «коломбово яйцо», «игровизор», «Сложи узор» и альбомы к предложенным играм.

 

8.

 

Открытое занятие «Путешествие в волшебную страну»

 

Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать согласно условию (цепочка- рядом стоящие фигуры не совпадают по цвету), конструировать из палочек соблюдая размер. Воспитывать взаимоомощь, умение играть дружно, слаженно.

 

блоки Дьенеша, палочки Кьюзеннера, карточки-схемы зданий, домашних животных, обручи (красный, синий, желтый), билетики цветные (красный, синий, желтый) на поезд для каждого ребенка,

 

Май

 

Диагностика познавательного развития

 

Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год.

 

(диагностический инструментарий, приложение № 1)

 

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

 

Работа с родителями

 

 

Проведение

 

Содержание работы

 

Методическое обеспечение

 

1

 

октябрь

 

Диагностика:

 

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

 

 «Исследование игровой деятельности»

 

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

 

2007 г. № 6-8

 

2

 

ноябрь

 

Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника»

 

Л.И. Сорокина

 

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

 

3

 

декабрь

 

Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома

 

 

 

4

 

январь

 

Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др.

 

Е.В.Сербина «Математика для малышей»

 

5

 

февраль

 

Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей»

 

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников

 

6

 

март

 

Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

 

 

 

Заключительный этап

 

Мероприятия

 

Цель

 

Участники

 

Сроки

 

1 . Диагностическое обследование:

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие психических процессов у дошкольника».

 

Выявление и

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

Май

 

 

 

Анкетирование  «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка».

 

определение эффективности реализации проекта.

 

Родители Дети,

 

 май

 

Анкетирование родителей «Играй и развивайся».

 

 

 

 

 

  1. Создание папки для педагогов:

 

 

 

 

 

 

 

“Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

 

«Занимательные физкультминутки»;

 

«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

 

Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей

 

 

 

Педагоги Воспитатели

 

 

 

Апрель

 

 

 

«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интеллектуальный марафон:

 

«Знайки»:

 

Закрепление и обобщение пройденного материала.

 

Воспитатели

 

Дети

 

 

 

  1. Создание папки для родителей: “Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка” (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).

 

Повышение педагогической культуры родителей по

 

вопросу интеллектуального развития

 

Воспитатели

 

Родители

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Методическая литература

 

 

 

Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). //  Санкт – Петербург, 2003.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.

 Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. – Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.

 Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1985.

 Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Издание «Занятие», 1994.

 Носова Е.А.,  Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2004.

 Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004

Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»

Б.Б. Финкельштейн  «Вместе весело играть».

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель – Ехевич Н., М., 1990 г.

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.

  1. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2 ЧП Лакоценин С.С.  2007г. (с палочками Кьюизнера)

 

  1. Е. Панова: Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1

 

  1. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
  2. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
  3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. – М.; Воронеж,

 

“Учись играя”
Пролистать наверх