автор: Ванюкова Валентина Васильевна
учитель-логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи ” 57″ Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект логопедического занятия с элементами лего-технологии «Путешествие с Легошей» в старшей группе.
Ванюкова Валентина Васильевна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами
для детей с тяжелыми нарушениями речи № 57»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект логопедического занятия с элементами лего-технологии «Путешествие с Легошей» в старшей группе.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить акустические и артикуляционные признаки звука [С], автоматизировать звук [С] в слогах, словах;
Учить определять на слух позицию звука в слове; выполнять звуковой анализ слов типа «СОМ»;
Познакомить с буквой С.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, общую, мелкую, артикуляционную моторику, конструкторские способности.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание работать в коллективе, доводить начатое до конца, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, детали ЛЕГО DUPLO 2х2 и 2х4; готовые постройки «Легоша», «Дворец», «Поезд», столик с манной крупой, видеоролик «Танцуй» (источник: «https://www.youtube.com/playlist? list=Plnb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M»).
Демонстрационный материал: Карточки-символы красного цвета для обозначения гласных звуков, синего цвета – для обозначения согласных звуков.
Раздаточный материал: Звуковые дорожки в форме плоскостных воздушных шаров с наклеенной тесьмой разной фактуры и конфигурации, игровые поля «Разноцветные дорожки», мелкие игрушки, предметные картинки на звук [С], наборы лего, дидактическая игра «Назови сок».
Предварительная работа логопеда: Изготовление раздаточного материала, подготовка презентации.
Предварительная работа с детьми: Постройки из лего: «Легоша», Дворец», «Поезд». Дидактические игры: «Выложи слово», «Место звука в слове».
Индивидуальная работа с детьми до занятия: Дидактические игры на определение позиции звука в слове.
Индивидуальная работа с детьми на занятии: Контроль за правильным произношением звука [С] у детей.
Структура занятия:
- Вводная часть: 2 мин.
- Упражнение «Звуковая дорожка».
- Основная часть: 20 мин.
- Упражнение «Звуковичок».
- Дидактическая игра «Будь внимательным».
- Дидактическая игра «Кто живет в сказочном дворце?».
- Динамическая пауза. Координация речи с движением «Танцуй».
- Дидактическая игра «Веселый поезд».
- Дидактическая игра «Назови сок».
- Дидактическая игра «Выложи схему слова».
- Упражнение «В гостях у буквы С».
- Заключительная часть: 3 мин.
- Подведение итогов занятия.
- Педагогическая оценка деятельности детей.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию.
Упражнение «Звуковая дорожка»
Цель: закрепление артикуляционного уклада звука «С».
(Дети заходят в логопедический кабинет и располагаются вокруг стола, на котором находится Легоша, заранее собранный детьми из лего-конструктора.)
Логопед: Ребята, сегодня нас ожидает необычное путешествие с Легошей в королевство звуков. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: Пешком, на автобусе, на самолете, на воздушном шаре, на поезде и т. д.
Логопед: Предлагаю отправиться в королевство звуков на воздушном шаре. Для этого нам необходимо надуть шарики. (Дети берут плоскостные воздушные шары с наклеенной тесьмой разной фактуры и конфигурации, проводят пальчиком по дорожке, произнося звук «С-С-С»).
Дети: «С-С-С».
Логопед: Догадались, в какое королевство мы попали?
Дети: В королевство свистящих звуков.
- Основная часть:
Цель: реализация задач программного содержания.
- Упражнение «Звуковичок»
Цель: закрепление акустических и артикуляционных характеристик звука «С».
Логопед: Произнесите звук «С-С-С» еще раз и дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук «С» – свистящий, согласный, потому что при произнесении воздух встречает преграду. Он глухой, потому что голосовой моторчик не включается.
Логопед: А как это можно проверить?
Дети: Приложить ладонь к горлу и произнести «С-С-С», горлышко молчит. Логопед: Каким цветом мы обозначаем глухие звуки?
Дети: Глухие согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, на котором нарисован наушник.
Логопед: Еще каким бывает звук «С»?
Дети: Звук «С» бывает твердым и мягким.
- Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: учить выделять звук «С» в потоке речи, развивать фонематический слух.
Логопед: Ребята, наше путешествие по сказочному королевству свистящих звуков начинается. Давайте покажем Легоше, как мы научились слышать звуки. Поиграем в игру «Разноцветные дорожки». (Дети кладут перед собой игровое поле). Помогут нам друзья Легоши, лего-человечки. Если вы услышите звук «С», человечки двигаются вперед, если звук отсутствует -стоят на месте: С, Х, С, М, З, Ш, С, СА, МЫ, БУ, СЫ.
3.Дидактическая игра «Кто живет в сказочном дворце?»
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука «С» в слове.
(Дети встают из-за столов и подходят к лего-домику)
Логопед: Ребята, мы подошли к сказочному дворцу. Во дворец мы поселим только тех животных и птиц, в названии которых встречается звук «С».
Дети: Я поселю собаку, свинью, гуся, слона, лису и т.д.
Логопед: Молодцы!
- Динамическая пауза. Координация речи с движением «Танцуй».
Логопед: Давайте теперь отдохнем и потанцуем с лего-человечками.
(Включается видеоролик, дети выполняют танцевальные движения)
5.Дидактическая игра «Веселый поезд».
Цель: учить определять место звука «С» в слове, развивать фонематический слух.
(Дети подходят к лего- поезду с тремя вагончиками, на которых наклеены цифры 1, 2, 3, обозначающие количество слогов в слове).
Логопед: Дальше мы отправимся на поезде. В первом вагоне поедут предметы, в названии которых звук «С» находится в начале слова, во втором – звук «С» находится в середине слова, в третьем – звук «С» находится в конце слова.
Дети: Солдат поедет в первом вагоне, потому что звук «С» в этом слове находится в начале слова и т.д.
- Дидактическая игра «Назови сок».
Цель: образование и практическое употребление в речи относительных прилагательных, развитие грамматического чутья.
Логопед: Отдохнули, а теперь Легоша предлагает выпить сок.
(Дети возвращаются за столы, кладут перед собой карточки с изображением фруктов)
Логопед: Алина, какой сок будешь пить ты?
Дети: Я выпью апельсиновый сок. Я выпью персиковый сок и т.д.
- Дидактическая игра «Выложи схему слова».
Цель: закрепление звукового анализа слов типа СОМ.
Логопед: Как вы думаете, сколько звуков в слове «сок»?
Дети: В слове «сок» три звука.
Логопед: Назовите первый звук в этом слове.
Дети: Первый звук «С».
Логопед: Подумайте, какой второй звук в слове «сом»?
Дети: Второй звук О.
Логопед: Скажите, какой третий звук в этом слове?
Дети: Третий звук К.
Логопед: Теперь выложите схему слова (Дети из кирпичиков лего выкладывают схему слова)
8.Упражнение «В гостях у буквы «С».
Цель: знакомство с буквой «С», развитие мелкой моторики пальцев рук.
Логопед: Пришла пора познакомиться с буквой «С» (демонстрация большой и маленькой букв), из каких элементов состоят эти буквы?
Дети: Из полукруга.
Логопед: На что похожа буква «С»?
Дети: Буква похожа на овал, на откушенную сушку.
Логопед: Давайте нарисуем букву на своей ладошке, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложим из кирпичиков лего.
Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.
Логопед: Наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад.
Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось? О чем вы уже знали?