Круглый стол для родителей на тему: «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

автор: Васильева Ольга Михайловна

воспитатель МДОУ “Детский сад “Сказка” г. Надыма

Круглый стол для родителей на тему: «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Круглый стол для родителей на тему «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Вид общения с родителями: фронтальный

Форма общения: круглый стол

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

– вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы;

 – определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников;

– дать практические рекомендации по формированию любознательности.

Ход круглого стола. 

  1. Вступительное слово

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. – Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? – Ответы родителей.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

  1. Важность развития любознательности у детей. 

Что же может помочь нам развить у детей любознательность? (Ответы), и конечно Сказки, вспомним какие сказки знаем мы – взрослые? 

Игра – разминка для родителей 

  1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
              2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)
              3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
  2. Помогла нам яблонька, помогла нам печка… (Гуси –лебеди)
  3. Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)

6.Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)

7.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)

«Салат из сказок»

Педагог читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи.

  1. “… Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку…”.(“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
    2. “… Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
  2. “… Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка…”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

Психологи подчеркивают, что любознательность – это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос – удивление “что это?” ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: “познание начинается с удивления” (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

  • На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям (“что это?”).
  • На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов (“что там внутри?”) и расширение знаний о них (“для чего это нужно?”).
  • Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только “что это?”, но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.
  1. Как развить любознательность у ребёнка?

Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня характеристики, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень: настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие, оптимистичность, коммуникативность, терпение, выносливость, физическая сила, др.). Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Педагог подытоживает сказанное.

Конечно, прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляется. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.

 «Глубоко ошибаются, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», – говорил В. Сухомлинский. Согласны? (Ответы родителей).

 Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы. Игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

  Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности и познавательной активности дошкольников.

  Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

   Детская художественная литература о природе взаимодействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

  1. Подведение итогов круглого стола. Вручение памяток «Развитие любознательности у дошкольников»

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет залогом его будущих успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

  1. Заключительная часть: «Ромашка».Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании, предложения и пожелания воспитателям… (написать на лепестках ромашки).
  2. Используемые источники:
  3. Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение с детьми 2-3 лет/ Е.П. Арнаутова. -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016. -64 с.-(ФГОС ДО. Мозаичный парк).
  4. Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» [Режим доступа] http://tmndetsady.ru/pedagogam/rabotaem-po-fgos-do/rabotaem-po-mozaike/
  5. Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» [Режим доступа] http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6000.html

 

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Ферма» по программе «Мозаичный парк»

 «В гости на скотный двор»

Образовательные области«Коммуникация» (развитие речи«Здоровье»«Социум» (отгадывание загадки).

Цели: Расширять и углублять знание детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательныеразвивать мелкую моторику рук с игровым комплектом «Мозаичный парк».

Развивающиеразвитие связной речи, любознательности, усвоение словаря, развитие мышления, зрительного внимания.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Материал: комплект «Мозаика для малышей», игровой набор из дерева «Скотный двор», комплект деревянных машинок-каталок, конструктор настольный деревянный, аудиозапись «Песенка друзей».

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о домашних животных; «Козленок»«Лошадка»«Волк и семеро козлят»«Зимовье зверей» и т. д. Д/и «Чьи детки?»«Кто это»«Кто лишний». Беседа о детенышах и домашних животных и их жилищах. Рассматривание альбомов «Дикие и домашние животные», отгадывание загадок, конструирование совместное с воспитателем.

Ход занятия:

Поздороваться с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я нашла письмо, это не простое письмо, а письмо о помощи: «Дорогие ребята, у нас случилась беда. На лугах пропала трава, а в пруду вода. Помогите нам, пожалуйста. Подпись: обитатели скотного двора»

– Ребята, а вы знаете, что такое скотный двор(где живут домашние животные).

– Какие домашние животные живут на скотном дворе(корова, свинья, коза и тд)

– А кто знает, где находится скотный двор(рядом с домом).

– У нас в группе есть тоже свой скотный двор. Я предлагаю, вам сегодня отправится на скотный двор и помочь домашним животным. Но для начала давайте выберем транспорт, на котором мы свами доберемся.

Дети рассматривают транспорт и предлагают: автобус, машина, и т. д.

Воспитатель: А отправимся мы на автобусе. Ведь в машину мы все не поместимся, железной дороги в деревне нет.

Под аудиозапись «ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ» Слова: Сергей Михалков. Музыка: Михаил Старокадомский дети отправляются на автобусе на скотный двор.

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Вот сколько разных домашних животных и птиц здесь собрались!

– Почему этих животных и птиц мы называем домашними? (За ними ухаживает и кормит человек).

– Какую пользу приносят домашние животные людям? (Они дают нам яйцо, молока, мясо и пух).

– А давайте мы с вами поиграем. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы найдете на скотном дворе.

Целый день жует траву

Ночью мирно спит в хлеву

Дарит людям молоко

Белое как облако.

«Му!»-да-«Му!»-одно лишь слово

Говорит всегда (корова)

Ребенок находит корову. Активизация всех детей хором и индивидуально.

Идет, идет, бородой трясет,

Ме-ме, дай – ка вкусной травки мн-е. (коза)

Ребенок находит козу. Активизация всех детей хором и индивидуально.

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали. Все эти животные питаются травой, дают мясо, молок, шерсть. Ребята, вы наверное устали гулять по скотному двору. Давайте передохнем и сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Наши уточки с утра – Идут по кругу вперевалочку, подражая

Кря – кря- кря! Кря – кря- кря! походке уток

Наши гуси у пруда – Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и

Га – га- га! Га – га- га! отставив руки – «крылья» назад

Наши курочки в окно – Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! бьют руками по бокам

А как Петя – петушок Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано – рано поутру поднимаются на цыпочки

Нам споёт: ку – ка – ре – ку!

Воспитатель: А сейчас мы вспомним еще одних домашних животных.

Загадки

Кто вытягивает шею,

Ожидая пирога,

И бежит к тебе скорее

И гогочет«Га-га-га»(Гусь.)

Кто весь день в пруду ныряет,

Ничего не говоря,

А на берег выплывает,

Громко крякая«Кря-кря»(Утка.)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите, а как можно назвать петуха, курицу, утку, гуся? (Домашние птицы).

– Почему они домашние? (Живут рядом с человеком. Человек строит для них домики, ухаживает за ними).

– Как называются домики, в которых живут утки и куры? (Сарай, курятник).

– Давайте вспомним, что у птиц есть? (Голова, клюв, лапки, туловище, крылья).

– А какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Яйцо, мясо, перо).

Воспитатель: Курочка, петушок и цыплята клюют зернышки, сидят на жердочке. Гуси и утки водоплавающие птицы, на водоемах они не только плавают, но и добывают мелкую рыбешку, жучков, червячков.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем нас позвали домашние животные? (Помочь им). Посмотрите животные съели всю траву, у домашних птиц нет пруда. Мы им поможем, сделаем пастбище и пруд.

Воспитатель: Ребята, а кто знает каким цветом трава (зеленая). Пастбище для домашних животных сделаем зеленым.

Воспитатель: А каким цветом бывает пруд (синим). Пруд для домашних птиц сделаем синим.

Из мозаики дети собирают пастбище и пруд. Во время работы, воспитатель, помогает детям, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли домашним животным и они говорят вам спасибо! А нам пора отправляться в группу.

Под музыку возвращаемся на автобусе в группу.

Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям путешествие на скотный двор. С кем они встречались. Как эти все животные называются одним словом? Почему?

Как человек должен, относится к животным. Благодарит детей за помощь.

 

Круглый стол для родителей на тему: «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
Пролистать наверх