Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)

Автор: Вахромова Мария Вячеславовна

учитель физической культуры МБОУ г. Астрахани «СОШ № 4»

Всероссийский конкурс «Рабочая программа педагога в соответствии с требованиями ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кряжевинская ООШ»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Разиева С.П.

Протокол № ___ от 

«____»____________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 

_____________ Иноземцева Н.П.

«____»____________2020г.

«Утверждено»

Директор школы

___________Савенкова Н.А.

Приказ № ___ от 

«___»____________        2020 г.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)

Учитель: Вахромова М.В. 

2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по физической культуре в 8 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, программы В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение 2016г. по количеству часов в соответствии с учебным планом МКОУ «Кряжевинской ООШ»  на 2020 – 2021 учебный год.

Программа разработана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного курса

 Личностные результаты формируются в ходе изучения физической культуры и отражают:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • знание истории физической культуры своего народа;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности при общении и сотрудничестве;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

 Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
  • умение работать индивидуально и в группе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 Предметные результаты отражают умение ученика.

Ученик научиться:

  • понимать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в укреплении и сохранении здоровья;
  • владеть системой знаний о физическом совершенствовании человека, о умении отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
  • применять правила техники безопасности и профилактики травматизма;
  • наблюдать за динамикой своего развития и роста своих основных физических качеств и функциональных возможностей;

выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений

Содержание учебного предмета

    • Знания о физической культуре
    • История физической культуры. Олимпийские игры древности.
    • Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
  • История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Комплекс ГТО.
    • Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
    • Физическая культура в современном обществе.
    • Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
    • Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
    • Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
    • Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
    • Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
    • Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
    • Адаптивная физическая культура.
    • Спортивная подготовка.
    • Здоровье и здоровый образ жизни.
    • Профессионально-прикладная физическая подготовка.
    • Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
    • Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
    • Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
    • Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
    • Восстановительный массаж.
    • Проведение банных процедур.
    • Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
    • Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
    • Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
    • Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
    • Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
    • Организация досуга средствами физической культуры.
    • Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
    • Оценка эффективности занятий Физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
  • Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

 

  • Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
  • Подготовка к занятиям физической культурой.
  • Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт

– пауз (подвижных перемен).

  • Планирование занятий физической культурой.
  • Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
  • Организация досуга средствами физической культуры.
  • Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
  • Оценка   эффективности  занятий  физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
  • Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
  • Физическое совершенствование
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
  • Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
  • Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
  • Акробатические упражнения и комбинации.
  • Ритмическая гимнастика (девочки).
  • Опорные прыжки.
  • Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
  • Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

 

  • Легкая атлетика. Беговые упражнения.
  • Прыжковые упражнения.
  • Метание малого мяча.

 

  • Спортивные игры.

 

  • Баскетбол. Игра по правилам.
  • Волейбол. Игра по правилам.

 

  • Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
  • Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
  • Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
  • Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

 

    • Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
  • В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент

деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Легкая атлетика.

Овладение техникой спринтерского бега.

Низкий старт до 30 м. Бег с ускорением от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м. (В 9 классе – совершенствование.)

Овладение техникой длительного бега.

Бег в равномерном темпе (мальчики до 17 мин., девочки до 15 мин.). Бег на 2000 м (мальчики). Бег на 1500

м (девочки)

Овладение техникой прыжка в длину.

               Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.

Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) (девушки – с расстояния 12 – 14м, юноши – до 16м).

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперед – вверх.

Гимнастика

Освоение строевых упражнений

Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево.

Освоение общеразвивающих упражнений(ОРУ) без предметов на месте и в движении.

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. 0бщеразвивающие упражнения в парах (обучение и совершенствование).

Освоение общеразвивающих упражнений с предметами.. С предметами и без предметов.

Освоение и совершенствование висов и упоров.

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа.

Освоение опорных прыжков.

 Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см). Девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см).

Освоение акробатических упражнений.

Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок, стойка на голове и руках. Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.

Самостоятельные занятия.

 Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила само- контроля. Способы регулирования физической нагрузки (обучение и совершенствование).

Овладение организаторскими способностями.

 Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений.

 

Знания о физической культуре.

 Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнихзаданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающихся лыжным спортом. Техника безопасности на занятиях. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Баскетбол      

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений — перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение (обучение и совершенствование).

Освоение ловли и передач мяча.

Совершенствование в освоенных упражнениях.

Освоение тактики игры.

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 в одну корзину. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». Со- вершенствование уже освоенного.

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 Игра по упрощенным правилам баскетбола. Совершенствование уже освоенного.

Волейбол.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

Освоение техники приема и передач мяча.

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

Освоение техники приема и передач мяча.

 Игра по правилам волейбола.

Освоение техники нижней, верхней прямой подачи.

Нижняя, верхняя прямая подача мяча. Прием подачи.

Освоение техники прямого нападающего удара.

                  Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры.

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций игроков.

Развитие физических качеств

Развитие координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, спо- собностей к согласованию и ритму.

Упражнения по овладению и совершенствованию техникой перемещения и владения мячом; бег с

изменением направления, скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, упражнения на быстроту и точность реакции; прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.

Развитие выносливости.

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 12 до 20 мин.

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей 

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение  мяча ввысокой, средней и низкой стойках с максимальной частотой в течение 7-10с подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча.

  • Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
  • Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
  • Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление

здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно- ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

  • Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
  • Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
  • Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
  • Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических

качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
Базовая часть(72ч.)
1 Основы знаний о физической культуре. В ходе уроков
1.1 Легкая атлетика 18
1.2 Спортивные игры (баскетбол) 18
1.3 Спортивные игры (Волейбол) 18
1.4 Гимнастика с элементами акробатики 18
Вариативная часть (30ч.)
2 Легкая атлетика 6
2.1 Спортивные игры (баскетбол) 9
2.2 Спортивные игры (волейбол) 12
2.3 Гимнастика  3
Итого 102

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата Тема урока и раздела Кол-во часов
План  Факт
Что вам надо знать
1 Физическое развитие человека 1
2 Самонаблюдение и самоконтроль 1
3 Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность 1
4 Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений 1
5 Личная гигиена 1
6 Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах 1
7 Совершенствование физических способностей 1
8 Адаптивная физическая культура 1
9 Профессионально-прикладная физическая подготовка 1
10 История возникновения и формирования физической культуры 1
11 Физическая культура и олимпийское движение в России (СССР) 1
12 Возрождение олимпийских игр и олимпийского движения 1
Легкая атлетика
13 Овладение техникой спринтерского бега 1
14 Овладение техникой спринтерского бега 1
15 Овладение техникой прыжка в длину 1
16 Овладение техникой прыжка в длину 1
17 Овладение техникой прыжка в высоту 1
18 Овладение техникой прыжка в высоту 1
19 Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 1
20 Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 1
21 Развитие скоростно-силовых способностей 1
22 Развитие скоростно-силовых способностей 1
23 Знание о физической культуре 1
24 Самостоятельные занятия 1
25 Самостоятельные занятия  1
26 Овладение организаторскими умениями 1
27 Овладение организаторскими умениями 1
Гимнастика
28 Освоение строевых упражнений (теория) 1
29 Освоение строевых упражнений 1
30 Кувырок вперед и назад 1
31 Стойка на лопатках 1
32 Акробатические соединения 1
33 Акробатические соединения из 2-3 элементов 1
34 Акробатические соединения из 4-5 элементов 1
35 Вис согнувшись, вис прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки). 1
36 Подтягивание в висе лежа – дев. Поднимание прямых ног в висе – мал. Наклон вперед из положения стоя. 1
37 Подтягивание в висе лежа – дев. Поднимание прямых ног в висе – мал. Наклон вперед из положения стоя. 1
38 Мост из положения лежа и стоя 1
39 Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях 1
40 Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях 1
41 Упражнения на бревне. 1
42 Упражнения на бревне. 1
43 Лазание по канату 1
44 Лазание по канату в два приема 1
45 Опорный прыжок 1
46 Опорный прыжок 1
47 Прыжки со скакалкой 1
Баскетбол
48 Стойка и передвижения игрока 1
49 Ведение мяча на месте. 1
50 Ведение мяча в движении 1
51 Стойки и повороты 1
52 Передача мяча на месте 1
53 Передача мяча на месте 1
54 Ведения мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте 1
55 Броски мяча одной и двумя руками 1
56 Ведение мяча с изменением скорости 1
57 Ведение мяча с изменением скорости 1
58 Ведения мяча с изменением направления 1
59 Ведения мяча с изменением направления 1
60 Броски мяча в кольцо 1
61 Учебно-тренировочная игра 1
62 Учебно-тренировочная игра 1
63 Развитие координационных способностей 1
64 Развитие скоростно-силовых качеств 1
65 Развитие скоростно-силовых качеств 1
66 Комплексное развитие психомоторных способностей 1
Волейбол
67 Основы волейбола. Техника безопасности при игре в волейбол 1
68 Верхняя передача мяча 1
69 Верхняя передача мяча 1
70 Нижняя прямая подача мяча 1
71 Нижняя прямая подача мяча 1
72 Учебно-тренировочная игра 1
73 Учебно-тренировочная игра 1
74 Учебно-тренировочная игра 1
75 Развитие выносливости 1
76 Развитие выносливости 1
77 Развитие координационных способностей 1
78 Развитие координационных способностей 1
79 Развитие скоростных качеств 1
80 Развитие скоростных качеств 1
81 Развитие скоростно-силовых качеств 1
82 Развитие скоростно-силовых качеств 1
83 Освоение техники прямого нападающего удара 1
84 Освоение техники прямого нападающего удара 1
85 Техника владения мячом и развитие координационных способностей 1
86 Техника владения мячом и развитие координационных способностей 1
87 Техника перемещения, владение мячом и развитие координационных способностей 1
88 Техника перемещения, владение мячом и развитие координационных способностей 1
89 Освоение тактики игры 1
90 Освоение тактики игры 1
91 Знание о спортивной игре 1
92 Самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой 1
93 Самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой 1
94 Овладение организаторскими умениями 1
95 Овладение организаторскими умениями 1
Развитие двигательных способностей
96 Основные двигательные способности (гибкость) 1
97 Основные двигательные способности (сила) 1
98 Основные двигательные способности (быстрота) 1
99 Основные двигательные способности (выносливость) 1
100 Основные двигательные способности (ловкость) 1
101 Организация и проведение пеших туристических походов.

Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе (теория)

1
102 Организация и проведение пеших туристических походов.

Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе

1

 

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Пролистать наверх