Сценарий шашечного турнира «Незнайка учится играть в шашки»

автор: Водопьянова Валерия Викторовна

Инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад 46 “Надежда”, г.Норильск

Сценарий шашечного турнира «Незнайка учится играть в шашки»

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

СЦЕНАРИЙ ШАШЕЧНОГО ТУРНИРА

«НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ ИГРАТЬ В ШАШКИ»

Автор: инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории

Водопьянова Валерия Викторовна

г. Норильск, 2023 год

Шашечный турнир в подготовительных группах

«Незнайка учится играть в шашки»

Цель и задачи: 

  1. Создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
  2. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  3. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  4. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа: 

  1. Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.
  2. Составить жюри, назначить ответственного за награждение.
  3. Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

 

Правила шашечного турнира

Начинают играть сразу все участники. Судьи следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, судьи определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.

Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.

 

Ход мероприятия:

/Звучит музыка, дети входят в патриотический зал, и садятся за столы. 

Ведущий презентует материал через интерактивную доску/

Ведущий: Приветствую вас, ребята, на турнире по игре в русские шашки.

Слайды: Игры, подобные современным шашкам были известны еще в глубокой древности. Так, при раскопках в Египте обнаружена древняя «шашечная» доска с похожими друг на друга фишками и несколько изображений, запечатлевших игроков в процессе игры. В «Египетские шашки» играли простые люди, и знать – вплоть до фараонов. Причем иногда за неимением доски игра велась прямо на земле, где от руки расчерчивали сетку.

В средневековой Европе умение играть в шашки было составной частью рыцарского воспитания.

Как показывают, раскопки в шашки играли и в Киевской Руси. Фигуры делались из глины, стекла, кости.

Наполеон Бонапарт  предпочитал шашки шахматам, черпая в этой игре стратегию ведения боя. Известно, что он никогда не расставался с перламутровой доской.

Шашки – игра вежливых, тактичных и приятных собеседников, уважающих друг друга. Игравшие в 19 в. в шашки придерживались определенных правил поведения. Перед началом игры право выбора цвета  предоставлялось старшему по возрасту. А при игре дамы с кавалером право выбора цвета оставалось за  дамой. 

/Звучит музыка, вбегает Незнайка/

Незнайка: Ой, куда это я попал?

Ведущий: Ты попал в шашечную страну. Здесь сегодня будут соревноваться в мастерстве игры в шашки.

Незнайка: Шашки – это, наверное, скучно!

Ведущий: Вовсе нет. Ребята, расскажите Незнайке, что нам дают шашки? Что развивают? (ответы детей)

Ведущий:  На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. 

Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.  Наши ребята познали основы гениальной игры в шашки. Слушай, Незнайка, а хочешь научиться играть в шашки?

Незнайка: А что, я очень способный.

Ведущий: Ребята, научим играть Незнайку? (ответ детей) Хорошо! Тогда поднимайтесь из-за столов, строимся, и проходим в центр «Юный академик»

/Дети выстраиваются перед столом с жеребьевкой/

Ведущий: Для начала, Незнайке нужно рассказать правила игры, а мы их заодно повторим.  Помогите мне назвать правила игры: 

Правила русской игры в шашки-игра «Доскажи слово»

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь вперед!

4) Знают все: и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

Ведущий: И вот еще несколько правил: 

Тронул – ходи. Если игрок, за которым очередь хода, дотронулся до какой-либо шашки, которой можно сделать ход, он обязан пойти ею.

 Взятие шашки соперника является обязательным. 

Партия считается законченной:

если у соперника не осталось ни одной фишки;

если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

Ведущий: Пора открывать Турнир.

/Методом жеребьевки формируем пары/

Ребенок подходит к столу и выбирает любой шар с номером 

и садится за стол на место с таким же номером

Ведущий: – пожатие рук перед началом игры

                   – играть тихо, не выкрикивая и споря

                   – после завершения игры, поблагодарить друг друга.

Ведущий: Соревнования начинаются. 

/Звук гонга, классическая музыка/

Во время соревнования судьи наблюдают за ходом игры, итог игры между участниками передается инструктору по физической культуре в протокол. 

После первого тура идет подсчет результатов, в это время, Незнайка забирает детей на эстафету.

Эстафета «Прокати шашку в тачке»

Дети берут в руки тачку, внутри неё – шашка. Участник бежит до финиша с тачкой, и возвращается с ней к старту, передавая следующему участнику.

Незнайка: О! Вот и результаты! Стройтесь, кажется, сейчас будет второй тур!

 

/По итогам первого тура, инструктор рассаживает участников за столы, по заработанным очкам на второй тур. Звук гонга. Классическая музыка/

После второго тура идет подсчет результатов, в это время, Незнайка забирает детей на эстафету.

Эстафета «Шашечная крепость»

У детей в руках по шашке. По сигналу Незнайки участник бежит до финиша, оставляет шашку и бежит на линию старта пустым, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, у кого шашки выстроены в высокую крепость.

Незнайка: Ура! Мы готовы услышать результаты второго тура! 

 

/По итогам второго тура, инструктор рассаживает участников за столы, по заработанным очкам на третий тур. Звук гонга. Классическая музыка/

После третьего тура идет подсчет результатов, в это время, Незнайка забирает детей на музыкальную игру.

 

/По окончании соревнования определяются победители/

Ведущий: Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире. Незнайка, хочешь назвать победителей нашего соревнования?

Незнайка: Конечно, хочу! 

 

Награждение: Все участники шашечного турнира награждаются грамотами и подарками.

 

Сценарий шашечного турнира «Незнайка учится играть в шашки»
Пролистать наверх