Конспект урока литературного чтения в 4 классе, УМК “Планета знаний”, тема урока “С. Я. Маршак, “Старуха, дверь закрой!”

Автор: Войнова Людмила Васильевна

учитель БОУ г. Омска “СОШ № 129”

Конспект урока литературного чтения в 4 классе, УМК “Планета знаний”, тема урока “С. Я. Маршак, “Старуха, дверь закрой!”

Тема урока: Самуил Яковлевич Маршак, народная сказка «Старуха, дверь закрой!»

Тип урока:  Урок чтения и осмысления произведения ;

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать героев произведения.

Метапредметные: 

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый героями сказки, , высказывать стремление пользоваться им в своей жизни.

Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», музыкальный центр, распечатки таблицы для характеристики персонажей , ребусы, портрет писателя, , памятка для рефлексии

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие. Проверка рабочего места)

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Напомните, с творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?

– Что вам показалось интересным в биографии писателя? Что запомнилось?

  • Где родился?
  • Когда начал сочинять стихи?
  • Почему Чуковский говорил о 5-ти Маршаках?
  • Какие произведения Маршака вы знаете?

-Самуил Яковлевич Маршак – поэт, переводчик, драматург, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.

 

-Немало книжек выпущено мной, 

Но все они умчались, точно птицы. 

И я остался автором одной 

Последней, недописанной страницы.

-В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:

“Признаться, я очень редко бывал “хорошим мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал”. Но Маршак был очень старательным и любил учиться.

 

  1. 3. Постановка темы урока. Целеполагание.

 – Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Маршака.

 

-Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, о чем и о ком пойдет в ней речь?

-Разгадайте ребусы и догадайтесь, какого слова в названии не хватает.

 

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока?  Чего бы хотели достигнуть?

 

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала

-Давайте откроем учебник на стр. 64 и начнем знакомиться с новым произведением. Как автор определил жанр своего произведения? 

-Почему сказка народная, если у нее есть автор? (Маршак пересказал английскую народную сказку, изменив ее)

-Давайте начнем знакомиться с содержанием,  попробуем поставить себя на место автора и  предположим, как будут развиваться события

    1-2 четверостишия: 

О чем узнали? Почему была открыта дверь?

 – Как поступят герои дальше?

 3 четверостишие: 

Угадали  ли мы, как поступит старуха?

– Что будет дальше?

4-5 – Что придумал старик? Зачем? 

Приходилось ли вам оказываться в такой ситуации? Трудно молчать? 

Как вы думаете, кто выиграет в этом споре?

6-7 –  К чему привел спор? Как бы вы повели себя в этой ситуации? 

8-10 

-Как развиваются события? 

-Почему молчат хозяева?

– Как вам кажется, чем все закончится?

11-12   Правильно ли мы угадали финал  сказки? Кто проговорился? Почему? Как бы вы поступили на месте хозяев? Чем закончилась сказка?

 

-Ваши первые впечатления: 

 

ФИЗМИНУТКА

 

  1. Первичное закрепление (работа в парах) 

-Мы с вами уже неоднократно давали характеристику персонажам лит. произведения.  Сейчас вы попробуете сделать это в парах. Перед вами лежат листы с таблицей. Давайте запишем действующих лиц сказки. Запишите каждому из них несколько слов-характеристик, а потом мы сравним, что получилось. Каждую характеристику надо подтвердить словами из текста.

 

– Как вы думаете,  достаточно ли того, что вы один раз прослушали сказку? –Нет? Тогда сначала перечитайте ее вместе по 1 четверостишию. 

-Для тех, кому сложно – можно использовать справочный материал (с обратной стороны карточки)

 

Карточка: 

Характеристика героев сказки С.Я.Маршака «Старуха, дверь закрой!»

Старик Старуха Автор

 

Обратная сторона карточки

глупый,  умный, ленивый, трудолюбивый, мудрый, насмешливый,  несговорчивый, упрямый, грубый, хвастливый,  терпеливый, спокойный, сварливый, скандальный, неуступчивый,  добрый, покладистый,

ласковый, хитрый, вежливый,  ворчливый, гостеприимный

 

  1. Систематизация и обобщение

А теперь, когда мы разобрались с характерами наших героев, давайте  поставим исполнительские задачи для выразительного чтения

 

Прослушивание аудиозаписи : С.Я. Маршак читает сказку «Старуха, дверь закрой!»

 

Деление на группы по цветным карточкам. Тренировка чтения по ролям в группах

 

  1. Контроль: выразительное чтение по ролям. Самооценка. Оценка товарищей.

 

  1. Итог урока: выполнены ли поставленные цели?

 

  1. Рефлексия:

-Давайте оценим наш урок, опираясь на памятку

 

Д.З. по выбору: отрывок наизусть 

                           выразительное чтение

                          иллюстрирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока литературного чтения в 4 классе, УМК “Планета знаний”, тема урока “С. Я. Маршак, “Старуха, дверь закрой!”
Пролистать наверх