Автор: Войнова Людмила Васильевна
учитель БОУ г. Омска “СОШ № 129”
Конспект урока литературного чтения в 4 классе, УМК “Планета знаний”, тема урока “С. Я. Маршак, “Старуха, дверь закрой!”
Тема урока: Самуил Яковлевич Маршак, народная сказка «Старуха, дверь закрой!»
Тип урока: Урок чтения и осмысления произведения ;
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый героями сказки, , высказывать стремление пользоваться им в своей жизни.
Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», музыкальный центр, распечатки таблицы для характеристики персонажей , ребусы, портрет писателя, , памятка для рефлексии
Ход урока:
- Организационный момент. (Приветствие. Проверка рабочего места)
2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
–Напомните, с творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?
– Что вам показалось интересным в биографии писателя? Что запомнилось?
- Где родился?
- Когда начал сочинять стихи?
- Почему Чуковский говорил о 5-ти Маршаках?
- Какие произведения Маршака вы знаете?
-Самуил Яковлевич Маршак – поэт, переводчик, драматург, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.
-Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
-В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:
“Признаться, я очень редко бывал “хорошим мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал”. Но Маршак был очень старательным и любил учиться.
- 3. Постановка темы урока. Целеполагание.
– Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Маршака.
-Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, о чем и о ком пойдет в ней речь?
-Разгадайте ребусы и догадайтесь, какого слова в названии не хватает.
-Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Чего бы хотели достигнуть?
- Первичное восприятие и усвоение нового материала
-Давайте откроем учебник на стр. 64 и начнем знакомиться с новым произведением. Как автор определил жанр своего произведения?
-Почему сказка народная, если у нее есть автор? (Маршак пересказал английскую народную сказку, изменив ее)
-Давайте начнем знакомиться с содержанием, попробуем поставить себя на место автора и предположим, как будут развиваться события
1-2 четверостишия:
–О чем узнали? Почему была открыта дверь?
– Как поступят герои дальше?
3 четверостишие:
–Угадали ли мы, как поступит старуха?
– Что будет дальше?
4-5 – Что придумал старик? Зачем?
–Приходилось ли вам оказываться в такой ситуации? Трудно молчать?
–Как вы думаете, кто выиграет в этом споре?
6-7 – К чему привел спор? Как бы вы повели себя в этой ситуации?
8-10
-Как развиваются события?
-Почему молчат хозяева?
– Как вам кажется, чем все закончится?
11-12 Правильно ли мы угадали финал сказки? Кто проговорился? Почему? Как бы вы поступили на месте хозяев? Чем закончилась сказка?
-Ваши первые впечатления:
ФИЗМИНУТКА
- Первичное закрепление (работа в парах)
-Мы с вами уже неоднократно давали характеристику персонажам лит. произведения. Сейчас вы попробуете сделать это в парах. Перед вами лежат листы с таблицей. Давайте запишем действующих лиц сказки. Запишите каждому из них несколько слов-характеристик, а потом мы сравним, что получилось. Каждую характеристику надо подтвердить словами из текста.
– Как вы думаете, достаточно ли того, что вы один раз прослушали сказку? –Нет? Тогда сначала перечитайте ее вместе по 1 четверостишию.
-Для тех, кому сложно – можно использовать справочный материал (с обратной стороны карточки)
Карточка:
Характеристика героев сказки С.Я.Маршака «Старуха, дверь закрой!»
Старик | Старуха | Автор |
Обратная сторона карточки
глупый, умный, ленивый, трудолюбивый, мудрый, насмешливый, несговорчивый, упрямый, грубый, хвастливый, терпеливый, спокойный, сварливый, скандальный, неуступчивый, добрый, покладистый,
ласковый, хитрый, вежливый, ворчливый, гостеприимный |
- Систематизация и обобщение
– А теперь, когда мы разобрались с характерами наших героев, давайте поставим исполнительские задачи для выразительного чтения
Прослушивание аудиозаписи : С.Я. Маршак читает сказку «Старуха, дверь закрой!»
Деление на группы по цветным карточкам. Тренировка чтения по ролям в группах
- Контроль: выразительное чтение по ролям. Самооценка. Оценка товарищей.
- Итог урока: выполнены ли поставленные цели?
- Рефлексия:
-Давайте оценим наш урок, опираясь на памятку
Д.З. по выбору: отрывок наизусть
выразительное чтение
иллюстрирование