Программа “Обучающий лэпбук”

Автор: Волдырева Любовь Владимировна

заведующий отделением социальной реабилитации ГБУСОН РО “СРЦ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА”

Программа “Обучающий лэпбук”

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних Белокалитвинского района»

«Утверждаю»
Директор
ГБУСОН РО «СРЦ
Белокалитвинского района»
__________ А. Н.Герасимов

Программа дополнительного образования
«Обучающий лэпбук»

Разработал:
Волдырева Любовь Владимировна
заведующий отделением социальной реабилитации
ГБУСОН РО «СРЦ Белокалитвинского района»

г. Белая Калитва
2020г.

План

Пояснительная записка.
Актуальность.
Новизна.
Условия реализации программы.
Педагогическая целесообразность.
Цель и задачи.
1.6. Формы и методы работы.
Учебно – тематический план.
Содержание программы.
Критерии оценки знаний.
Ожидаемые результаты.
Материальное обеспечение программы.
Используемая литература.

Пояснительная записка
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В.А.Сухомлинский.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что- то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по- своему, лучше.Именно поэтому, я выбрала тему в новом творческом направлении лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Актуальность программы.
Лэпбук – это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. Методика создания лэпбука, как и сама проектная деятельность, была изобретена США. Техника заключается в освоении множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества, что пробуждает у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов
Новизна.
Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги, аппликации, раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанника творческого потенциала, учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации – 1 год (72 часа в год, 2 раза в неделю). Возраст воспитанников и срок реализации программы обеспечивают успешность реализации программы как вида внеурочной деятельности в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Педагогическая целесообразность:
– Ребенок как с помощью воспитателя, так и самостоятельно собирает
нужную информацию.
– Структурирует большой объем данных.
– Побуждает интерес у детей к познавательному развитию.
– Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым.
– Развивает креативность и творческое мышление.
– Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

1.5. Цель: развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие способности посредством техники лэпбук.

Задачи программы:
– Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности.
– Сформировать стремление получать новую информацию и структурировать ее при создании лэпбука.
– Сформировать чувство ответственности за свои поступки;
– Развивать внимательность, наблюдательность и творческое мышление.
– Развивать любознательность и наблюдательность.
– Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).
– Воспитывать чувство товарищества и чувство личной ответственности.
– Воспитывать и развивать эстетический вкус.
-Воспитывать уверенность в собственных силах.
-Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность.
-Прививать аккуратность и дисциплинированность;
-Прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей.

1.5. Формы и методы работы
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Методы обучения:
– Наглядные (показ, исполнение педагогом; работа по образцу)
репродуктивный (воспроизводящий);
– Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
– Метод проблемного изложения
( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
– Частично – поисковый (заключается в организации активного поиска способа решения выдвинутых воспитателем проблем);
– Практические (этот методы, с помощью которых воспитатель придает познавательной деятельности детей, усвоение новых знаний и умений);
– Исследовательские (овладения детьми методами самостоятельной творческой работы).

Учебно- тематический план
№ п/п
Тема
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Лэпбук на свободную тему.
2 ч
4 ч
2.
Военные праздники.
День защитника Отчества.
1 ч
5 ч
3.
«Для любимых женщин».
1 ч
5 ч
4.
ЗОЖ.
1 ч
5 ч
5.
«Герои Великой Отечественной войны».

1 ч
5 ч
6.
«Символика моей страны».

1 ч
5 ч
7.
«Моя семья».

1 ч
5 ч
8.
«Детский спорт в России».

1 ч
5 ч
9.
«Правила дорожного движения».

1 ч
5 ч
10.
«Золотая осень».

1 ч
5 ч
11.
«Праздник мам».

1 ч
5 ч
12.
Итоговое занятие.
« Новогодние чудеса».
1 ч
5 ч

Всего:
13
59

Всего:
72

Содержание программы
1.Вводное занятие. Лэпбук на свободную тему.
Теория:
– Введение в программу дополнительного образования, знакомство с основными терминами и понятиями лэпбука.
– Требования к поведению воспитанников во время занятий.
– Соблюдение порядка на рабочем месте.
– Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика:
– Подготовка плана-чертежа лэпбука.
– Изготовление с детьми простейших элементов лэпбука.
2. Военные праздники. День защитника Отечества.
Теория:
– Беседа о том, как появился праздник День защитника Отечества. В ходе беседы дети разгадывали загадки на военную тематику.
– Знакомство детей с военными чинами.
– Рассказ о героях России.
Практика:
– Подготовка плана-чертежа лэпбука.
– Художественное обрамление лэпбука камуфляжными пятнами.
– Изготовление элементов лэпбука:
вращающийся картонный круг для календаря;
конверты с городами-героями, загадками;
моделирование из бумаги путем складывания оригами объемной военной рубашки;
прорезание на ватмане рамок для вставки военных фотографий;
пришивание на пуговицы военных раскрасок и обромление их атласной лентой;
складывание гармошек из цветной бумаги со стихами;
вырезание и закрепление на ватман цветных полосок с пословицами.
3. «Для любимых женщин».
Теория:
– Рассказ воспитателя о празднике 8 марта, об известных женщинах России.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
объемные цветы из цветной бумаги;
вырезание букв из обоев;
конверты с ажурной лентой, объемными бабочками, в которые входили
(приметы весны и стихотворения о весне и празднике 8 марта);
моделирование из бумаги путем складывания женской объемной сумочки;
элементов женского гардероба (туфли, шляпа, сумочки);
пустых полосок – смайликов для пожеланий;
объемный кармашек из рифленой бумаги, в которых воспитанники должны оставить свои пожелания любимым женщинам;
цветка путем складывания лепестков и размещения на них фотографий известных женщин России;
вырезание и закрепление на ватман полосок- прямоугольников с биографиями известных женщин (Анна Ахматова, Елена Исинбаева, Валентина Терешкова и т.д);
закрепление элементов украшения путем прокалывания ватмана и продевания атласной ленты.
4. ЗОЖ.
Теория:
– Беседа о здоровом образе жизни.
– Знакомство детей с режимом дня, витаминами, пословицами, поговорками и загадками о ЗОЖ.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление ватмана красками.
– Изготовление элементов лэпбука:
конверты – восьмигранники разворачивая которые, мы будем видеть витамины;
прозрачные прямоугольные конверты с обрамлением, в которых нужно будет построить правильный режим дня;
обычные конверты « Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни»;
объемный кармашек с вырезанными деталями спортивного инвентаря;
вырезание с журнала и закрепление на ватман рисунка детей
« Приклей нужный спортивный инвентарь каждому из них»;
сгибание ватмана по бокам, прокалывание отверстий для продевания атласной ленты.
5. «Герои Великой Отечественной войны».
Теория:
– Рассказ воспитателя о героях Великой Отечественной войны.
– Знакомство детей с военной техникой, детьми – героями войны, памятными местами.
– Беседа об участниках ВОВ-членами их семьи.
Практика:
– Подготовка плана-чертежа лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
книжка- раскладушка « Их именами названы улицы города»;
кармашек « Награды войны». Содержит карточки с описанием о самых известных наградах, присуждаемых во время ВОВ;
кармашек «Фото из семейного архива»;
кармашек «Герои войны». Содержит карточки об известных героях войны с описанием их подвигов;
конверт «Военная техника». Включены картинки для рассматривания с изображением разной военной техники;
кармашек «Военные памятники». Представлены фотографии некоторых памятников и информация о них.
6. «Символика моей страны».
Теория:
– Знакомство детей с флагом, гимном, гербом России.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественной оформление ватмана изображением на нем флага России.
– Изготовление элементов лэпбука:
мини – книжка « Рассказы о России»;
кармашек с карточками « Символика России»;
кармашек « Стихи о патриотической символике России»;
конверт « Пословицы на патриотическую тематику»;
размещение на ватман гимна России в виде вертикального прямоугольника.
7. «Моя семья».
Теория:
– Беседа на тему « Моя семья».
– Знакомство детей с такими понятиями и терминами, как семья, забота, внимание, доброта, понимание, уют, уважение.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
разноцветные кармашки «Домашние дела» (картинки кто чем может заниматься (играет в футбол, печет пирожки, читает книги, катается на коньках, ходит в магазин и т.д);
фигурные конверты (игры «Составь свою семью», «Собери портрет- пазл»);
фигурные книжки- раскладушки « Загадки и пословицы о семье».
8. «Детский спорт в России».
Теория:
– Беседа с детьми « Что такое спорт?».
– Знакомство детей с понятием – спорт, значением спорта в жизни человека.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
синий кармашек « Подбери инвентарь к виду спорта»;
красный конверт « Загадки о спорте»;
фигурный конверт « Картотека зимних игр» (постоянно обновляется);
конверт – восьмигранник с фотографиями « Зимние виды спорта»;
голубой фигурный кармашек « Одень спортсменку»;
мини – книжка « Спортивные раскраски».
9. «Правила дорожного движения».
Теория:
– Рассказ воспитателя о правилах дорожного движения.
– Знакомство детей с терминами и понятиями ПДД.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
кармашек « Стихи о дорожных знаках», « Ребусы»;
мини – книжка « Раскрась знак» (Раскраски по ПДД);
фигурный конверт « Кроссворд» (постоянно обновляется);
конверт « Физминутки по ПДД»;
складывание гармошек из цветной бумаги с загадками;
фигурный конверт «Дорожные знаки»;
конверт « Веселые вопросы» (Викторины по ПДД, постоянно обновляются);
отрывающиеся фигурные цветные полоски « Продолжи пословицу»;
конверт « Советы светофора»;
кармашек ( Дидактическая игра « Собери светофор по порядку цвета».
10. «Золотая осень».
Теория:
– Беседа по теме « Золотая осень».
– Знакомство детей с временем года осень и с ее характерными признаками.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
горизонтальные блокноты с загадками и пословицами;
вертикальный блокнот – перевертыш (для записи понравившихся детям стихов об осени);
кармашек с картинками «Приметы осени», игры «С какого дерева листик», « Какого цвета осень»;
журнал наблюдений за погодой;
вращающийся картонный круг для календаря природы;
мини – кармашек: викторина « Овощи, фрукты»;
изготовление 2 корзинок из цветной бумаги для распределения овощей и фруктов.
11. «Праздник мам».
Теория:
– Беседа о том, как появился праздник День матери.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
конверт « Стихи для мамы»;
объемная ромашка из бумаги « Напиши пожелание маме»;
кармашек « Пословицы о маме»;
фигурный конверт из бархатной бумаги с объемными аппликациями в виде бабочек « Загадки о маме»;
прозрачный кармашек с ажурной лентой с дидактической игрой «Помоги маме навести порядок».
12. Итоговое занятие. « Новогодние чудеса».
Теория:
– История появления праздника « Новый год».
– Знакомство детей с приметами зимы.
– Рассказ воспитателя о том, чем отличается Санта- Клаус от Деда Мороза.
Практика:
– Подготовка плана – чертежа лэпбука.
– Художественное оформление фона лэпбука.
– Изготовление элементов лэпбука:
объемная елочка 3D из цветной бумаги на которой помещены новогодние шары с желаниями детей;
мини – книжка « Найди отличия»;
конверт – восьмигранник « Загадки с елочки»;
фигурный блокнот в форме елочки « Новогодние стихи»;
кармашек с разрезанными картинками. Игра – пазл «Откуда фрагмент»;
полоски – гармошки « Из истории праздника»;
фигурный конверт « Интересные факты про Новый год».

Критерии и оценки знаний
Прямые:
– теоретический уровень знаний;
– степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами и приспособлениями;
– применение полученных знаний на практике;
– соблюдение технических и технологических требований;
– качество изготовления изделия по внешнему виду готового изделия;
– изготовление изделия в установленные нормы времени;
– соблюдение правил техники безопасности.
Косвенные:
– экономия материалов;
– желание трудиться;
– познавательная активность и творческий подход;
– самостоятельность;
– партнерские отношения при совместной работе.

Ожидаемые результаты:

Развитие навыков:
правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
технику и основные приемы оригами, конструирования, объемной аппликации;
определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», «конструирование».
свойства материалов, с которыми они работают (бумага, картон, фольга, ткань, искусственные материалы);
Развитие умений:
работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
использовать в работе приемы различных техник (оригами, конструирование, объемная аппликация);
использовать схемы при изготовлении поделок;
подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
творчески подходить к выполнению задания;
видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Материальное обеспечение программы.

Канцелярский нож, ватман, линейка спирограф, циркуль, краски акварель, гуашь, трафареты, фломастеры, карандаши, картон, цветная бумага, транспортир, степлер, дырокол, канцелярские кнопки, канцелярский клей, канцелярские прищепки, скрепки, ПВХ конверты, кольца для блокнотов, атласная лента.

Используемая литература

Бахметьев А., Т.Кизяков “ Умелые ручки”.Росмэн, 1999.
Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Докучаева Н. “Поделки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл.
Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
Нагибина М.И.“Поделки из природных материалов . Ярославль, «Академия Развития», 1997.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Гусакова М.А. “Конструирование объемных элементов своими руками”. М., Сфера, 2000.
Гатовская Д.А « Лэпбук как средство обучения».
Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – накопительная книга», журнал « Обруч № 4 2015 год.
www.tavika.ru « Как сделать лэпбук».

Программа “Обучающий лэпбук”
Пролистать наверх