Урок математики “Периметр прямоугольника” 4 класс УМК “Планета знаний”

Автор: Волкова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска “Средняя общеобразовательная школа № 129”

Урок математики “Периметр прямоугольника” 4 класс УМК “Планета знаний”

Предмет: математика.

Класс: 4-й 

Тема урока: Периметр многоугольника

Тип урока: комбинированный

Форма: урок – путешествие.

Программа: «Планета знаний

Раздел учебника: «Длина и её измерение»

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Время проведения: октябрь 2017– 2018 уч. год

Учебник: «Планета знаний», учебник математики для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы  М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова – М.: «Издательство Астрель, 2008.- с.58-59

Цель урока: 

Образовательная:

– показать, как вычислить периметр многоугольника;

– учить выражать ответы в более крупных единицах длины;

– совершенствовать умения составлять выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами.

 

Развивающая: развитие восприятия, наблюдательности внимания, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать обобщать, развитие логики, навыков вычисления периметра многоугольника, развитие математической речи, критического и практического мышления.

 

Воспитательная: воспитание интереса к математике, познанию, творчеству, воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия, аккуратности, чувства дружбы и товарищества.

 

УУД:

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: формировать умение находить периметр многоугольника.

Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнера.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Оборудование: 

– учебник «Математика. 4 класс»/ М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова. -М.:Астрель,2010г.

  • раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;
  • оценочные листы;
  • индикаторы для обратной связи;

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная
  • в парах
  • индивидуальная

 

Ход урока:

  1. Организационный момент:

 – С хорошим настроением начинаем наш урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи, успехов.  Садитесь.

– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спинка? – Прямая!

 

 Открыли тетради , записали число и классная работа.

 

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку.
– А для чего люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое.)

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку радостно встречай!

-Начинаем нашу работу с устного счета, который и поможет определить, в какую страну мы попадем.

 

  1. Устный счет: 

Единицы измерения какой величины записаны? (Длины)

 Заполним пропуски:

1м=…см

1 м =  …дм

1дм =…..см

1см= …мм

1дм=….мм

1м=…мм

– Расположите  величины в порядке их возрастания:

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово 

С    Т    Р    А    Н    А
165см 3м5дм 40 дм8см 7м30 см 975 дм
Ч У Д Е С

 

– Умнички, мы с Вами действительно попали сегодня в удивительную Страну Чудес! А гости нашего урока – девочка Алиса и её друзья.

 

III  Актуализация имеющихся знаний:

Создание проблемной ситуации

 

 Выходит Алиса с заготовкой для открытки и тесьмой и плачет. 
Учитель: 
– _ Что случилось, Алиса? Почему ты плачешь? 
Алиса: 
_Скоро будет праздник День мамы. Я хочу сделать открытку и украсить её тесьмой. Я не знаю, сколько понадобится ленты. 
Учитель: 
 – Ребята, сможем ли мы помочь Алисе? (Да) 

 

На столах у вас лежат геометрические фигуры. Как они называются? (Прямоугольники). Это заготовки для открытки.

Практическая работа (Измерение длин сторон прямоугольника)

– Сколько сторон у нашей фигуры? (4)

– А сколько измерений нам нужно выполнить? 

– Чему равны  длины  сторон?  (ответы)

– Сможем ли теперь узнать, сколько нужно ленты? 

– Что для этого сделаем?  (Сложим результаты измерений)

– Давайте отмерим 24 см ленты и отрежем. Проверим, правильно ли мы нашли сумму длин сторон открытки, примерим ленту.  

Возьмите оценочный лист и поставьте + за практическую работу, т.к. мы правильно определили длину ленты.

– Какое действие мы использовали для решения задачи? (Сложение) 

– Как называется результат сложения? (Сумма) 

– Что мы складывали?  (Длины сторон). 

–  Чтобы помочь Алисе, что же мы нашли?  (Сумму длин сторон)

– А кто знает, как называют по – другому, сумму длин сторон? Назовите.

– Правильно, в  математике эта величина имеет особое название – периметр. 

Тема нашего урока: Периметр многоугольника. А какие цели мы поставим?

-Я повторю…

Я узнаю…

Я научусь… 

Мне пригодится…

-Ребята, а кто из Вас знает, как переводится слово “ Периметр”?

Послушаем учеников:

1.В Египте зародилась наука геометрия, что в переводе означает – ЗЕМЛЕМЕРИЕ.Его жители стали великолепными геометрами-практиками из-за определенных условий жизни в этой части земли. Жизнь в Египте расцветает там, где есть вода. Там, где иссякает ее последняя капля, начинается пустыня. 

  • 2.После каждого разлива Нила египтянам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. Для этого надо было знать основные геометрические фигуры, их свойства и уметь разметить участки на местности.

 

3.Что же такое периметр?

  • Это слово имеет две основные части, которые похожи на слова «ПИРЕ» и «МЕТРОС». 
  • «ПИРЕ» – египетское слово, которое означает «выходить», «ходить», «обходить» и т.д.. 
  • Другая часть слова – «МЕТРОС» – имеет греческое происхождение и означает «мерить», «производить измерение». 
  • Таким образом, слово «ПЕРИМЕРТ», означает «ИЗМЕРЯТЬ ХОДЬБОЙ». 

 

– А зачем нам нужно знать, что такое периметр?

– Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания?  (при  креплении плинтуса в комнате, бордюров , при украшении картины или фотографии рамочкой, при установке забора на даче и т.д.)

 Молодцы! Давайте отдохнем! 

 

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмёрки» и «Шапка»

 

Учащиеся рисуют в горизонтальной проекции 3 раза 8 правой и левой рукой, потом двумя, заворачивают уши от верхней точки до мочки 3 раза.

 

ІV  Актуализация новых знаний.

– Алиса решила постелить в комнатах дома коврики разной формы. 

– Рассмотрите  их (учащиеся открывают с. 58 учебника №1). 

Нам необходимо вычислить периметр каждого коврика.

– Что необходимо знать для вычисления периметра многоугольника? (длину каждой из сторон и количество сторон)

– Что заметили?  ( длины сторон одинаковые)

Самостоятельная работа (по уровням). 

1 группа вычисляет Р 1 коврика  (Юра, Даши)

2 группа вычисляет Р 5 коврика (Настя, Вова А, Кирилл, Паша)

Остальные выбирают  фигуру. 

 

 Проверка: 240см, 402 см, 3500 мм, 48дм, 388см

 

Заполнение оценочного листа.

– Ребята, а вот и Чеширский кот, ему подарили 2 картины : одна имеет форму прямоугольника. А вторая форму квадрата.

 Найдите (№2 с.58 .   Вы будете работать в парах. Вместе попытайтесь найти все способы, которыми можно найти периметр  этих картин.

Проверка работы в парах.

– Какие способы вычисления периметра квадрата вы нашли? 

Р      = 8 дм + 8 дм + 8 дм + 8 дм = 32 дм – – А можно ли вычислить более  удобным способом? (8дм*4, так как все стороны квадрата равны) 

А периметр прямоугольника?

Р =  7 дм + 9 дм + 7 дм + 9 дм =32 дм

– Как можно  вычислить более  удобным способом?

Р =  7 дм*2 + 9 дм *2 =32 дм   или Р =  (7 дм + 9 дм) *2 =32 дм   

 

Заполнение оценочного листа. 

 

Обозначим длины сторон  прямоугольника буквами.  (с.58 № 3) Подумайте, какие выражения подходят для вычисления периметра прямоугольника.  (устно)

-Давайте проверим, 

Р  прямоугольника

                                                  a+b+a+b

a*2+b*2

(a+b)*2

– Молодцы, мы хорошо поработали.  Итак, продолжите мою мысль: чтобы найти периметр многоугольника, нужно точно знать…….  (сколько сторон у многоугольника, их длину и правило нахождения периметра). 

 

– Ну а теперь, наша гостья, приглашает Вас на танец.

Физминутка ( «Летка-Енька»)

 

V   Закрепление нового материала.

 

– Ой, а кто это? Да это же  Труляля и Траляля, а что они тут делают?

– Дело в том, что уважаемые наши гости решили задачу, но кто из них решил правильно, определить не могут. Ребята, давайте поможем им.

  1. Решение задачи № 4 (а) с.58

Труляля:

  1. 90+56=146(см)
  2. Р= 90х2+146х2=472(см)
  3. Ответ: Р= 4м72см

Траляля :

Р=90х2+56х2= 292(см)

Ответ: Р=2м92см

  1. Самостоятельная работа.  Решение задачи №4 (б). 2 человека решают с обратной стороны доски

 Решение задачи.

  • Решение задачи и составление подобной(устно)

Заполнение оценочного листа.

 

VI   Повторение пройденного материала

– Ребята и снова  Алисе понадобилась наша помощь, дело в том, что рост Алисы 1м20 см. В Стране Чудес её рост постоянно менялся. Алиса выпила напиток, напоминающий вишнёвый пирог, ананас, жареную индейку и сливочную помадку, и стала в 6 раз меньше. Затем Алиса съела пирожок, и её рост увеличился в 24 раза. Нужно узнать, на сколько  больше своего нормального роста стала Алиса?

(Один человек  решает у доски)

VII. Подведение итогов 

– Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.

– Наше путешествие закончилось. 

Рефлексия по плану на плакате  :

Сегодня на уроке я узнал…..

Теперь я умею….

Было интересно….

Знания, полученные на уроке пригодятся мне…..

– Отметьте цветным кружком мнение о своей работе на уроке: 

Зеленый цвет – «На уроке мне всё было понятно.  Я со всеми заданиями справился самостоятельно». 

Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». 

Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!» 

 

VIII.Выставление оценок. 

– Молодцы!

– Спасибо всем за работу!  До свидания, Алиса!

  1. Д/з найти периметр  окна в доме

 

Урок математики “Периметр прямоугольника” 4 класс УМК “Планета знаний”
Пролистать наверх