Автор: Волкова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска “Средняя общеобразовательная школа № 129”
Урок математики “Периметр прямоугольника” 4 класс УМК “Планета знаний”
Предмет: математика.
Класс: 4-й
Тема урока: Периметр многоугольника
Тип урока: комбинированный
Форма: урок – путешествие.
Программа: «Планета знаний
Раздел учебника: «Длина и её измерение»
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Время проведения: октябрь 2017– 2018 уч. год
Учебник: «Планета знаний», учебник математики для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова – М.: «Издательство Астрель, 2008.- с.58-59
Цель урока:
Образовательная:
– показать, как вычислить периметр многоугольника;
– учить выражать ответы в более крупных единицах длины;
– совершенствовать умения составлять выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами.
Развивающая: развитие восприятия, наблюдательности внимания, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать обобщать, развитие логики, навыков вычисления периметра многоугольника, развитие математической речи, критического и практического мышления.
Воспитательная: воспитание интереса к математике, познанию, творчеству, воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия, аккуратности, чувства дружбы и товарищества.
УУД:
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать умение находить периметр многоугольника.
Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнера.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Оборудование:
– учебник «Математика. 4 класс»/ М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова. -М.:Астрель,2010г.
- раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;
- оценочные листы;
- индикаторы для обратной связи;
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- в парах
- индивидуальная
Ход урока:
- Организационный момент:
– С хорошим настроением начинаем наш урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи, успехов. Садитесь.
– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спинка? – Прямая!
Открыли тетради , записали число и классная работа.
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку.
– А для чего люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое.)
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку радостно встречай!
-Начинаем нашу работу с устного счета, который и поможет определить, в какую страну мы попадем.
- Устный счет:
– Единицы измерения какой величины записаны? (Длины)
Заполним пропуски:
1м=…см
1 м = …дм
1дм =…..см
1см= …мм
1дм=….мм
1м=…мм
– Расположите величины в порядке их возрастания:
Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово
С Т Р А Н А | ||||
165см | 3м5дм | 40 дм8см | 7м30 см | 975 дм |
Ч | У | Д | Е | С |
– Умнички, мы с Вами действительно попали сегодня в удивительную Страну Чудес! А гости нашего урока – девочка Алиса и её друзья.
III Актуализация имеющихся знаний:
Создание проблемной ситуации
Выходит Алиса с заготовкой для открытки и тесьмой и плачет.
Учитель:
– _ Что случилось, Алиса? Почему ты плачешь?
Алиса:
_Скоро будет праздник День мамы. Я хочу сделать открытку и украсить её тесьмой. Я не знаю, сколько понадобится ленты.
Учитель:
– Ребята, сможем ли мы помочь Алисе? (Да)
На столах у вас лежат геометрические фигуры. Как они называются? (Прямоугольники). Это заготовки для открытки.
Практическая работа (Измерение длин сторон прямоугольника)
– Сколько сторон у нашей фигуры? (4)
– А сколько измерений нам нужно выполнить?
– Чему равны длины сторон? (ответы)
– Сможем ли теперь узнать, сколько нужно ленты?
– Что для этого сделаем? (Сложим результаты измерений)
– Давайте отмерим 24 см ленты и отрежем. Проверим, правильно ли мы нашли сумму длин сторон открытки, примерим ленту.
Возьмите оценочный лист и поставьте + за практическую работу, т.к. мы правильно определили длину ленты.
– Какое действие мы использовали для решения задачи? (Сложение)
– Как называется результат сложения? (Сумма)
– Что мы складывали? (Длины сторон).
– Чтобы помочь Алисе, что же мы нашли? (Сумму длин сторон)
– А кто знает, как называют по – другому, сумму длин сторон? Назовите.
– Правильно, в математике эта величина имеет особое название – периметр.
Тема нашего урока: Периметр многоугольника. А какие цели мы поставим?
-Я повторю…
Я узнаю…
Я научусь…
Мне пригодится…
-Ребята, а кто из Вас знает, как переводится слово “ Периметр”?
Послушаем учеников:
1.В Египте зародилась наука геометрия, что в переводе означает – ЗЕМЛЕМЕРИЕ.Его жители стали великолепными геометрами-практиками из-за определенных условий жизни в этой части земли. Жизнь в Египте расцветает там, где есть вода. Там, где иссякает ее последняя капля, начинается пустыня.
- 2.После каждого разлива Нила египтянам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. Для этого надо было знать основные геометрические фигуры, их свойства и уметь разметить участки на местности.
3.Что же такое периметр?
- Это слово имеет две основные части, которые похожи на слова «ПИРЕ» и «МЕТРОС».
- «ПИРЕ» – египетское слово, которое означает «выходить», «ходить», «обходить» и т.д..
- Другая часть слова – «МЕТРОС» – имеет греческое происхождение и означает «мерить», «производить измерение».
- Таким образом, слово «ПЕРИМЕРТ», означает «ИЗМЕРЯТЬ ХОДЬБОЙ».
– А зачем нам нужно знать, что такое периметр?
– Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания? (при креплении плинтуса в комнате, бордюров , при украшении картины или фотографии рамочкой, при установке забора на даче и т.д.)
Молодцы! Давайте отдохнем!
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмёрки» и «Шапка»
Учащиеся рисуют в горизонтальной проекции 3 раза 8 правой и левой рукой, потом двумя, заворачивают уши от верхней точки до мочки 3 раза.
ІV Актуализация новых знаний.
– Алиса решила постелить в комнатах дома коврики разной формы.
– Рассмотрите их (учащиеся открывают с. 58 учебника №1).
Нам необходимо вычислить периметр каждого коврика.
– Что необходимо знать для вычисления периметра многоугольника? (длину каждой из сторон и количество сторон)
– Что заметили? ( длины сторон одинаковые)
Самостоятельная работа (по уровням).
1 группа вычисляет Р 1 коврика (Юра, Даши)
2 группа вычисляет Р 5 коврика (Настя, Вова А, Кирилл, Паша)
Остальные выбирают фигуру.
Проверка: 240см, 402 см, 3500 мм, 48дм, 388см
Заполнение оценочного листа.
– Ребята, а вот и Чеширский кот, ему подарили 2 картины : одна имеет форму прямоугольника. А вторая форму квадрата.
Найдите (№2 с.58 . Вы будете работать в парах. Вместе попытайтесь найти все способы, которыми можно найти периметр этих картин.
Проверка работы в парах.
– Какие способы вычисления периметра квадрата вы нашли?
Р = 8 дм + 8 дм + 8 дм + 8 дм = 32 дм – – А можно ли вычислить более удобным способом? (8дм*4, так как все стороны квадрата равны)
А периметр прямоугольника?
Р = 7 дм + 9 дм + 7 дм + 9 дм =32 дм
– Как можно вычислить более удобным способом?
Р = 7 дм*2 + 9 дм *2 =32 дм или Р = (7 дм + 9 дм) *2 =32 дм
Заполнение оценочного листа.
– Обозначим длины сторон прямоугольника буквами. (с.58 № 3) Подумайте, какие выражения подходят для вычисления периметра прямоугольника. (устно)
-Давайте проверим,
Р прямоугольника
a+b+a+b
a*2+b*2
(a+b)*2
– Молодцы, мы хорошо поработали. Итак, продолжите мою мысль: чтобы найти периметр многоугольника, нужно точно знать……. (сколько сторон у многоугольника, их длину и правило нахождения периметра).
– Ну а теперь, наша гостья, приглашает Вас на танец.
Физминутка ( «Летка-Енька»)
V Закрепление нового материала.
– Ой, а кто это? Да это же Труляля и Траляля, а что они тут делают?
– Дело в том, что уважаемые наши гости решили задачу, но кто из них решил правильно, определить не могут. Ребята, давайте поможем им.
- Решение задачи № 4 (а) с.58
Труляля:
- 90+56=146(см)
- Р= 90х2+146х2=472(см)
- Ответ: Р= 4м72см
Траляля :
Р=90х2+56х2= 292(см)
Ответ: Р=2м92см
- Самостоятельная работа. Решение задачи №4 (б). 2 человека решают с обратной стороны доски
Решение задачи.
- Решение задачи и составление подобной(устно)
Заполнение оценочного листа.
VI Повторение пройденного материала
– Ребята и снова Алисе понадобилась наша помощь, дело в том, что рост Алисы 1м20 см. В Стране Чудес её рост постоянно менялся. Алиса выпила напиток, напоминающий вишнёвый пирог, ананас, жареную индейку и сливочную помадку, и стала в 6 раз меньше. Затем Алиса съела пирожок, и её рост увеличился в 24 раза. Нужно узнать, на сколько больше своего нормального роста стала Алиса?
(Один человек решает у доски)
VII. Подведение итогов
– Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.
– Наше путешествие закончилось.
Рефлексия по плану на плакате :
Сегодня на уроке я узнал…..
Теперь я умею….
Было интересно….
Знания, полученные на уроке пригодятся мне…..
– Отметьте цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Зеленый цвет – «На уроке мне всё было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!»
VIII.Выставление оценок.
– Молодцы!
– Спасибо всем за работу! До свидания, Алиса!
- Д/з найти периметр окна в доме