Из опыта проведения мастер-классов для родителей по формированию артикуляционного уклада звуков Р, Рь

автор: Волкова Надежда Витальевна

учитель-логопед Свердловская область г. Екатеринбург МБДОУ – детский сад № 76

Из опыта проведения мастер-классов для родителей по формированию артикуляционного уклада звуков Р, Рь

г. Екатеринбург МБДОУ – детский сад № 76, учитель-логопед Волкова Н.В.

Из опыта проведения мастер-классов для родителей по формированию артикуляционного уклада звуков Р, Рь

 

В настоящее время год от года увеличивается число детей с нарушениями звукопроизношения. Медики связывают это с приметами времени: все более увеличивающейся гиподинамией будущих матерей из-за преимущественно низкой физической активности, особенно в больших городах, недостаточно полноценным питанием, гипоксией в беременности и при родах, преобладанием мягкой пищи в рационе у ребенка, что не тренирует его артикуляционные мышцы. Все это вызывает нарушение мышечного тонуса, чаще его снижение, в том числе снижение тонуса кончика языка, мышц дыхательного аппарата. Слабые мышцы диафрагмы, всего дыхательного аппарата не могут обеспечить сильный и продолжительный выдох, слабый кончик языка не может выполнять сильные вибрирующие колебания, и ребенок начинает произносить звук Р и/или Рь как может: слабый выдох колеблет маленький язычок – увулю – и появляется так называемая «картавость». Ребенок привыкает произносить звук Р и/или Рь таким образом, и в дальнейшем очень трудно бывает остановить этот уже сложившийся привычный динамический стереотип. Для нормированного произношения звуков Р, Рь нужен сильный направленный речевой выдох, правильное дыхание, подъем языка вверх, сильная вибрация кончика языка. К сожалению, детей с такими данными все меньше, и все больше детей с нарушениями звуков Р, Рь.

Большое количество детей с таким нарушением в ДОУ подталкивает к тому, чтобы постараться минимизировать число таких детей как можно раньше, не дать закрепиться неправильному динамическому стереотипу, неправильному произношению. Для этого в группах воспитателями регулярно проводится артикуляционная гимнастика, на музыкальных, физкультурных занятиях ведется работа по формированию правильного дыхания, но зачастую этого бывает недостаточно. 

Исходя из теоретических знаний, собственного опыта, а также на основании опыта коллег и авторов, известных в логопедическом сообществе, в частности, Косиновой Е.М., автором была разработана система коррекции увулярного ротацизма и способ передачи теоретической и практической информации родителям детей с таким нарушением. 

Ежегодно один или два раза мною проводятся такие мастер-классы для родителей, чьи дети «говорят горлом». 

Родители приглашаются в актовый зал или в кабинет логопеда, располагаются по одному или по двое за столами, для каждого родителя приготовлено зеркало, лист бумаги, ручка и приспособление для поддувания (фото 1). На моем столе есть все необходимое для показа и обработки рук: ватные диски и ватные палочки, салфетка, разрезанная на полоски для упражнения «змейка» (для формирования направленного выдоха на кончик языка), раствор хлоргексидина, «поддувалочка». 

Сначала родителям кратко описывается теоретическая часть проблемы, примерно так, как в начале данного текста, затем мы непосредственно приступаем к обучению. 

Прежде всего, учимся правильно дышать, формируем нижне-диафрагмальное дыхание (фото 2): правая рука на животе – вдох, надуваем живот, выдох, живот втягивается. Левая рука контролирует грудь, не дает ей подниматься, поскольку у большинства детей верхне-ключичное дыхание, у них расширяется верхний отдел грудной клетки. Затем ребенок учится дышать животом самостоятельно (фото 3). Рекомендую так дышать утром и вечером.

После этого родители учатся сильному направленному речевому выдоху (фото 4): плечи не поднимаем, щеки не надуваем, дуем, чтобы вертушка сильно закрутилась. Повторяем 10 раз. 

Далее учимся с родителями правильно выполнять упражнения (приложение 1). 

После этого показываем с одним из детей, занимающихся на логопункте, как правильно заводить «моторчик», запускать вибрацию кончика языка (фото 5). Потом ребенок делает это самостоятельно (фото 6). 

На мастер-классе стараюсь донести до родителей информацию, что переучивание закрепившегося неправильного стереотипа – это длительный, требующий терпения процесс. Очень хорошо «работают» образные сравнения: предлагаю родителям попробовать, например, поносить сумку на левом плече, если привыкли на правом, есть или писать левой рукой, если правша. 

В дальнейшем мы поддерживаем связь с родителями, я контролирую произнесение появившегося звука, консультирую. Большинство детей потом зачисляется на логопункт, и мне уже гораздо легче закреплять или вызывать звук. А иногда бывает, что родители и даже бабушки и старшие братья или сестры помогают дошкольникам полностью закрепить эти трудные звуки в речи.  

февраль 2021 г.

Артикуляционные упражнения для постановки и закрепления звуков Р, Рь

Все упражнения выполняются на «оскале»: рот широко открыт, зубы видны. Инструкция для ребенка: улыбнулись, широко открыли ротик, показали зубки.

 

1)»Парус». Улыбнуться, поднять язык за верхние зубы, удерживаем под счет до 10. Повтор 3 раза. 

2) «Лошадка». Присасываем широкий язык к небу, щелкаем языком сначала медленно, потом быстрее. Чередуем. Нижняя челюсть неподвижна (если не получается, придерживаем рукой).

3) «Чистим за верхними зубами». Язык держим почти вертикально, водим перед зубами (7 – 8 движений).

4) «Маляр». Широким языком медленно водим по нёбу от зубов к горлу (7 – 8 движений).

5) «Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (кончик языка касается бугорков-альвеол), многократно и отчётливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить за тем, чтобы звук [д] произносился низким голосом,  носил характер чёткого удара. 

6) «Грибок». Присосать широкий язык к небу, удерживаем под счет до 10. Повтор 3 – 4 раза. Резко дуем на «грибок» в положении лежа на спине.

7) «Злой комар». Язык за верхними зубами, произносим «д-з-з-з…» низким голосом.

8) «Моторчик». Произносим «д-д-д…», «дын-дын-дын» или «д-з-з…», ватной палочкой быстро совершаем движения вправо-влево и вперед-назад под языком.

 

Дополнительные обязательные упражнения:

– фырканье с языком между губами – передаем вибрацию с губ на кончик языка;

– «змейка» – дуем на полоску салфетки на кончике языка (цель – выработка сильного направленного выдоха на кончик языка);

– постановочное дыхание: вдох носом, выдох на широкий язык (язык лежит на нижней губе) или на вертушку. Повтор 10 раз;

– упражнения на поддувание;

– резкое сплевывание маленьких кусочков бумаги (приблизительно 6 х 6 мм) с верхней поверхности кончика языка со звуком Т.

 

34,35,334,343.547424
34,35,333,344.225037
34,35,334,342.955688
34,34,338,350.964966
32,32,353,359.762512
Из опыта проведения мастер-классов для родителей по формированию артикуляционного уклада звуков Р, Рь
Пролистать наверх