«Памяти павших будьте готовы….»

Автор: Волобуева Марина Петровна

учитель русского языка и литературы ЧОУ ” Современный гуманитарный лицей”

«Памяти павших будьте готовы….»

Сценарий урока Мужества 

«Памяти павших»

Цель  – воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.

Задачи:   

  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; 
  • вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны; 
  • показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту; 
  • развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Данный урок имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии,  развивает личностные качества, общий кругозор. Способствует развитию творческих способностей учащихся (умение петь, выразительно читать стихи). 

 

Главным ожидаемым результатом урока может служить то, что у учащиеся сформируется правильное представление  о настоящем гражданском  и патриотическом долге, мужестве, героизме, а так же может развиться   интерес к истории своей Родины.

 

Форма реализации: выступление учащихся, мультимедийная презентация.

 

Оформление: выставка книг, фотографии военной тематики, записи песен военных лет.

 

Эпиграфы:                                                                                                                                                «Я на всё решусь, чтобы только ещё имет счастье видеть славу России, и последнюю

                       каплю крови пожертвую её благосостоянию»                                                                              Пётр Багратион

 

« Нет героев от рождения,  они рождаются в боях »

                                                                        Александр Твардовский 

 

В  сценарии использованы стихи и песни  поэтов о Великой Отечественной войне, о Победе, о мужестве и героизме защитников Отечества.

При подготовке к уроку ученики собирали материал, писали сочинения, создавали презентации о своих близких – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Вокальная группа подготовила песню «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьёва –Седого, сл. М. Матусовского).

 

1-й чтец:

Салют и слава годовщине

 Навеки памятного дня.

 Салют победе, что в Берлине

 Огнём попрала мощь огня.

2-й чтец:

 Салют её большим и малым

 Творцам, что шли путём одним,

 Её бойцам и генералам,

 Героям, павшим и живым,-

 Салют!

1-й ведущий:

Защитникам Отечества…

2-й ведущий:

Солдатам Великой Отечественной войны…

1-й ведущий:

Тем, кто остался на поле боя и ушёл в бессмертие…

2-й ведущий:

Тем, кто в бою за Родину выстоял и победил…

Вместе:

Посвящается!

1-й чтец:

Разве погибнуть

                              ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала,

                              любовь обещала,

Родина!

Пламя ударило в небо! –

                               Ты помнишь?

Родина

Тихо сказала: 

                            «Вставайте на помощь…»

Песня «Баллада о солдате» (1-й куплет): 

               Полем вдоль берега крутого,

          Мимо хат

          В серой шинели рядового

          Шёл солдат.

          Шёл солдат, преград не зная,

          Шёл солдат, друзей теряя,

          Часто бывало – шёл без привала,

          Шёл вперёд солдат.

3-й чтец:

Тот самый длинный  день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

     4-й чтец:

     Она такой вдавила след

     И стольких наземь положила,

     Что двадцать лет и тридцать лет

     Живым не верилось, что живы.

Песня (2-й куплет): 

              Шёл он ночами грозовыми

               В дождь и град,

               Песню с друзьями фронтовыми

               Пел солдат.

               Пел солдат, глотая слёзы,

               Пел про русские берёзы,

               Про кари очи, про дом отчий

               Пел в пути солдат.

    3-й чтец:

    Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

    Чтоб стать железом, мало быть рудой –

    Ты должен переплавиться, разбиться

    И, как руда, пожертвовать собой.

    Какие бури душу захлестнули!

    Но ты – солдат, и всё сумей принять:

    От поцелуя женского до пули –

    И научись в бою не отступать.

Песня (3-й куплет):

              Словно прирос к плечу солдата 

              Автомат,

              Всюду врагов своих заклятых

              Бил солдат:

              Бил солдат и под Смоленском,

              Бил солдат в посёлке …(э)нском.

              Пуль не считая, глаз не смыкая,

              Бил врагов солдат.

  4-й чтец:

   Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

   Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

   Отстаивая право на свободу,

   К победе шёл, Россия, твой солдат.

   И не сломила, сердце не сгубила,

   И душу не растлила им война.

   Видать, нечеловеческая сила

   Ему, солдату русскому, дана.

Песня (4-й куплет):

              Полем, вдоль берега крутого,

              Мимо хат,

              В серой шинели рядового

              Шёл солдат.

              Шёл солдат – слуга Отчизны,

              Шёл солдат во имя жизни,
              Землю спасая, мир защищая,

              Шёл вперёд солдат.

1-й ведущий:

 Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее. Война оставила след  в каждой семье. Более 20 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. 

2-й ведущий:

 Человечество всегда  будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге наших солдат, наших дедов и прадедов. Они отстояли свободу и независимость своего Отечества, защитили мир для будущих поколений, т.е. для нас. Сегодня мы вспоминаем о них с огромным чувством благодарности.

 

Выступление учеников: презентации, сочинения на тему «Героические страницы истории моей семьи», созданные, написанные в ходе подготовки к уроку.

3-й ведущий:

 Слава героям! Слава! Каждый день, каждый час на фронте и в тылу  они приближали победу. И вот он наступил, девятый день мая 1945 года.

2-й чтец:

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступил в свои права.

Армейский «зуммер» пискнул слабо –

И улетел солдатский сон!

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон,

И всё!

Не звали сигналистов.

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов.

Дробил чечётку лейтенант.

Не рокотали стайки «ЯКов»

Над запылавшею зарёй.

И кто-то пел.

И кто-то плакал.

И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей, ещё не зная,

Что он поёт не на войне.

 

4-й ведущий: 

Наш народ хорошо знает цену мирной жизни.

3-й ведущий:

Мир – это утро, полное света и надежд.

4-й вудущий:

 Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

3-й ведущий:

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Вместе:

Мир – это жизнь.

4-й ведущий:

Хорошо просыпаться утром и знать, что у тебя впереди длинный прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

 

1-й чтец:

 Но о тех, 

              кто уже не придёт 

                                           никогда, –

 Помните!

3-й чтец:

Люди Земли! 

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

4-й чтец:

Но о тех,

                   кто уже не придёт

                                             никогда, –

Заклинаю – 

                  Помните!

 

Минута молчания.

   

 

                

 

           


 

 

«Памяти павших будьте готовы….»
Пролистать наверх