«Формирование педагогической культуры у будущих педагогов дошкольного образования».

автор: Врадий Валентина Владимировна

воспитатель ГУ ЛНР ЛДОУ ЯСЛИ-САД комбинированного вида №3 “Семицветик”

«Формирование педагогической культуры у будущих педагогов дошкольного образования».

 

«Формирование педагогической культуры у будущих педагогов дошкольного образования».

Непрерывные изменения во всех сферах человеческой деятельности требуют модернизации педагогического образования, поскольку уровень профессиональной подготовки педагогических кадров во многом определяет ход и результативность преобразовательных процессов в обществе. Особое значение имеет повышение качества подготовки педагогов дошкольного образования – первых профессиональных воспитателей в жизни ребенка, носителей культурных ценностей, интеллектуалов, творческих специалистов, способных к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, призванных обеспечивать развитие личности воспитанника на решающем этапе его становления. Обозначенные характеристики педагога дошкольного образования являются результатом повышения эффективности процесса формирования его педагогической культуры еще на этапе вузовской подготовки, придания ему инновационного характера, отвечающего современным требованиям подготовки специалистов сферы дошкольного образования.

Установлено, что под культурой понимается уровень образованности, воспитанности человека, а также уровень овладения какой-либо областью знаний или деятельностью. Основу (ядро) культуры составляют общечеловеческие ценности, способы их восприятия и достижения. Передача культуры от одного лица к другому осуществляется не автоматически; необходимым условием является организация системы воспитания и образования на основе использования новейших форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

В ходе изучения обозначенной проблемы, было выяснено, что научную дефиницию «педагогическая культура» в научно-педагогический лексикон впервые ввел В.А. Сухомлинский, подчеркивающий, что педагогическая культура – это особенности выражения личности педагога в профессиональной деятельности. Педагогическая культура предусматривает высокую степень овладения педагогом социокультурными ценностями человечества. Она является живой творческой педагогикой повседневного труда, и педагогики, в которой теоретические закономерности процесса воздействия на духовный мир воспитанника сливается с личностью педагога.

 На основе анализа научной литературы дано определение педагогической культуры педагога дошкольного образования как сложного образования в структуре личности, включающее сформированную систему профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-нравственных ценностей, профессионально-личностных качеств, наличие педагогического идеала, способность специалиста грамотно использовать накопленный человечеством педагогический опыт, духовные и материальные ценности образования и воспитания, на основе которых осуществляется педагогическая деятельность в модусе служения и непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Обосновано, что педагогическая культура является интегральным качеством личности будущего воспитателя, представленная единством таких компонентов как: когнитивный, ценностный, рефлексивно-деяльностный и обеспечивающих в своем взаимодействии успешную педагогическую деятельность в условиях дошкольной образовательной организации. Компоненты педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования обеспечивают целостность формирования исследуемого феномена.

В работе определены педагогические условия, обеспечивающие формирование педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки: погружение будущих педагогов дошкольного образования в культурно-образовательную среду высшего образовательного учреждения; обеспечение интерактивного технологического сопровождения в образовательном процессе формирования у будущих педагогов дошкольного образования педагогической культуры; направленность содержания профессиональных дисциплин на культурологический компонент.

 

С целью диагностики уровня сформированности у будущих педагогов дошкольного образования педагогической культуры были разработаны критерии и показатели. 

Аксиологический критерий позволяет оценить у будущих педагогов дошкольного образования ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности; осознание необходимости профессионального самосовершенствования, доминирование духовно-нравственных ценностей, необходимых в профессиональной деятельности.

Когнитивный критерий позволяет оценить у будущих педагогов дошкольного образования  знания сущности профессиональной культуры.

 Личностно-творческий критерий позволяет оценить осознание необходимости развития личностно-профессиональных качеств воспитателя, творческую активность педагога дошкольного образования.

Охарактеризуем методику внедрения педагогических условий в образовательный процесс вуза.

Процесс внедрения педагогических условий формирования педагогической культуры у будущих педагогов дошкольного образования предлагаем осуществлять поэтапно. 

Целью первогомотивационного этапа является обретение студентами необходимых знаний о сущности понятия «педагогическая культура», осознание ее значения для педагога дошкольного образования. Основными формами организации этого этапа являются лекции-диалоги, лекции с интерактивными приемами обучения, лекции-дискуссии, семинары- практикумы, семинары-деловые игры, мастер-классы, экскурсии в ДОО, самостоятельная работа студентов, индивидуальная работа преподавателя со студентами (оказание научно-методической помощи при выполнении самостоятельной работы, проверка выполнения заданий самостоятельной 

работы и т.п.), что целесообразно проводить в рамках профессионально направленных дисциплин.

На  втором  – деятельностно-творческом  этапе важно формировать и отрабатывать практические умения интерактивными формами (лекции- беседы, проблемные лекции, практические занятия с творческими заданиями, 

семинары-дискуссии, семинары с использованием проблемных ситуаций и задач, семинары-тренинги, круглые столы).

 

На оценочно-результативном этапе приоритетными является формирование у студентов рефлексивных и аналитических умений, способности к самооценке уровня сформированности педагогической

культуры и способности к профессиональному самосовершенствованию в рамках проведения 

спецкурса «Практические аспекты формирования педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования» во внеаудиторной деятельности и педагогической практики.

Например, на мотивационном этапе, реализовывая педагогические условия, предлагаем использовать такие интерактивные методы и приемы формирования педагогической культуры будущих педагогов ДО

  • интервью: «Педагогические ценности современного воспитателя», «Педагогическое творчество как компонент профессиональной подготовки современного воспитателя», 
  • «Педагогическая культура как интегральное качество будущего воспитателя»; 
  • диспуты: «Профессиональное самосовершенствование воспитателя − это необходимость?», «Педагогическое мастерство 
  • воспитателя ДОО как высший уровень его профессиональной деятельности»; 
  • «Микрофон»: «Какие функции должен выполнять современный воспитатель?», «Кто такой мастер-педагог?», «Каким должен быть воспитатель-мастер?» и т.п.;
  • «Незаконченные предложения»: «Особенностями педагогической культуры педагога дошкольного образования являются … », «Визитной карточкой воспитателя является … » и т.п.; 
  • деловые игры: «Шаги к педагогическому мастерству», «Современный воспитатель – какой он должен быть?», «Культура речи воспитателя ДОО». 

На деятельностно-творческом этапе, в рамках дисциплины «Дошкольная педагогика» рекомендуем проведение таких лекций:

  • Сущность и структура педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования;
  • Личность современного воспитателя ДОО;
  • Профессионально-педагогические ценности воспитателя ДОО;
  • Культура речи воспитателя;
  • Новейшие информационные технологии обучения в деятельности воспитателя ДОО.

Приведем ряд тем спецкурса «Практические аспекты формирования педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования» Занятие 1: Формирование навыков эффективного взаимодействия

Занятие 2: Толерантное общение

Занятие 3: Истинный воспитатель: какой он?

Занятие 4: Стратегия личностного и профессионального самосовершенствования

 

Таким образом, эффективность выше охарактеризованных форм и методов направлены на формирование у будущих педагогов дошкольного образования педагогической культуры.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования педагогической культуры будущих педагогов дошкольного образования. Дальнейший научный поиск будет направлен на изучение проблемы развития педагогической культуры практикующих педагогов

 

«Формирование педагогической культуры у будущих педагогов дошкольного образования».
Пролистать наверх