Автор: Габдрахманова Альбина Ильгизовна
преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГАПОУ “Арский педагогический колледж им.Г. Тукая”
Открытый урок “Дидактические игры: сущность, структура, виды”
ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»
Конспект урока
по дисциплине «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста»
Выполнила:
преподаватель психолого-педагогических
дисциплин Габдрахманова А.И.
Арск 2020
Конспект урока на 2 курсе по дисциплине « Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста»
Тема: Дидактические игры: сущность, структура, виды
Цель: продолжить знакомить студентов с видами игр в детском саду.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить студентов с понятием «дидактическая игра»
- определить роль дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста
- формировать у студентов представление о структуре дидактической игры
- представить студентам классификацию дидактических игр
- Развивающие:
- Содействовать развитию самостоятельности студентов;
- Создать условия для развития для аналитических способностей студентов;
- Развивать умение обосновывать свою точку зрения, логично выстраивать свой ответ.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к мнению собеседника;
- Создавать условия для развития у студентов устойчивого интереса к будущей профессии;
- Формировать умения работать в парах, в группах
Оборудование: проектор
Материалы: презентация в программе Power Point , учебник «Организация игровой деятельности» автор Смирнова
Рассадка студентов по группам (4 человека)
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие студентов, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.
– Добрый день, уважаемые студенты! Рада Вас видеть. Все ли готовы к уроку? Я надеюсь, сегодняшний урок будет полезен для вас как в будущем, при прохождении практики в детском саду, так и в собственной профессиональной деятельности.
Хочу обратить ваше внимание на экран. Ваша задача, внимательно рассмотреть и ответить на вопросы:
- Что вы видите на экране? ( пишут)
- Что вы об этом думаете?
- Какой вопрос у вас возникает?
Да, совершенно верно, сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы.
III . Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом игры дидактической игрой.
1) Но прежде чем перейти к изучению этой темы, мне бы хотелось, вам сказать о том, что свою работу сегодня вы будете оценивать сами. Достаньте, пожалуйста, лист самооценки из файла на столе. Ознакомьтесь с ним. На протяжении урока, я вам буду давать задания, вы будете их выполнять и оценивать плюсом в нужной графе.
2) На протяжении нашего урока, нам предстоит заполнить модель Фрейера. Давайте мы с вами совместно сделаем ее.
Итак, наш маршрутный лист обозначен. Обратимся к первому его пункту. Нам необходимо дать определение понятию «дидактическая игра». Напишите, пожалуйста, свои предположения на листочке. А теперь обменяйтесь ими по кругу и найдите, наиболее точное, на ваш взгляд. (выполняют по кругу)
А теперь обратите ваше внимание на слайд, где написано научное определение этому понятию.
Дидактическая игра – это разновидность игр, специально созданных в целях обучения и воспитания детей.
Второй пункт нашей маршрутной карты. Это роль функции дидактической игры в процессе обучения. Я даю вам 5 минут. Чтобы обдумать и ответить на вопрос: для чего педагог применяет дидактические игры на занятии?
А теперь . я порошу вас встать, задвинуть стульчики, и найти себе пару, прочитать ему свои предположения, спросить его и дополнить свой список. И так двигаться дальше, чем больше человек вы обойдете, тем больше будет ваш список. Итак, мне бы хотелось узнать, к чему мы пришли? (студенты зачитывают свои списки)
– Да. Дидактическая игра выполняет ряд функций в процессе обучения: ( на слайде функции дидактической игры)
- Поддерживает и создает интерес к изучаемым явлениям;
- Мотивирует к деятельности;
- Развивает познавательные процессы;
- Развивает волевое поведение;
- Помогает закрепить знания и совершенствовать их.
– Как и любая игра, дидактическая игра имеет свою структуру. Об этом я предлагаю вам прочитать в учебнике и найти ответ на следующий вопрос:
– Что входит в структуру дидактической игры? А также дать краткую характеристику каждому компоненту дидактической игры. ( студенты, пользуясь учебником, выписывают компоненты дидактической игры – игровой замысел, игровые правила, игровая и дидактическая задача, игровые действия, и дают им краткую характеристику)
Игровой замысел – игровая ситуация, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает, как свою.
Игровые действия – это те действия, которые необходимы, чтобы игра состоялась ( обменяться предметами, воспроизвести жесты и тд)
Игровые правила (задача) – правила, которые доводятся до сознания детей
Дидактическая задача – задача, которая определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с программой ДОО.
Хочется сказать, что дидактическую задачу игры, нужно ставить четко и конкретно, ориентируясь на планируемый результат.
( на экране) В постановке дидактической задачи можно использовать следующие выражения:
- Закрепить знания о …
- Развивать …
- Упражнять детей в…
- Учить детей …
Сейчас хотелось бы предложить вам самостоятельно сформулировать дидактическую задачу к играм, которые перед вами (работа в парах)
– И последний пункт нашего маршрутного листа. Виды дидактических игр. Я предлагаю вам дать краткую характеристику каждому виду игры. Я раздам вам листочки. Где на одной стороне написано название игры, на другой дается ее характеристика. Вам необходимо в ваших группах найти правильное описание игры. (студенты выполняют задания в группах)
Игры с предметами – здесь используются реальные игрушки или предметы. В них дети знакомятся со свойствами предметов, сравнивают, находят отличия.
Настольно-печатные игры – в них решаются развивающие задачи. (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок)
Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. Они направлены в основном на развитие речи, активизацию словаря, учувствуют в формировании мыслительной деятельности.
Затем проверяем ответы студентов.
IV . Подведение итогов урока
- В заключении нашего урока, хочу поблагодарить вас за активность. Я убедилась, что вы умеете работать в парах, в группах. Оценки за урок будут следующие ….
- Хотелось бы узнать, свершились ли ваши предсказания, давайте снова обратимся к нашему дереву предсказаний.
- Спасибо за работу на уроке! До свидания!
V Формулировка домашнего задания
Знать что такое дидактическая игра, что входит в её структуру, виды и функции дидактической игры ( параграф 1 стр. 51-56)