Разработка урока с применением образовательной платформы Uchi.ru на тему: “Межличностные отношения” (6 класс)

автор: Гаврилова Елена Михайловна

учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 58, г. Арзамаса Нижегородской области

Разработка урока с применением образовательной платформы Uchi.ru на тему: “Межличностные отношения” (6 класс)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Гаврилова Елена Михайловна
Район Арзамасский
Место работы МБОУ СШ № 58
Должность учитель истории и обществознания
УМК Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая Обществознание. 6 класс. – Москва, Просвещение,  2013
Предмет  обществознание
Класс 6 класс
Общая информация
Тема урока Межличностные отношения
Тип урока Урок «открытия» нового знания.
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: дать представление об условиях формирования межличностных отношений, видах межличностных отношений

Задачи: 

образовательные: формирование  у учащихся представления о понятии «межличностные отношения»; способствовать осознанию успешного формирования межличностных отношений

развивающие: формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; 

воспитательная: формирование нравственных, патриотических  ориентиров в поведении учащихся , как факторов определяющих перспективы развития личности

Планируемые результаты
  • личностные
  • патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • способность к нравственному 

самосовершенствованию;

  • идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу;
  • предметные
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  •  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
– регулятивные: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; 
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; 
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; 
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); 
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

– познавательные:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; 
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; 
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

– коммуникативные: 

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности; 
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе; 
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения Платформа «Учи.ru»
Модель использования ЭФУ
Технология организации учебной деятельности с ЭФУ
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
Необходимое оборудование Компьютер учителя, нетбуки
Программное обеспечение Windows 7 и выше,  Android 4.2+


Этап урока, хронометраж этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

  1. Организационный момент
Перед началом урока учитель просит учащихся

Разделиться на группы по собственному желанию: 5 групп по 5 человек

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Открывают тетради, записывают число Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Актуализация знаний учащихся

ЦельЗакрепить знания по пройденной теме

Ребята, о чем вы узнали из первого раздела учебника «Человек в социальном измерении»? Работу в форме теста. Взаимопроверка Решение теста. Взаимопроверка Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия (П)
  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Постановка учебных задач

Цельсоздание проблемной ситуации. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения цели и темы урока

Продолжите логическую цепочку: 

Человек – индивид – ? 

А может ли человек родиться личностью? 

Как человек становится личностью? Личностью человек становится в отношениях с другими людьми 

Посмотрите на цепочку. 

Личность – личность – личность. 

Какие отношения здесь изображены? 

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока? 

Формулируем цель урока. Что же сегодня мы должны с вами узнать? 

О чем мы будем говорить?

Личность 

– нет 

В процессе жизни в обществе, в общении с другими людьми, в отношениях с другими людьми. 

Тема: «Межличностные отношения»

Должны узнать: что такое межличностные отношения?

Находить в источниках, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач (П)

Определять цель, проблему в деятельности (Р)

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции (Л)

Излагать свое мнение, аргументируя его (К)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель – поиск решения учебной задачи

  1. Физкультминутка
Проблема. Предлагаю вам выяснить: «Что является особенностями отношений между людьми?» Ответ на этот вопрос вы найдете в процессе урока, а поможет вам схема, которую надо будет заполнить каждой группе 

Задание по группам. Какие отношения можно назвать межличностными? Сформулируйте свое определение. А теперь сверьте со словарем С.Ожегова 

Задание в группах. Обсудите с соседом в группе, как вы понимаете это высказывание : «Близкое общение – вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть». А. Ривароль 

Какую первую особенность межличностных отношений вы можете назвать? 

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса? Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в группе 

Составьте слова, которые начинаются с «взаимо». 

Каждая группа по одному слову. Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что испытывают люди, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку? Как можно это определить эти слова, одним словом? 

И так что же является следующей особенностью межличностных отношений? 

Задание в учебнике с.51. Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные. 

Задание по группам

1, 3 группы. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей. 

2, 4, 5 группы. Назовите чувства, которые людей разъединяют. 

Текст на экране: «Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные – антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы». 

Какие новые понятия вы встретили в тексте? Поработайте с учебником с. 51 – 52 и приведите примеры с этими понятиями. 

Попытаемся опровергнуть стереотип: ребята 6  класса не умеют танцевать 

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Двигательная разминка под музыку.

Межличностные отношения бывают разными 

Задание по группам. Ниже приведены примеры межличностных отношений. Чем они отличаются? Как вы можете назвать каждый из этих видов отношений?

1. У Таисии есть соседка Альбина, они здороваются при встрече. 

2. Галя и Поля, встречаясь, обмениваются новостями. 3.Женя и Ян играют в одной команде по волейболу. 4.Семен и Саша готовы прийти друг другу на помощь. Согласны ли вы с таким расположением видов? Чтобы вы поставили на первое место?

Ребята дают свое определение. Сверяют со словарем и записывают в тетрадь

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения

Вывод. Межличностные отношения начинаются с общения

1. Особенность – общение

– нет

2. Особенность – взаимность.

Взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие, взаимовыручка. 

Любовь, уважение, чувство долга, ответственность и т.п. 

3.Особенность – чувства.

Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь. Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость. – симпатия, антипатия, стереотип 

Примеры: Симпатия: добрая и отзывчивая девочка. Антипатия: грубый, невоспитанный одноклассник Стереотип: девочки плаксы. Мальчики – драчуны 

Виды межличностных отношений: 

1. Знакомство 

2. Приятельство 

3. Товарищество 

4. Дружба

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия (П)

Уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально (Р)

 Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) (К) Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей (Л)

6. Первичная проверка понимания изученного материала

Цель – установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы

– Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить задание на усвоение пройденного материала. Для этого вам необходимо взяться за свои мобильные телефоны и открыть платформу учи.ру, где у каждого из вас есть логин и пароль. Переходим на вкладку «Обществознание», раздел Введение в обществознание, тема – «Окружение человека»

Проверка по ключу, мотивированное выставление отметок.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

7.  Обобщение и систематизация

Цель – обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему? 

Назовите литературных героев или героев мультфильмов кого можно назвать друзьями?

Проблема. Посмотрите на нашу схему. Что является особенностями отношений между людьми? На мой взгляд, этот список не полный, здесь не хватает«Золотого правила нравственности»: «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».Кому оно уже знакомо?

Дружба. Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. 

Кай и Герда, Буратино и Мальвина и т.п. 4. Особенность – дружба.

Вывод: 

1.Общение 

2. Взаимодействие 

3. Чувства 

4. Дружба

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия (П)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально (Р)

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Цель – оценка работы класса. Самооценка учащихся

А сейчас в группе с соседом по правому плечу. Поделись тем, что ты узнал на сегодняшнем уроке. 

Задание: составьте синквейн на тему «Межличностные отношения и их виды»

Вы сегодня молодцы. Прекрасно потрудились. А теперь заполните лист самооценки Оценка учителя работы учащихся.

Осуществляют  оценку  урока  и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Составление синквейна.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

9. Информаци я о домашнем задании

Цель – обеспечить понимание цели и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания: 

1) параграф 6, ответить на вопросы; 

2) написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?» 3) сообщение о дружбе Пушкина и Пущина

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор

 

 

Разработка урока с применением образовательной платформы Uchi.ru на тему: “Межличностные отношения” (6 класс)
Пролистать наверх