автор: Газизова Лилия Ахатовна
педагог-психолог МБОУС(К) Ш №18
Рабочая программа по Психокоррекционным занятиям в 1 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ В 1 КЛАССЕ
Пояснительная записка
Актуальность. Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни ребёнка, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Эти изменения особенно значимы, они могут укрепить психологическое здоровье, либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно в последствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребёнка. Программа, представляет собой курс занятий с учащимися с ЗПР 1 классов, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Так как развитие психических процессов, крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной адаптации в социуме.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития (ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребёнка.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная программа разработана на основе методических и практических материалов следующих авторов: А.Н. Гелюх, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.И. Зинченко, С.В. Исханова, Л.Б. Баряева, Холодовой, Н.Ю. Куражевой, Н.П. Локаловой, Н.В. Пилипко, В.Л. Шарохиной, Г. П. Шалаева, Е.В. Языкановой. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР, обучающихся по АООП НОО. Программа может реализовываться в очной и дистанционной формах.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область.
Цель: 1. Развитие высших психических функций.
- Укрепление психологического здоровья.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного процесса общения.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки повышение уверенности в себе, познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения).
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Программа предназначена для обучающихся 1 дополнительного класса.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» составлена в соответствии с учебным планом МБОУС(К)Ш №18 на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.
В I четверти – 8 недель по 2 занятия – 16 часов, во II четверти – 8 недель по 2 занятия – 16 часов, в III четверти 10 недель по 2 занятия – 20часов, в IV четверти 8 недель по 2 занятия – 16 часов.
Общая характеристика коррекционного курса
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, познавательной сферы, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Программа выстроена по следующей схеме:
– стартовая диагностика (начало учебного года);
– последовательность тем с закреплением пройденного материала;
– промежуточная диагностика (середина года);
– последовательность тем с закреплением пройденного материала;
– итоговая диагностика для выявления динамики развития детей в соответствии с возрастом.
Методы, формы и технологии обучения
Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Педагог-психолог организует и проводит индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
∙ ритуал приветствия;
∙ разминку;
∙ основное содержание занятий;
∙ ритуал прощания.
Формы контроля: стартовая, промежуточная и итоговая диагностика.
Личностные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
- личностные результаты:
– определение и выражение положительного отношения к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;
– принятие и освоение роли ученика;
– иметь представление о школьной жизни и о правилах поведения в школе;
– в предложенных учителем ситуациях делать выбор моделей поведения, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;
– оценка простых ситуаций и однозначных поступков как «хороших» или «плохих» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
– выражение своего эмоционального состояния, настроения адекватным учебной ситуации способом;
— логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
— увеличить скорость и гибкость мышления;
— выделять существенные признаки и закономерности предметов;
— сравнивать предметы, понятия;
— обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
— определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
— концентрировать, переключать своё внимание;
— развивать свою память;
— улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
— уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
— самостоятельно выполнить задания;
— осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; — решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
— находить несколько способов решения задач;
— работать в группе.
- предметные результаты:
– целенаправленное выполнение действий по инструкции учителя;
– правильное использование письменных принадлежностей, копирование несложных изображений;
– классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
– понимание, осознавание и выражение отношения к своим поступкам и поступкам окружающих, сказочных героев;
– ориентация на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
– выделение частей суток и определение порядка дней недели.
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
Предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
- учиться наблюдать;
- моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Содержание коррекционного курса
Раздел 1. Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Раздел 2. Адаптация первоклассников.
Давайте познакомимся. Правила школьной жизни. Школьник и дошкольник. Для чего ходят в школу. Оценка и отметка. Учимся работать дружно. Наш класс – это все мы! Первоклассное путешествие.
Раздел 3. Развитие познавательных процессов.
Развитие графомоторных навыков. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Развитие зрительного восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики. Развитие внимания, умения выполнять математические действия. Развитие восприятия и слуховой памяти. Развитие мышления и внимания. Развитие логического мышления. Развитие восприятия, воображения.
Раздел 4. Промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Раздел 5. Уроки хорошего поведения.
От улыбки станет всем светлей! И улыбку свою я дарю прохожим. Такое хорошее настроение! Что такое хорошо, что такое плохо? Завидовать – плохо! Такое плохое настроение. Сказочная страна. Маму с папочкой люблю! Что такое доброта? Такое разное поведение. Лучшие на свете – неленивые дети. Такие разные чувства. Лучшие на свете – культурные дети. Спокойствие, только спокойствие. Не хотим быть Нехочухами! Быть послушным – хорошо! Подводим итоги.
Раздел 6. Итоговая комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Итоговая комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п |
Наименование
разделов и тем |
Количество
часов |
I четверть | ||
1. | Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика. | 8 |
2. | Адаптация первоклассников. | 8 |
II четверть | ||
3. | Развитие познавательных процессов. | 15 |
III четверть | ||
4. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. | 6 |
5. | Уроки хорошего поведения. | 11 |
IV четверть | ||
6. | Уроки хорошего поведения. | 6 |
7. | Итоговая психолого-педагогическая диагностика. | 8 |
Итого: | 62 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Развитие ощущений и восприятия.
Учащиеся 1 – го класса должны:
- знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
- знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
- знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
- различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
- выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
- сравнивать предметы по размерам;
- определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
- сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
- различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Развитие пространственного восприятия.
Учащиеся 1-го класса должны:
- определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.
Развитие памяти.
Учащиеся 1 –го класса должны:
- запоминать несколько предметов (2 – З) и порядок их размещения;
- выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 – 2 мин);
- выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 – 2 позиции);
- удерживать в памяти 3 – 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть в 1 – 2 игры по теме.
Развитие воображения.
В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
- 1-2-е классы – наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
Развитие мышления.
Учащиеся 1 -го класса должны:
- анализировать несложные формы объектов;
- устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
- строить умозаключения (с помощью взрослого);
- конструировать (по образцу) простейшие объекты;
- решать простейшие логические загадки и задачи;
- проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
Личностно-эмоциональная сфера
Повышение учебной мотивации. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Баряева Л.Б. и др. Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М: Дрофа, 2008 . – 32 с.
Гелюх А.Н., Смелянская Н.П. Программа оказания психологической помощи детям в процессе их подготовки к обучению в школе. //Практическая психология // http://lrcppsw.blogspot.ru/p/blog-page_9.html
Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М:АСТ, 2014. – 96 с.: ил. – (серия «Мир общения»).
Жукова О. С. Графические диктанты.
Зинченко Г.И. Коррекционно-развивающая программа «У страха глаза велики»// www.rospsy.ru
Исханова С.В. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 126 с. – (серия «Школа развития»).
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для д 6-7 лет.
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
Пелипко Н.В., Т.В. Громова, М.Ю Чибисова.: Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Учебно-методическое пособие.
Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом.
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 3 класс, Рабочая тетрадь, В 2-х частях, Издательство РОСТ, 2012. Шалаева Г. П. Как вести себя в школе — М: АСТ, 2010 — 48 с. – (серия «Правила поведения»).
Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: Старшая подготовительная группа.
Языканова Е.В. «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения», 2 класс, 2014.
https://www.igraemsa.ru/
https://www.razumeykin.ru/
https://kids-smart.ru/exercises/groups
- Компьютер.
- Принтер.
- Музыкальный центр.
- Дидактическое обеспечение.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Писчая бумага.
- Наглядные тематические картинки.
- Цветные карандаши.
- Простой карандаш.
- Иллюстрации.
- Плакаты.
- Раздаточные листы.