Рабочая программа по Психокоррекционным занятиям в 1 классе.

автор: Газизова Лилия Ахатовна

педагог-психолог МБОУС(К) Ш №18

Рабочая программа по Психокоррекционным занятиям в 1 классе.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ПО ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ В 1 КЛАССЕ

Пояснительная записка

 

 Актуальность. Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни ребёнка, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Эти изменения особенно значимы, они могут укрепить психологическое здоровье, либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно в последствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребёнка. Программа, представляет    собой   курс занятий с учащимися с ЗПР 1 классов, направленных на   адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления   и речи. Так как развитие психических процессов, крайне важно для получения этими детьми полных представлений об  окружающем  мире, для  их  успешной  адаптации в  социуме.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития (ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. 

         Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребёнка. 

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

 Данная программа разработана на основе методических и практических материалов следующих авторов: А.Н. Гелюх, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.И. Зинченко, С.В. Исханова, Л.Б. Баряева, Холодовой, Н.Ю. Куражевой, Н.П. Локаловой, Н.В. Пилипко, В.Л. Шарохиной, Г. П. Шалаева, Е.В. Языкановой. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР, обучающихся по АООП НОО. Программа может реализовываться в очной и дистанционной формах. 

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область.

Цель: 1. Развитие высших психических функций.

  1. Укрепление психологического здоровья. 

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  1. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного процесса общения.
  2. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки повышение уверенности в себе, познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения).
  3. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  4. Развитие интеллектуальной сферы.
  5. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  6. Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Программа предназначена для обучающихся 1 дополнительного класса.

 

Место курса в учебном плане

 

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» составлена в соответствии с учебным планом МБОУС(К)Ш №18 на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.

В I четверти – 8 недель по 2 занятия – 16 часов, во II четверти – 8 недель по 2 занятия – 16 часов,  в III четверти 10 недель по 2 занятия – 20часов, в IV четверти 8 недель по 2 занятия – 16 часов.

 

Общая характеристика коррекционного курса

 

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, познавательной сферы, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Программа выстроена по следующей схеме:

 – стартовая диагностика (начало учебного года);

 – последовательность тем с закреплением пройденного материала;

 – промежуточная диагностика (середина года);

 – последовательность тем с закреплением пройденного материала;

 – итоговая диагностика для выявления динамики развития детей в соответствии с возрастом.

Методы, формы и технологии обучения 

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Педагог-психолог организует и проводит индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: 

ритуал приветствия; 

разминку; 

основное содержание занятий; 

ритуал прощания.

Формы контроля: стартовая, промежуточная и итоговая диагностика.

 

 

Личностные и предметные результаты 

освоения коррекционного курса

 

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: 

  1. личностные результаты:

– определение и выражение положительного отношения к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;

– принятие и освоение роли ученика;

– иметь представление о школьной жизни и о правилах поведения в школе;

– в предложенных учителем ситуациях делать выбор моделей поведения, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;

– оценка простых ситуаций и однозначных поступков как «хороших» или «плохих» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– выражение своего эмоционального состояния, настроения адекватным учебной ситуации способом;

— логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; 

— увеличить скорость и гибкость мышления; 

— выделять существенные признаки и закономерности предметов; 

— сравнивать предметы, понятия; 

— обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; 

— определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; 

— концентрировать, переключать своё внимание; 

— развивать свою память;
— улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; 

— уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; 

— самостоятельно выполнить задания; 

— осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; — решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; 

— находить несколько способов решения задач; 

— работать в группе. 

  1. предметные результаты:

– целенаправленное выполнение действий по инструкции учителя;

– правильное использование письменных принадлежностей, копирование несложных изображений;

– классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

– понимание, осознавание и выражение отношения к своим поступкам и поступкам окружающих, сказочных героев;

– ориентация на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

– выделение частей суток и определение порядка дней недели. 

Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО. 

Предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • учиться наблюдать; 
  • моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • учиться работать в паре и в группе;
  • выполнять различные роли;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

 

Содержание коррекционного курса

 

Раздел 1. Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Раздел 2. Адаптация первоклассников.

Давайте познакомимся. Правила школьной жизни. Школьник и дошкольник. Для чего ходят в школу. Оценка и отметка.  Учимся работать дружно. Наш класс – это все мы! Первоклассное путешествие. 

Раздел 3. Развитие познавательных процессов.

Развитие графомоторных навыков. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Развитие зрительного восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики. Развитие внимания, умения выполнять математические действия. Развитие восприятия и слуховой памяти. Развитие мышления и внимания. Развитие логического мышления. Развитие восприятия, воображения. 

Раздел 4. Промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Раздел 5. Уроки хорошего поведения.

От улыбки станет всем светлей! И улыбку свою я дарю прохожим. Такое хорошее настроение! Что такое хорошо, что такое плохо? Завидовать – плохо! Такое плохое настроение. Сказочная страна. Маму с папочкой люблю! Что такое доброта? Такое разное поведение. Лучшие на свете – неленивые дети. Такие разные чувства. Лучшие на свете – культурные дети. Спокойствие, только спокойствие. Не хотим быть Нехочухами! Быть послушным – хорошо! Подводим итоги.

Раздел 6. Итоговая комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Итоговая комплексная психолого-педагогическая диагностика.

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

I четверть
1. Стартовая комплексная психолого-педагогическая диагностика. 8
2. Адаптация первоклассников. 8
II четверть
3. Развитие познавательных процессов. 15
III четверть
4. Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. 6
5. Уроки хорошего поведения. 11
IV четверть
6. Уроки хорошего поведения. 6
7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика. 8
Итого: 62


Требования к уровню подготовки учащихся

Развитие ощущений и восприятия.

Учащиеся  1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Развитие пространственного восприятия.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Развитие памяти.

Учащиеся  1 –го  класса  должны:

  • запоминать несколько предметов (2 – З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время  экспозиции 1 – 2 мин);     
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 – 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 – 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 – 2 игры по теме.

Развитие воображения.

       В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:

  • 1-2-е классы –  наблюдательности (т. е. способности подмечать  в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств,   сторон, качеств);

Развитие мышления.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Личностно-эмоциональная сфера
Повышение учебной мотивации. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

Баряева Л.Б. и др. Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М: Дрофа, 2008 . – 32 с.

Гелюх А.Н., Смелянская Н.П. Программа оказания психологической помощи детям в процессе их подготовки к обучению в школе. //Практическая психология // http://lrcppsw.blogspot.ru/p/blog-page_9.html

Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М:АСТ, 2014. – 96 с.: ил. – (серия «Мир общения»). 

Жукова О. С. Графические диктанты. 

Зинченко Г.И. Коррекционно-развивающая программа «У страха глаза велики»// www.rospsy.ru

Исханова С.В. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 126 с. – (серия «Школа развития»).

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для д 6-7 лет.
Локалова  Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).  — М.: «Ось-89», 2006.

Пелипко Н.В., Т.В. Громова, М.Ю Чибисова.: Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Учебно-методическое пособие. 

Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом.

Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 3 класс, Рабочая тетрадь, В 2-х частях, Издательство РОСТ, 2012. Шалаева Г. П. Как вести себя в школе — М: АСТ, 2010 — 48 с. – (серия «Правила поведения»).

Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: Старшая подготовительная группа.
Языканова Е.В. «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения», 2 класс, 2014.

https://www.igraemsa.ru/

https://www.razumeykin.ru/

https://kids-smart.ru/exercises/groups

https://solnet.ee/

 

  • Компьютер. 
  • Принтер.
  • Музыкальный центр.
  • Дидактическое обеспечение.
  • Настольно-печатные игры.
  • Предметные игрушки.
  • Писчая бумага.
  • Наглядные тематические картинки.
  • Цветные карандаши.
  • Простой карандаш.
  • Иллюстрации.
  • Плакаты.
  • Раздаточные листы.

 

 

 

 

Рабочая программа по Психокоррекционным занятиям в 1 классе.
Пролистать наверх