Автор: Гаранина Елена Викторовна
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 153
Урок “Начало объединения русских земель вокруг Москвы”
Урок в 6 классе «Начало объединения русских земель вокруг Москвы»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: раскрыть причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы, изучить Куликовскую битву и ее значение.
Планируемые результаты:
Предметные: усваивать базовые национальные ценности;
Формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
Метапредметные: уметь ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных задач; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личные: формировать российскую гражданскую идентичность, чувства уважения к прошлому народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной.
Учебник: И.Л.Андреев, И.Н. Федоров.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Проверка домашнего задания:
Задание на повторение ДА/нет
- Главным последствием монгольского завоевания стали людские потери (ДА).
- Ярлык – это специальная грамота на великое княжение (ДА).
- С конца 13 века Москва и Новгород вступили в борьбу за лидерство (НЕТ).
- Иван Калита был сыном Александра Невского (НЕТ).
- Александр Невский противостоял монгольским ханам, за что и был повешен (НЕТ).
- Актуализация:
Н.М. Карамзин: «Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна Калита на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной России».
Обсуждение эпиграфа: О ком говорит Карамзин? Почему Ивана назвали Калитой?
Объединение земель связываю с именем Ивана Калиты.
Работа с картой, с. 155 в учебнике посмотреть какую, территорию занимало Московское княжество.
Итак, о чем нам сегодня предстоит поговорить?
План урока:
1.Иван Калита.
- Удельно-вотчинная система.
3.Укрепление позиций Москвы при наследниках Катиты.
- Куликовская битва.
- Изучение нового материала.
- Выписать основные направления внутренней и внешней политики Ивана. Читаем пункт 1 параграф 23.
- Прочитать пункт 2 с.165 и сформулировать определение удельно- вотчинной системы.
- Прочитать пункт 3 и ответить на вопросы по вариантам 1-1, 2-2.
- Прочитайте эпиграф в начале параграфа. Почему Дмитрий Донской уверен, что его потомки не будут платить дань Орде?
А кто такой Дмитрий? Посмотрим генеалогическое древо на стр. 166 он внук Ивана Катиты.
Мы подходим к изучению великого сражения – Куликовская битва.
Использую пункт 4 и работая в парах опишите по плану сражение
План:
- Дата
- Место
- Участники
- Ход сражения
- Итого
Проверка. Победа доказала, что единственный способ избавиться от владычества – это объединиться всем русским землям, народ поверил в сови силы.
5.Закрепление.
1) Каково значение правления Ивана Катиты.
2)Что такое удельно – вотчинная система?
3)Смогли ли приемники Ивана Катиты продолжить его дело?
4) Каково значение Куликовской битвы?
- Рефлексия: просмотр видео (история государства российского 115 серия куликовская битва) и составление толстого и тонкого вопроса к нему.
- Домашнее задание: параграф 23 пересказ, вопросы и задания устно, контурная карта с. 155 .