автор: Глушкова Наталья Алексеевна
Учитель-логопед МБДОУ N21 “Колокольчик”
Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.
Подготовительная группа.
ТЕМА: Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости. Звуковой анализ слов ВРАЧ, МЫШЬ.
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
- ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предмета;
- развивать знаково – символическую функцию мышления, наглядно – образное мышление (использование пиктограмм);
- развивать фонематический слух и фонемный анализ;
- содействовать общему психическому развитию ребенка;
- развивать произвольность поведения, пробуждать активность, быстроту реакции, сообразительности каждого ребенка;
- развивать умение понять и принять учебную задачу, навыки самоконтроля и самооценки;
- развивать мелкую моторику рук и координацию движений рук.
МАТЕРИАЛ: большой конверт с портретом Незнайки, конверты с демонстрационным и раздаточными наборами для фонемного (звукового) анализа, знак ударения, полоски с картинками для игры “Четвертый лишний” (см. ниже), листы бумаги для писем, сюжетные картинки (см. ниже).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель приносит в группу большой конверт с портретом Незнайки:
- Незнайка прислал нам письмо, но я ничего не могу понять. Может вместе разберемся. Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу. (Воспитатель выставляет сюжетные картинки одну за одной и “озвучивает” их).
- Получился у Незнайки рассказ? (НЕТ)
- Почему? (РАССКАЗАНО НЕ ПО ПОРЯДКУ)
- Давайте его исправим. Расскажем по порядку. Как вы думаете, что было вначале? (ЛИЗА МЫЛА РОЗУ). Что случилось потом ? (ОНА ЗАНОЗИЛА РУКУ). Чем закончился рассказ? (ВРАЧ ВЫТАЩИЛ ЗАНОЗУ). Кто хочет рассказать правильный рассказ? (ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕССКАЗЫВАЮТ).
- Чем закончился рассказ? (ВРАЧ ВЫТАЩИЛ ЗАНОЗУ). Давайте запишем, чтобы Незнайка не забывал.
(Дети записывают в тетрадях схему предложения и слогоударные схемы слов этого предложения).
.
СХЕМА:
- Называется первое слово предложения, обозначается полоской ( ), обговаривается выбор полоски: первое слово в предложение пишется с большой буквы.
- Называется второе слово предложения, обозначается полоской, обговаривается правило: слово от слова пишется отдельно.
- Называется третье слово предложения, обозначается полоской, обговаривается правило и еще одно: в конце предложения ставится точка.
Затем разбираются слова, каждое слово по схеме (см. занятие №18). Воспитатель из большого конверта вынимает маленький конверт, показывает детям его содержимое (в нем лежат синие, зеленые, красные кружочки (или квадратики), палочка – ударение), спрашивает:
- Интересно, что могут означать эти квадратики? Вы дети знаете? (ЗВУКИ. Синий квадрат – твердые согласные звуки, зеленый квадрат – мягкие согласные звуки, палочка – ударение).
- А как вы думаете, зачем Незнайка прислал нам эти квадратики? Конечно, он хочет, чтобы мы записали ими слова. А какие слова, догадаетесь? Кто в дни болезней всех полезней, И лечит нас от всех болезней? (ВРАЧ) Дети отгадывают и «записывают» слово фишками (на доске и индивидуально за столами)
Сразу ставим фишки, обозначающие твердость – мягкость (без наложения).
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(МЫШЬ)
Дети отгадывают и определяют схему слова (записывают ее).
! При анализе последних звуков вспомнить, что [Ч] – всегда мягкий, а [Ш] – всегда твердый звук. Вспомнить еще всегда мягкие звуки (Щ, Й), всегда твердые (Ж, Ц).
Воспитатель достает листок из конверта, на нем нарисована картинка.
- А теперь о чем говорит Незнайка? (варианты). Я догадалась, он предлагает поиграть в игру «Тропинка». (см. книгу Чистякова «Психогимнастика», стр. 75).
Дети встают в круг и берутся за руки. Ходят по кругу (водя хоровод), пока звучит мелодия русской народной песни «Кума». Как только пауза, воспитатель подает любую команду из трех, паузы через разные промежутки времени. Команды: 1. «Тропинка» – дети разрывают круг, встают друг за другом, руки на плечи впереди стоящему. 2. «Копна» – дети идут в центр круга, взявшись за руки. 3. «Кочки» – дети приседают, положив руки на голову.
Воспитатель заглядывает в конверт и достает полоски с картинками для игры «Четвертый лишний»:
- А теперь Незнайка просит найти лишнее слово, сможете догадаться какое?
БАНТ – БАРАБАН – БОЧКА – КОЗА (звук [К]).
ЖУК – ГНОМ – ПАУК – ПЕНЬ (двусложное).
КОТ – КИТ – КОЛЕСО – КНИГА (звук [К] мягкий).
Дети объясняют выбор, воспитатель помогает при необходимости. Снова смотрят в конверт там пусто. Воспитатель предлагает написать Незнайки ответ в виде пиктограммы (письмо – рисунок).
- Понравилось вам Незнайкино письмо? Дети отвечают:
НАМ ПОНРАВИЛОСЬ ПИСЬМО
Дети рисуют ответ, и кто может печатает свое имя.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рисунки – силуэты слов. Ребенок должен дорисовать предмет, раскрасить его, слова с твердым согласным в начале слова соединить с синим кругом, слова с мягким согласным с зеленым.
СЛОВА: кот, дым, мышь, жук, пень, чашка, лилия.
В ГРУППЕ: знакомство с пиктографическими значками