Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости. 

автор: Глушкова Наталья Алексеевна

Учитель-логопед МБДОУ N21 “Колокольчик”

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.

Подготовительная группа.

ТЕМА: Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости. Звуковой анализ слов ВРАЧ, МЫШЬ.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предмета;
  • развивать знаково – символическую функцию мышления, наглядно – образное мышление (использование пиктограмм);
  • развивать фонематический слух и фонемный анализ;
  • содействовать общему психическому развитию ребенка;
  • развивать произвольность поведения, пробуждать активность, быстроту реакции, сообразительности каждого ребенка;
  • развивать умение понять и принять учебную задачу, навыки самоконтроля и самооценки;
  • развивать мелкую моторику рук и координацию движений рук.

МАТЕРИАЛ: большой конверт с портретом Незнайки, конверты с демонстрационным и раздаточными наборами для фонемного (звукового) анализа, знак ударения, полоски с картинками для игры “Четвертый лишний” (см. ниже), листы бумаги для писем, сюжетные картинки (см. ниже).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель приносит в группу большой конверт с портретом Незнайки:

  1. Незнайка прислал нам письмо, но я ничего не могу понять. Может вместе разберемся. Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу. (Воспитатель выставляет сюжетные картинки одну за одной и “озвучивает” их).
  2. Получился у Незнайки рассказ? (НЕТ)
  3. Почему? (РАССКАЗАНО НЕ ПО ПОРЯДКУ)
  4. Давайте его исправим. Расскажем по порядку. Как вы думаете, что было вначале? (ЛИЗА МЫЛА РОЗУ). Что случилось потом ? (ОНА ЗАНОЗИЛА РУКУ). Чем закончился рассказ? (ВРАЧ ВЫТАЩИЛ ЗАНОЗУ). Кто хочет рассказать правильный рассказ? (ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕССКАЗЫВАЮТ).
  5. Чем закончился рассказ? (ВРАЧ ВЫТАЩИЛ ЗАНОЗУ). Давайте запишем, чтобы Незнайка не забывал.

(Дети записывают в тетрадях схему предложения и слогоударные схемы слов этого предложения).

 

.

 

СХЕМА:

  1. Называется первое слово предложения, обозначается полоской (            ), обговаривается выбор полоски: первое слово в предложение пишется с большой буквы.
  2. Называется второе слово предложения, обозначается полоской, обговаривается правило: слово от слова пишется отдельно.
  3. Называется третье слово предложения, обозначается полоской, обговаривается правило и еще одно: в конце предложения ставится точка.

Затем разбираются слова, каждое слово по схеме (см. занятие №18). Воспитатель из большого конверта вынимает маленький конверт, показывает детям его содержимое (в нем лежат синие, зеленые, красные кружочки (или квадратики), палочка – ударение), спрашивает:

  • Интересно, что могут означать эти квадратики? Вы дети знаете? (ЗВУКИ. Синий квадрат – твердые согласные звуки, зеленый квадрат – мягкие согласные звуки, палочка – ударение).
  • А как вы думаете, зачем Незнайка прислал нам эти квадратики? Конечно, он хочет, чтобы мы записали ими слова. А какие слова, догадаетесь?         Кто в дни болезней всех полезней,                                                                                            И лечит нас от всех болезней?   (ВРАЧ)                                                                                                                     Дети отгадывают и «записывают» слово фишками (на доске и индивидуально за столами)   

Сразу ставим фишки, обозначающие твердость – мягкость (без наложения).

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

(МЫШЬ)

Дети отгадывают и определяют схему слова (записывают ее). 

! При анализе последних звуков вспомнить, что [Ч] – всегда мягкий, а [Ш] – всегда твердый звук. Вспомнить еще всегда мягкие звуки (Щ, Й), всегда твердые (Ж, Ц).

Воспитатель достает листок из конверта, на нем нарисована картинка.

  • А теперь о чем говорит Незнайка? (варианты). Я догадалась, он предлагает поиграть в игру «Тропинка». (см. книгу Чистякова «Психогимнастика», стр. 75).

Дети встают в круг и берутся за руки. Ходят по кругу (водя хоровод), пока звучит мелодия русской народной песни «Кума». Как только пауза, воспитатель подает любую команду из трех, паузы через разные промежутки времени. Команды: 1. «Тропинка» – дети разрывают круг, встают друг за другом, руки на плечи впереди стоящему. 2. «Копна» – дети идут в центр круга, взявшись за руки. 3. «Кочки» – дети приседают, положив руки на голову.

Воспитатель заглядывает в конверт и достает полоски с картинками для игры «Четвертый лишний»:

  • А теперь Незнайка просит найти лишнее слово, сможете догадаться какое?

БАНТ – БАРАБАН – БОЧКА – КОЗА (звук [К]).

ЖУК – ГНОМ – ПАУК – ПЕНЬ (двусложное).

КОТ – КИТ – КОЛЕСО – КНИГА (звук [К] мягкий).

Дети объясняют выбор, воспитатель помогает при необходимости. Снова смотрят в конверт там пусто. Воспитатель предлагает написать Незнайки ответ в виде пиктограммы (письмо – рисунок).

  • Понравилось вам Незнайкино письмо? Дети отвечают:

           НАМ                              ПОНРАВИЛОСЬ                              ПИСЬМО

                                               

Дети рисуют ответ, и кто может печатает свое имя.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рисунки – силуэты слов. Ребенок должен дорисовать предмет, раскрасить его, слова с твердым согласным в начале слова соединить с синим кругом, слова с мягким согласным с зеленым.

СЛОВА: кот, дым, мышь, жук, пень, чашка, лилия.

В ГРУППЕ: знакомство с пиктографическими значками 

 

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости. 
Пролистать наверх