Опыт применения современных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Перспективы развития

автор: Гниденко Елена Николаевна

Методист МБОУ ДО ЦТ “Содружество”

Опыт применения современных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Перспективы развития

Опыт применения современных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Перспективы развития

Гниденко Елена Николаевна

методист МБОУ ДО ЦТ «Содружество»

 

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования. В связи с этим, одним из стратегических направлений в системе дополнительного образования на первый план выдвигается инновационная деятельность, которая позволяет использовать различные виды нововведений для обеспечения высокого качества образовательного процесса, создания лучших условий для раскрытия творческих и индивидуальных способностей учащихся, адаптации их интересов к любой сфере человеческой жизни с выходом на конкретный продукт, возможностью к самовыражению и самоусовершенствованию.

Инновационная деятельность также способствует развитию профессионального уровня педагогов дополнительного образования, внедрению инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования, повышает конкурентоспособность образовательного учреждения.

МБОУ ДО Центр творчества «Содружество» в 2020-2021 учебном году осуществляет свою деятельность по 76 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и четырем направленностям, которые включают в себя следующие виды деятельности:

  • театральное; 
  • хореографическое;
  •   вокальное;
  • изобразительное; 
  • декоративно-прикладное;
  • физкультурно-спортивное;
  • языковое.

Несмотря на то, что педагоги дополнительного образования вводят в свою практику инновационные технологии, методы и приемы, большинство объединений выстраивают свою работу на основе фундаментального, традиционного обучения, учитывая специфику классических школ, направлений, поддерживая идею возрождения традиций народной, духовной и материальной культуры.

Основные инновационные направления в МБОУ ДО ЦТ «Содружество» касаются:

  1. Расширения спектра образовательных услуг в виде открытия новых объединений, введения новых предметов в образовательный процесс;
  2. Внедрения программ блочно-модульного типа;
  3. Использования новых современных технологий, в том числе авторских разработок.

Технология блочно-модульного обучения (Дж.Рассел, П.Ю.Цявиене, Трамп, М.Чошанов) легла в основу образовательного процесса студии раннего развития «Солнышко», которая позволяет реализовать 3 основные программы: «Говорилка-мастерилка», «Мы танцуем и поём», «Театральные картинки» в комплексе 6-ти дисциплин (Развитие речи, Декоративно-прикладное творчество, Основы хореографии, Основы вокала, Мастерство актера, Изобразительное искусство).

Данный подход основан на психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий, поэтапную выработку навыков и формирование ключевых компетенций у дошкольников, учитывая индивидуальные способности и особенности каждого ребенка.  Применение блочно-модульной системы дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством.

По принципу блочно-модульного обучения выстроена образовательная траектория Образцового детско-юношеского театра-студии «Гелиос», где реализуется 7 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением Технологии интегрированного и дифференцированного обучения (Л.С.Выготский, В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), Технологии погружения (как модели концентрированного обучения), Технологии коллективной творческой деятельности (И.П.Волков,  И.П.Иванов).

Интеграция здесь выражается в глубоком взаимопроникновении, слиянии, обобщении знаний, вскрытии связей предметов театрального искусства в одном учебном объединении. Подтверждением этого является осуществление образовательной деятельности по 11 предметам для разных возрастных групп. 

Технология дифференцированного обучения в театре-студии «Гелиос» позволяет использовать методы и приемы, направленнные на определение для каждого учащегося наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы, исходя из его индивидуальных особенностей, уровня подготовки, развития мышления.

Основными принципами здесь являются: 

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация разделения учащихся по уровням познавательного интереса;
  • введение дополнительных предметов, направленных на раннюю профессиализацию обучения в старших группах («Сценография», «Основы режиссерского дела»).

Одним из примеров синтеза традиционных и инновационных технологий в театральном искусстве театра-студии «Гелиос» является спектакль «Легенда о пламенном сердце» (режисссер-постановщик, сценарист С.А.Гарбузова), в котором основной концепцией было объединение разных направлений хореографии, пластики, сценической речи, что несомненно относится к инноватике и является авторской разработкой.

В качестве экспериментальной работы объединения «Театр пластики и танца «Эдельвейс», стал спектакль «Русь летописная» (режисссер-постановщик Е.В.Лысенкова) с применением нетрадиционных технологий в постановочном процессе. Отличительной особенностью данного спектакля является смешение народной стилизации и модерна, взаимодействие хореографического направления с театрально-драматургическим, с элементами сценического боя.

В МБОУ ДО ЦТ «Содружество» используется Технология проектного обучения (Дж.Дьюи, У.Кил-Патрик, П.Ф.Каптерев) в основу которого положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой иннициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, уметь прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. 

Примером может послужить социально-образовательный проект «Дети и город», разработанный педагогом дополнительного образования И.А.Чернышовой, целевой аудиторией которого являются дошкольники. Особенностью данного проекта является интеграция предмета «Кубановедение» и изобразительного искусства, использование экскурсий, как компонента художественно-эстетического развития детей с итоговым продуктом в виде творческой работы.

Интеграция проектного обучения с Технологией исследовательского (проблемного) обучения (Дж.Дьюи, М.Махмутов, В.Оконь, Н.Никандров, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) применяется в программе детской фольклорно-этнографической экспедиции, разработанной педагогом дополнительного образования М.А.Лященко на базе «Детского казачьего центра». 

В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Л.В.Занков, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, Г.К.Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику. Она выражается в совместно развивающей деятельности взрослых и детей. Два субъекта учебной деятельности (педагог и учащийся) действуют сообща и являются равноправными партнерами.

Примером может служить наставническая деятельность опытного педагога И.А.Чернышовой и молодого специалиста М.В.Шнайдер, представленная на муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Лучший педагог-наставник города Краснодара – 2017», результатом которого стала победа в номинации «Педагог дополнительного образования».

Игровые педагогические технологии (П.И.Пидкасистый, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев и др.) являются своеобразной техникой освоения культуры человечества, которые обладают эффективными средствами активизирующими деятельность учащихся, направленных на рефлексивность и самоорганизацию. Они широко применяются педагогами ЦТ «Содружество» в различных объединениях: «Студия раннего развития детей «Солнышко», «Аэродизайн и твистинг» (О.А.Сватенко), «Образцовый театр-студия «Гелиос»  (Константинова Н.А.), «Театр пластики и танца «Эдельвейс» (Е.В.Лысенкова), «Хореографический ансамбль «Росинка» (О.Г.Орлова), «Ансамбль современного танца «Никта» (А.А.Жданова), «Фотокадрик» (Проскурякова М.И.) и др. Применение в образовательном процессе игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной, тем самым способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.  

Примером внедрения Информационно-коммуникационных технологий с использованием мультимедиа ресурсов в образовательный процесс МБОУ ДО ЦТ «Содружество» является создание педагогом ИЗО Т.М.Ивановой своего педагогического блога. В 2017 году Т.М.Иванова приняла участие в муниципальном конкурсе краснодарского методического центра информационно-коммуникационных технологий «Старт» “Лучший блогер-2017”, где одержала победу в номинации «Лучший блог педагога дополнительного образования».

В основу всего образовательного процесса МБОУ ДО ЦТ «Содружество» заложена ориентация на Технологии личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), с соблюдением основных принципов (Принцип индивидуальности, Принцип выбора, Принцип самоактуализации, Принцип творчества, Принцип успеха).

Ключевым моментом является то, что учащийся является полноправным субъектом педагогического процесса. Обучение строится с учетом вариативности содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с учетом развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, избирательности к предметному материалу, его виду и форме. Опираясь на способности учащегося, его склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, в ЦТ «Содружество» создаются условия для предоставления возможности самоопределения, самоутверждения и самореализации в познании, поведении, выбора будущей профессии и т.д.

Обобщая опыт применения комплекса инновационных технологий в образовательном процессе МБОУ ДО ЦТ «Содружество», с целью улучшения качества предоставляемых образовательных услуг, можно выделить следующие перспективные направления:

  • Расширение спектра образовательных услуг,
  • Совершенствование кадрового потенциала,
  • Внедрение новых механизмов социального партнерства (сетевого взаимодействия),
  • Формирование инновационных площадок,
  • Улучшение финансирования за счет введения платных образовательных услуг.

Таким образом, введение инновационных технологий, наряду с традиционными, в образовательный процесс системы дополнительного образования позволяет решать проблемы управленческого характера, направленные на повышение эффективности обучения и воспитания, нацеленные на качественный конечный результат.

 

Список литературы

 

  1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
  2. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2009. 351 с.
  3. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.

 

Опыт применения современных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Перспективы развития
Пролистать наверх