Автор: Гоголева Лариса Александровна
учитель-логопед МАДОУ детский сад “Берёзка”
Конспект НОД по лексической теме “Зима”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей с тяжёлыми нарушениями речи(с использованием пчелы-робота Bee Bot)
«Путешествие в зимний лес»
Выполнила учитель-логопед:
Гоголева Л.А.
городской округ город Бор
2022 г
Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в образовательной деятельности по лексической теме «Зима».
Задачи:
Образовательная:
формировать умения детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что», «а»;
совершенствовать умения детей выделять, подбирать и называть характерные особенности диких животных и птиц, составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам;
Развивающая:
развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений
развивать интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
развивать у детей пространственное мышление, логику, навыки программирования, ориентировку в пространстве.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни зимнего леса, желание приобретать новые знания.
Средства: мультимедийный проектор, декорации зимнего леса: ели разного размера, покрытые ватой, сугроб, следы диких животных (зайца, белки, волка, лисы), берлога, методическое пособие – картина «Зимний лес» (со следами и жилищами животных), маршрутные листы, программируемый напольный робот пчелка Bee-Bot, коврики для работы с мини-роботам
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать умения обобщать, систематизировать знания, полученные на логопедической ОД по развитию речи
- иметь представление об особенностях диких животных и птиц, признаках зимы
Регулятивные:
- определять последовательность решения задач;
- принимать образовательную цель;
- планировать и организовывать практическую деятельность;
Познавательные:
- научатся сравнивать между собой диких птиц
- следовать предложенной схеме в составлении предложений описательного характера
- структурировать имеющие знания по теме;
- Коммуникативные:
- выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения;
- рассуждать и вести диалог.
Личностные:
- активизировать учебную познавательную деятельность;
- развивать мелкую моторику рук, аналитическое мышление, образное воображение, зрительную память, фонематический слух, восприятие;
- развивать самостоятельность в поиске решения изображения недостающей части.
Ход ОД
Этап ОД | Содержание деятельности учителя-логопеда | Содержание деятельности детей |
1. Организационный этап | Дети стоят по кругу.
Организует беседу с детьми: -Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости. Ребята, какое сейчас время года? Дети. Сейчас время года – зима. Логопед. Какая бывает зима? Дети. Холодная, морозная, снежная, красивая, суровая, заснеженная, лютая. Логопед. Что бывает зимой? Дети. Сильные морозы. Вьюга, метель. Снегопад. Логопед. Мы с вами рассказали, какая бывает зима. Действительно, хоть она и морозная, но очень красивая. Ведь недаром многие художники писали зимние картины. Давайте посмотрим, каким красивым изображен зимний лес. |
Вспомнить признаки зимы |
2.Постановка цели и задач ОД.
Мотивация детей |
На экране появляется звук метели и картинка Снежной королевы. Голос Снежной королевы: «Я Снежная королева – царица холода, снега и льда. Мне надоело смотреть, как вы радуетесь зиме. Я заколдовала весь лес: все растения, теперь в лесу не летают птицы и не бегают звери. Если вы очень постараетесь, то сможете расколдовать его, а помогут мои друзья – умные пчелы». | |
3. Актуализация знаний | – Ребята, как помочь зимнему лесу?
– Надо отправиться в зимний лес. – Чтобы отправиться в лес нужно тепло одеться. Что наденем? Дети. Шапку, теплую куртку. Теплые штаны, шарфик, варежки, валенки или зимние ботинки. Логопед. В лесу много снега. Значит, какой лес? Дети. Красивый, заснеженный, сказочный. Логопед. Легко идти будет раз лес заснеженный? Дети. Нет. Логопед. Да по снегу не так-то просто идти. Чтобы не проваливаться в сугробы как можно пойти по снегу? Дети. На лыжах. Логопед. Наденем лыжи на левую ногу, на правую ногу. Возьмем в руки палки и отправимся в путь. В процессе работы проходит развитие общей моторики под музыку «В лес на лыжах мы пойдем» |
Дети предлагают варианты первой задачи.
Дети проговаривают соответствующие слова «Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем, По сугробам высоко ноги поднимаем, А по льду совсем легко тихонечко шагаем. Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. Мы деревья и кусты змейкой обойдем И к лесной опушке вскоре мы придем». На экране появляются кадр с детьми, шагающими по лесу на лыжах |
4.Обобщение и систематизация знаний | Вот мы с вами оказались в лесу. Как здесь красиво! А воздух какой свежий, морозный!
Дыхательная гимнастика Вдох через нос, выдох через рот-2 раза Пальчиком ноздрю закрой, подыши ноздрей другой 2 раза Пальчик быстро поменяй, упражнение повторяй 2 раза Вдох через нос, на выдохе: “Как хорошо в лесу!”2 раза Логопед. Но, слышите, вьюга все завывает. Как она воет? Дети. В-в-в-в. Логопед. Сосны, ели стонут от сильного порыва ветра: м-м-м-м (низким голосом). Дети. М-м-м-м. Логопед. А березки, осинки: м-м-м-м (высоким голосом) Дети. м-м-м-м (высоким голосом) Логопед. Вьюга затихает. В-в-в-в (тихим голосом). Дети.В-в-в-в. Мы с вами шли по заснеженному лесу, по сугробам глубоким, устали. Давайте присядем на пенечки, которые не замело еще снегом. Что-то нам оставила Снежная королева, какой–то конверт занесло вьюгой к нам на пенек. Давайте посмотрим, что в нем – загадки я вижу. Попробуем отгадать? |
Выполняют дыхательную гимнастику.
Дети программируют робот на поле к картинкам-отгадкам. |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации | На экране появляются следы зверей. Странно следы есть, а животных невидно. Я вижу каких-то странных зверей.
Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? Давайте поиграем в следопытов. Настоящие следопыты – это люди, которые по следу могут сразу определить, кому он принадлежит и чей он. Запрограммируйте пчелу, опираясь на схему маршрута и вы узнаете, кому принадлежит след. Что это за животное? Дети. Лиса. Логопед. А как догадались что это лиса? Лиса какая? Дети. Лиса рыжая, хитрая, ловкая…. и т.д. (заяц, лось, волк, белка). Логопед. А следы, каких животных мы не увидим в зимнем лесу? Дети. Медведя, ежа. Логопед. Все звери спасены и рады. На экране появляются птицы в масках. А здесь что случилось? Какие-то странные существа.(птицы в масках). (Узнают, называют, говорят какая). Логопед. Как называются эти птицы? Дети. Эти птицы называются зимующие. Логопед. Почему их так называют? Дети. Их называют зимующими, потому что они остаются у нас зимовать. Логопед. Всех птиц узнали, молодцы. А сейчас давайте составим предложение про птиц. Дети. Воробей мелкий, а ворона крупная. У сороки хвост длинный, а у снегиря короткий…. Логопед. Давайте присядем и послушаем, что слышно в зимнем лесу.(Стук дятла.) На экране появляется картинка дятла. Логопед: Давайте споем песенку про дятла. На экране появляются картинки Логопед: Посмотрите на свою картинку, поделитесь на команды в соответствии с цветом на картинке. Найдите первый звук в своем слове. Запишите букву, которая обозначает этот звук. Составьте из полученных букв слово. Запрограммируйте пчелу так, чтобы она прочла слово. Голос Снежной королевы: «Что, получилось, радуетесь?! Я не думала, что вы справитесь с такими трудными заданиями. Молодцы! А за это я вас хочу угостить своими «снежными» конфетками.» |
Дети отгадывают животных,описывают их, программируют робота .
Дети отгадывают птиц, описывают какие они. Составляют предложения. Пение с отбиванием ритма “Дятел” Дятел сядет на сучок. Тук-тук-тук, тук-тук-тук Дятел смотрит, где жучок. Туки-туки-туки-тук. Снег идет, метут метели. Так-так-так, так-так-так. Прячьтесь, птицы, прячьтесь звери. Туки-туки-туки-так.
Дети делятся на две команды. Команда составляет один маршрут с тремя остановками. Каждый ребенок составляет маршрут к своей букве. |
6.Контроль усвоения | После выполнения заданий на слайде появляется часть расколдованного леса. | |
7.Рефлексия | Давайте все таки посмотрим каким же зимний лес изображаю художники.
– Что вы должны были сделать? – Получилось это у нас? – Что мы делали, чтобы это у нас получилось? – Хотите об этом рассказать? – Кому вы можете рассказать о нашем путешествии? |
Дети отвечают на вопросы , а так же могут задавать свои вопросы. |
-Вот и подошло наше путешествие к концу. Снежная королева вас угощает сладостями «Снеговиками», за то, что вы выполнили все задания, были дружными, не побоялись идти в заколдованный лес и освободили его от чар Снежной королевы