Конспект НОД по лексической теме “Зима”

Автор: Гоголева Лариса Александровна

учитель-логопед МАДОУ детский сад “Берёзка”

Конспект НОД по лексической теме “Зима”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей с тяжёлыми нарушениями речи использованием пчелы-робота Bee Bot)

«Путешествие в зимний лес»

Выполнила учитель-логопед:

Гоголева Л.А.

городской округ город Бор

2022 г

Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в образовательной деятельности  по лексической теме «Зима».

Задачи:

Образовательная:

 формировать умения  детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что», «а»;

совершенствовать умения  детей выделять, подбирать и называть характерные особенности диких животных и птиц, составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам;

Развивающая: 

развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений

развивать   интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);

развивать у детей пространственное мышление, логику, навыки программирования, ориентировку в пространстве.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни зимнего леса, желание приобретать новые знания.

Средства: мультимедийный проектор, декорации зимнего леса: ели разного размера, покрытые ватой, сугроб, следы диких животных (зайца, белки, волка, лисы), берлога, методическое пособие – картина «Зимний лес» (со следами и жилищами животных), маршрутные листы, программируемый напольный робот пчелка Bee-Bot, коврики для работы с мини-роботам

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать умения обобщать, систематизировать знания, полученные на логопедической ОД по развитию речи
  • иметь представление об особенностях диких животных и птиц, признаках зимы

Регулятивные:

  • определять последовательность решения задач;
  • принимать образовательную цель;
  • планировать и организовывать практическую деятельность;

Познавательные:

  • научатся сравнивать между собой диких птиц
  • следовать предложенной схеме в составлении предложений описательного характера
  • структурировать имеющие знания по теме;
  • Коммуникативные:
  • выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения;
  • рассуждать и вести диалог.

Личностные:

  • активизировать учебную познавательную деятельность;
  • развивать мелкую моторику рук, аналитическое мышление, образное воображение, зрительную память, фонематический слух, восприятие;
  • развивать самостоятельность в поиске решения изображения недостающей части.

Ход ОД

Этап ОД Содержание деятельности учителя-логопеда Содержание деятельности детей
1. Организационный этап Дети стоят по кругу.

Организует беседу с детьми:

-Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости.

Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Сейчас время года – зима.

Логопед. Какая бывает зима?

Дети. Холодная, морозная, снежная, красивая, суровая, заснеженная, лютая.

Логопед. Что бывает зимой?

Дети. Сильные морозы. Вьюга, метель. Снегопад.

Логопед. Мы с вами рассказали, какая бывает зима. Действительно, хоть она и морозная, но очень красивая. Ведь недаром многие художники писали зимние картины. Давайте посмотрим, каким красивым изображен зимний лес.

Вспомнить признаки зимы
2.Постановка цели и задач ОД.

Мотивация детей

На экране появляется звук метели и картинка Снежной королевы. Голос Снежной королевы: «Я Снежная королева – царица холода, снега и льда. Мне надоело смотреть, как вы радуетесь зиме. Я заколдовала весь лес: все растения, теперь в лесу не летают птицы и не бегают звери. Если вы очень постараетесь, то сможете расколдовать  его, а помогут мои друзья – умные пчелы».
3. Актуализация знаний – Ребята, как помочь зимнему лесу?

– Надо отправиться в зимний лес.

– Чтобы отправиться в лес нужно тепло одеться. Что наденем?

Дети. Шапку, теплую куртку. Теплые штаны, шарфик, варежки, валенки или зимние ботинки.

Логопед. В лесу много снега. Значит, какой лес?

Дети. Красивый, заснеженный, сказочный.

Логопед. Легко идти будет раз лес заснеженный?

Дети. Нет.

Логопед. Да по снегу не так-то просто идти. Чтобы не проваливаться в сугробы как можно пойти по снегу?

Дети. На лыжах.

Логопед. Наденем лыжи на левую ногу, на правую ногу. Возьмем в руки палки и отправимся в путь.

В процессе работы проходит развитие общей моторики под музыку «В лес на лыжах мы пойдем»

Дети предлагают варианты первой задачи.

Дети проговаривают соответствующие слова «Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

Мы деревья и кусты змейкой обойдем

И к лесной опушке вскоре мы придем».

На экране появляются кадр с детьми, шагающими по лесу на лыжах

4.Обобщение и систематизация знаний Вот мы с вами оказались в лесу. Как здесь красиво! А воздух какой свежий, морозный!

Дыхательная гимнастика

Вдох через нос, выдох через рот-2 раза

Пальчиком ноздрю закрой, подыши ноздрей другой 2 раза

Пальчик быстро поменяй, упражнение повторяй 2 раза

Вдох через нос, на выдохе: “Как хорошо в лесу!”2 раза

Логопед. Но, слышите, вьюга все завывает. Как она воет?

Дети. В-в-в-в.

Логопед. Сосны, ели стонут от сильного порыва ветра: м-м-м-м (низким голосом).

Дети. М-м-м-м.

Логопед. А березки, осинки: м-м-м-м (высоким голосом)

Дети. м-м-м-м (высоким голосом)

Логопед. Вьюга затихает. В-в-в-в (тихим голосом).

Дети.В-в-в-в.

Мы с вами шли по заснеженному лесу, по сугробам глубоким, устали. Давайте присядем на пенечки, которые не замело еще снегом. Что-то нам оставила Снежная королева, какой–то конверт занесло вьюгой к нам на пенек. Давайте посмотрим, что в нем – загадки я вижу. Попробуем отгадать?

Выполняют дыхательную гимнастику.

Дети программируют робот на поле к картинкам-отгадкам.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации На экране появляются следы зверей. Странно следы есть, а животных невидно. Я вижу каких-то странных зверей.

Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? Давайте поиграем в следопытов. Настоящие следопыты – это люди, которые по следу могут сразу определить, кому он принадлежит и чей он. Запрограммируйте пчелу, опираясь на схему маршрута и вы узнаете, кому принадлежит след.

Что это за животное?

Дети. Лиса.

Логопед. А как догадались что это лиса? Лиса какая? 

Дети. Лиса рыжая, хитрая, ловкая…. и т.д. (заяц, лось, волк, белка).

Логопед. А следы, каких животных мы не увидим в зимнем лесу?

Дети. Медведя, ежа.

Логопед. Все звери спасены и рады.

На экране появляются птицы в масках. А здесь что случилось? Какие-то странные существа.(птицы в масках).

(Узнают, называют, говорят какая).

Логопед. Как называются эти птицы?

Дети. Эти птицы называются зимующие.

Логопед. Почему их так называют?

Дети. Их называют зимующими, потому что они остаются у нас зимовать.

Логопед. Всех птиц узнали, молодцы. А сейчас давайте составим предложение про птиц.

Дети. Воробей мелкий, а ворона крупная.

У сороки хвост длинный, а у снегиря короткий….

Логопед. Давайте присядем и послушаем, что слышно в зимнем лесу.(Стук дятла.) На экране появляется картинка дятла.

Логопед: Давайте споем песенку про дятла.

На экране появляются картинки 

Логопед: Посмотрите на свою картинку, поделитесь на команды в соответствии с цветом на картинке. Найдите первый звук в своем слове. Запишите букву, которая обозначает этот звук. Составьте из полученных букв слово. Запрограммируйте пчелу так, чтобы она прочла слово.

Голос Снежной королевы:

«Что, получилось, радуетесь?! Я не думала, что вы справитесь с такими трудными заданиями. Молодцы! А за это я вас хочу угостить своими «снежными» конфетками.»

Дети отгадывают животных,описывают их, программируют робота .

Дети отгадывают птиц, описывают какие они.

Составляют предложения.

Пение с отбиванием ритма “Дятел”

Дятел сядет на сучок.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Дятел смотрит, где жучок.

Туки-туки-туки-тук.

Снег идет, метут метели.

Так-так-так, так-так-так.

Прячьтесь, птицы, прячьтесь звери.

Туки-туки-туки-так.

 

 

Дети делятся на две команды. Команда составляет один маршрут с тремя остановками. Каждый ребенок составляет маршрут к своей букве.

6.Контроль усвоения После выполнения заданий на слайде появляется часть расколдованного леса.
7.Рефлексия Давайте все таки посмотрим каким же зимний лес изображаю художники.

– Что вы должны были сделать?

– Получилось это у нас?

– Что мы делали, чтобы это у нас получилось?

– Хотите об этом рассказать?

– Кому вы можете рассказать о нашем путешествии?

Дети  отвечают на вопросы , а так же могут  задавать свои вопросы.

-Вот и подошло наше путешествие к концу. Снежная королева вас угощает сладостями «Снеговиками», за то, что вы выполнили все задания, были дружными, не побоялись идти в заколдованный лес и освободили его от чар Снежной королевы

 

Конспект НОД по лексической теме “Зима”
Пролистать наверх