Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

автор: Голактионова Лариса Викторовна

учитель русского языка и литературы МБОУ Кыштовская СОШ №1

Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

записка

Технологическая карта урока

Урок литературы с использованием технологии критического мышления, 10 класс.

 

Тема: Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели для учителя:

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, получение  знаний о специфике художественного произведения, о необходимости  проявления чувства долга, уважения, чуткости, внимания к близким людям.

Развивающие: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД,  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (см. в конспекте урока), умений применять новое знание.

Воспитательные:  формирование личностных УУД через содержание учебного материала: воспитание доброго, мудрого отношения к природе, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя рассказа

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: коллективная и групповая

Формы контроля:  развёрнутое монологическое высказывание с опорой на текст, синквейн

Принципы: деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса непрерывности, целостности.

Урок построен по технологии развития критического мышления  (три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока/время Деятельность учителя  Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД

(метапредметные и личностные)

Результат взаимодействия (сотрудничества)
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

 

 

 

 

 

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой,

Главная мысль не откроется сразу!

Вдумайся в слово и в образ всмотрись –

Здесь открывается главная мысль!

Настраиваются на работу, повторяя стихи наизусть через 1 мин. Осознанного заучивание девиза урока;

мотивирующий  приём  «яркое пятно» на основе презентации книг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера

(знал)

Познавательные:

построение логической цепочки рассуждений;

выдвижение гипотез и их доказательство;

формирование обобщенных знаний

 

 

актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

 

 

Слово учителя:

Сегодняшний урок я хочу начать со слов писателя В. Астафьева:

«…Все течет, все изменяется. Так было. Так есть. Так
будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?»

Я думаю, что Вы поняли, что писателя волнуют нравственные проблемы. И наш сегодняшний разговор пойдёт об одной из них.

Вопросы классу:

– ваши ассоциации со словом «мать»»

-как мы называем её ласково;

-какими качествами обладает мать;

-какая для вас ваша мать;

-на что способна мать ради своего ребёнка;

-как дети должны относиться к матери, их ответная плата за материнскую заботу.

 

 

Отвечают на мотивационный вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера

Актуализация, или стадия вызова

 

 

 

Проблемная ситуация и её обсуждение

– Ребята, посмотрите,  у меня в руках небольшой чистый лист бумаги.. Как думаете, что мы можем написать на нем?

– В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо по тому или  иному поводу написать записку. К такому виду общения прибегают люди в любом возрасте. Мы создаём записки и получаем их.

– Кому и когда пишут записку?

– Что обычно пишут в записке?

–  Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки?

– Какие чувства вы испытывали, получив записку?

– Писали ли Вы когда-либо записки в своей жизни?

– Какие чувства  вы  испытывали, когда писали записку?

–  То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные эмоции.

 

У Виктора Астафьева есть  рассказ, который называется  «Записка».(слайд  )

Как вы думаете, о какой записке пойдет речь в рассказе?

Читаем начало рассказа:

«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».( слайд    )

-Как вы думаете, кому и от кого может быть эта записка?

– Если не знать продолжения, то о ком  бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).

 

 

 

 

Обсуждают ответы  в группе, отвечают

(записку)

 

 

 

 

 

В  записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

« Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события».

 

Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.)

-уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

-судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

-слово “прокорм” обычно относится к животному – это значит нужно иметь много еды.

 

 

 

 

 

 

Побуждающий диалог Регулятивные:  

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. формулировать тему и цель урока;

3. умение четко определять области знаемого и незнаемого, определять причины затруднений.

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания  на основе социальных и личностных ценностей

Накопление материала, необходимого для «открытия нового знания», создание образовательной напряжённости через пробную учебную ситуацию

 

 

 

 

 

Определение  места и причины затруднений.

Выявление причины затруднений

 

 

– Если не знать продолжения, то о ком  бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).

 

 

 

 

 

Читаем текст дальше:

 

«…Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать,  неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку,  как  рекомендательное письмо  в  няньки,  сторожихи, домработницы…(СЛАЙД)

 

– Могли ли вы ожидать такое развитие сюжета? Каково ваше отношение к поступку сына?

– Как думаете, что могло толкнуть сына на такой поступок?

 

 

 

 

 

Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи .

 

Читают текст.

Пытаются  ответить на вопросы, в которых звучит недоумение,огорчение, грусть.

Подводящий диалог
Целеполагание и определение темы урока   (постановка учебной задачи и коллективное

проектирование решения проблемы)

 

 

Помощь учителя в поиске алгоритма решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проблема взаимоотношения отцов и детей

Ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели

1) Коллективный поиск путей решения проблемы через создание ОК:

2) Определение темы урока:

«Проблема взаимоотношения отцов и детей»

«Сочувственное отношение к матери»

Необъявленная тема.

Подводящий диалог

Устранение возникшего затруднения, определение целей и формулировка темы урока
Практическая деятельность (решение поставленных задач)

 

 

Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!

Вопросы по проблеме:

1.Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?
2. Что будет с матерью?

3. Самое страшное слово в рассказе?

Самое страшное слово в рассказе? – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

 

Давайте отметим ключевые слова в тексте

Мать:

-неграмотная;

-изношенная в работе;

-выходная плюшевая жакетка;

-из старой русской деревни;

Родной сынок:

-привёз в город

-вложил записку

-“забыл” на вокзале

-рекомендательное   письмо.

“Изношенная” – так обычно говорят об одежде, а здесь – о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, – всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы – они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:

-оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;

-сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни матери?

Звучат разные версии ответов. Но все называют слово «забыл»

Отмечают карандашом слова.

 

 

Записывают в тетрадях ключевые слова.

 

 

Выступление групп по этим словам.

 

Аналитическая беседа Познавательные:

анализировать, обобщать, делать выводы;

извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли,  владеть монологической речью;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Отчёт группы как результат работы с текстом по составленным вопросам

 

Опорный конспект как результат аналитической беседы

 

 

 

Физминутка

 

2 мин.

  Проводит отв. ученик. Зрительные и динамические упражнения

 

Повышение качества внимания
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 

5 мин.

Брейнсторминг.

– Какое впечатление рассказ  произвёл на вас? Почему его нельзя читать без потрясения?

– Как удалось автору  сделать эту миниатюру криком взволнованной души, сгустком негодования?

-Сколько героев в этом рассказе?

– Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»?

– Зачем  нужно было сыну, чтобы мать продала свой «домишко»?

– Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки?

– Почему мать надела выходную плюшевую жакетку, когда поехала с сыном в город?

– Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе?

– Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?

-Что мы узнаем о матери, как её описывает автор? Назовите ключевые слова из текста. Может быть, мать заслужила такое отношение сына к себе?

-Назовите самое страшное слово в рассказе?  Почему?  («забыл».  Ответы сводятся  к тому, что сына нельзя назвать человеком)

– Что мы можем сказать о сыне? Можно ли защитить сына? Попробуйте.

– Василий Шукшин писал: «Нам бы про душу не забыть, нам бы немного добрее быть.(слайд  —-)Составьте «Радугу души» сына. Какие цвета вы использовали? Почему?

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление «Радуги души»

Комментирование, обозначение знаковыми символами. Текст памятки
Самостоятельная работа

(включение в систему знаний)  

 

 

8 мин.

. Составьте синквейн по группам: синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)

(Слайд 21)   1 группа – сынок.   2 группа – мать.     3 группа – поступок.

Чтение одним представителем из группы (примерные)

  1. Сынок.
  2. Родной, действующий.
  3. Вырос, привёз, ”забыл”.
  4. Записка-рекомендация.
  5. Ужас…
  1. Мать.
  2. Старая, брошенная.
  3. Ждёт, оглядывается, плачет.
  4. Сердце ноет от жалости.
  5. Горе.
  1. Поступок
  2. Аморальный, вызывающий
  3. Шокирует, характеризует, заставляет задуматься
  4.  Показывает как нельзя поступать с родителями
  5. Бесчеловечный

 

Работа в группах по составлению синквейнов Решение задач в новой ситуации Познавательные:

1.Анализировать, обобщать, делать выводы;

2.использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях  учебного сотрудничества, при решении задач урока.

Коммуникативные: 

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Советы Васютке в новой жизненной ситуации
Закрепление ранее изученного.

 

4 мин.

Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность – так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!

-Какая в рассказе проблемная  ситуация? (сын отказался от старой матери)

– Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа?

Главная проблема – отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. “Забыть” ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение “сынка”. Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.

 

Отвечают на вопросы Побуждающий диалог Познавательные:

Анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные:  

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 Синквейн
Рефлексия

 

3 мин.

Какова позиция автора? Как восприняли назидание автора?  (Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.)

—Что же делать?  В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью.  В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…

Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания

– А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку»  при встрече?

-Можете привести примеры художественных произведений, прочитанных вами, о неблагодарном отношении выросших детей к старым родителям? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

– Ребята, скажите,  чему учит нас этот рассказ?

– Как вы думаете, что в дальнейшем будет

происходить с сыном?

Закончить наш урок мне хочется словами

 

В.  Астафьева: писал:”Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать.”

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

 

Я надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые вы пишите, например, в записках, особенно посвященным  родителям, будете внимательны к своим  поступкам и никогда не напишите подобной записки, как у Астафьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают варианты ответов Приём поднятой руки с оценкой урока по пятибалльной системе

Приём

Коммуникативные: 

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные: 

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

 

Осознание обучающимися  своей учебной деятельности.

 

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется   самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

 

2 мин.

 

Задания на выбор:

1.     Фишбоун

 

2.     Сочинение-размышление

«Что значит быть отзывчивым?»

 

 

Вопросы учителю по выполнению домашнего задания. Фишбоун

Сочинение-размышление

 

Коммуникативные: 

задавать вопросы

 

Фишбоун

Сочинение-размышление

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Астафьев, В.П. Древнее, вечное: документальные рассказы / В.П. Астафьев – М.: Советская Россия, 1980. – 64
  2.  Астафьев, В.П. Жестокие романсы: рассказы/ В.П. Астафьев. – М.: издательство «Эксмо», 2002. – 864 с.
  3.  Астафьев, В.П. Жизнь прожить: роман, рассказы / В.П. Астафьев. – М.: Современник, 1986. – 319 с.
  4.  Астафьев, В.П. Затеси / В.П. Астафьев. – Красноярск: РГ Вся Сибирь, 2003. – 688 с.
  5. Астафьев, В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы / В.П. Астафьев. – Красноярск: Книжное издательство, 1982. – 336 с.
Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.
Пролистать наверх