Урок «открытия» нового знания. Творчество Н.К. Чуковского. Анализ рассказа Николая Корнеевича Чуковского «Девочка-жизнь».

Автор: Горбачева Елена Владимировна

заведующий МБУК “ЦСДБ” г.о. Самара филиала №23 Муниципальное бюджетное учреждение культуры “Централизованная система детских библиотек” г.о. Самара

Урок «открытия» нового знания. Творчество Н.К. Чуковского. Анализ рассказа Николая Корнеевича Чуковского «Девочка-жизнь».

Творчество Н.К.Чуковского.

Анализ рассказа Н.К.Чуковского «Девочка-Жизнь».

Горбачева Елена Владимировна,

заведующий МБУК г.о. Самара

«Централизованная система детских библиотек» филиалом №23

Урок «открытия» нового знания.

Творчество Н.К.Чуковского.

 Анализ  рассказа Николая Корнеевича Чуковского «Девочка-жизнь».

Цель урока: познакомить учащихся со сведениями о жизни и творческом пути писателя, с замыслом рассказа; показать мастерство Н.К.Чуковского в описании блокадного Ленинграда и передачи чувств людей в самые тяжёлые блокадные годы; показать роль одного человека, ребёнка в литературном произведении; воспитывать патриотизм у учащихся любого возраста, уважение к историческому прошлому; развить навыки анализа текста.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, формирования навыков и умений анализировать текст.

Решаемые проблемы:  научиться выполнять анализ прозаического текста, работать в группах.

Технологии: здоровьесбережения,  дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – научиться анализировать прозаический текст;

Метапредметные: 

а) познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

б) регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме.

в) коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, умение извлекать  из текста необходимую информацию; уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за стойкость, патриотизм, высокие нравственные принципы, Победу в Великой Отечественной войне к тем, кто достиг её ценой собственной жизни.

Личностные: понимать, что творчество Н.К.Чуковского является одним из основных национально-культурных ценностей русского народа, проявлять уважительное отношение к родному языку и истории нашей страны, гордость за неё, формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Ход урока

1.Организационный этап

  1. Реализация домашнего задания
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Работа над темой урока.

Родился Николай Корнеевич Чуковский 20 мая (2 июня) 1904 года в Одессе.

Детство и юность провёл в Петербурге и Куоккале.

В 1921 году окончил Тенишевское училище, занимался (до 1924) на общественно-педагогическом (историко-филологическом) факультете Петроградского университета. Окончил Высшие государственные курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств (1926–1930). В 1919–1921 годах участвовал в работе поэтического семинара (руководитель Н.Гумилев), организованного в литературной студии при Доме искусств, в 1921 году сблизился с литературной группой «Серапионовы братья». 

Начал выступать со стихами в 1922 году в альманахе «Ушкуйники» (Петроград), изданном Чуковским за собственный счет (под псевдонимом Н.Радищев), в литературном приложении к берлинской газете «Накануне» (4 июня) и петроградском журнале «Современное обозрение» (№ 2). В 1923 году в берлинском журнале «Беседа» (№ 1) опубликована поэма Чуковского «Козленок», с одобрением встреченная М.Горьким и В.Ходасевичем – литературным «опекуном» Чуковского . Юношеские стихи Чуковского выходили также в жуналах «Русский современник», «Ленинград», «Красный ворон» (все в 1924), в коллективных сборниках «Собрание стихотворений» (1926), «Костер» (1927). 

 

Среди поэтических книг Чуковского – сборник « Сквозь дикий рай» (1928), посвященный темам «торжественным и вечным» (жизнь, природа, любовь, полет воображения), книжки для детей «Беглецы», «Звериный кооператив», «Ваша кухня»,» Веселые работники», «Огород» (все 1925). Выступал также в детских журналах «Еж», «Мурзилка», переводил с английского языка, в т.ч. в соавторстве с Л.Чуковской (А.К. Дойл, Д.Лоуренс, Э.Берроуз и др.), писал познавательные повести для детей и подростков («Танталэна», 1925; «Приключения профессора Зворыки», 1926; «Разноцветные моря», «Русская Америка», обе 1928), художественные биографии («Капитан Джеймс Кук», 1927; «Навстречу гибели»: «Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза», 1929; « Путешествие капитана Крузенштерна», 1930, вошедшие в книгу « Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях», 1941, и др.). 

 

В 1930-е годы писатель выступил с социально-психологическим романом «Юность» (1930), рассказывающим о жизни бывших гимназистов в послереволюционной России, выпустил сборники рассказов и повести «В солнечном доме» (1931),» Повести» (1933), произведения, посвященные Гражданской войне – романы «Слава» (1935) – о Кронштадтском восстании и НЭПЕ, « Княжий угол» (1937) – о подавлении крестьянского мятежа на Тамбовской земле («антоновщина»), «Ярославль» (1938, 2-я ред. 1949) – об антисоветском восстании в Ярославле в июле 1918, повести («Варя», «Сестра», обе 1933) и рассказ «Пятый день», 1937. В 1939–1940 принимал участие в войне с финнами, был корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», в годы Великой Отечественной войны – участник обороны Ленинграда, офицер-политработник, жил в осажденном городе, печатал корреспонденции в газете «Красный флот», «Правда». С 1943 жил в Москве. 

 

На основе фронтовых впечатлений Чуковский написаны повесть « Двое» (1942), рассказы «Кайт», «Девочка-Жизнь», Девять братьев ( 1943), подкупающие современного читателя детальным воспроизведением военных будней в сочетании со светлой тональностью неизменной веры в конечную победу человеческого духа над суровыми обстоятельствами. В произведениях этого ряда особенно отчетлив отмечаемый всеми критиками литературный профессионализм Чуковского , заставляющий постоянно ощущать присутствие солидного культурного фундамента, сплава многоразличных литературно-художественных традиций, в частности – прозы Л.Толстого, отчасти – А.Куприна и, безусловно, Дж.Лондона (мотив снега и льда, враждебного «белого безмолвия» в его противостоянии мощи человеческой воли в повести «Двое»). Некоторой, обычно не свойственной Чуковскому, патетикой отмечен «военный» рассказ «Талисман» (1944). Увлекательная повесть «Морской охотник» (1945) послужила основой для одноименного кинофильма для детей (1955, режиссер и сценарист В.Немоляев). Повести «В последние дни» (1945), «Последняя командировка» (1955–1957), «Трудна любовь» (1959) и др. обращены к нравственно-психологическим проблемам военного и первого послевоенного времени, в т.ч. – отношение к простым людям поверженной Германии. 

Одним из лучших среди первых произведений о Великой Отечественной войне признан роман Чуковского «Балтийское небо» (1946–1954, опубликованный в 1955), где рассказывается о жителях осажденного Ленинграда. Сдержанно-фактографичная манера повествования Чуковского обогащается в его последующем творчестве эмоциональной лиричностью, психологической нюансировкой – в духе характерной для 1960-х годов «исповедальной» прозы (рассказы и повести «Неравный брак», 1963; «Ранним утром», 1964; «Девочка- Жизнь», « Цвела земляника», оба 1965). 

Чуковский оставил также богатую меткими наблюдениями книгу «Литературные воспоминания» (1989). В последние годы жизни был членом правлений Союза писателей СССР и РСФСР, председателем секции переводчиков Союза писателей, членом правления издательства «Советский писатель». Умер Чуковский в Москве 4 ноября 1965 года.

События Великой Отечественной войны всё дальше и дальше уходят в прошлое, отдаляемые стремительным бегом времени. Однако годы не только не стирают их в нашей памяти, но всё ярче высвечивают их первооснову, всё шире раздвигают границы наших знаний об эпохе бессмертного подвига советского народа.

Поколение парней и девушек, сыгравшее выдающуюся роль в Великой Отечественной войне вынесло на своих плечах основную тяжесть сражений, прославило советское оружие в освободительных походах, обеспечило производство всего необходимого для фронта.

Человек в качестве активной силы социального прогресса постоянно оставался в центре изучения мастеров советской литературы. Предельная напряженность жизни среди огня и грохота войны,  на грани жизни и смерти требовала возвышенных образов, отражавших пафос национально-патриотического сознания. Отсюда непреходящая ценность творений, созданных советской литературой в горниле огненных лет и после окончания войны. Они отразили духовную красоту нравственную силу и непоколебимое мужество советских людей, отстоявших в кровавой схватке свою честь, достоинство и право на жизнь.

Однако из таких произведений-рассказ Н.К.Чуковского  «Девочка-Жизнь». Опубликован рассказ в журнале «Юность» №1- 1965. 

Замысел рассказа, как и многих произведений, Чуковский носил в себе давно, потому что сам автор большую часть Великой Отечественной войны провёл в Ленинграде в качестве военного корреспондента, пережив в осаждённом городе самые тяжелые блокадные годы.

 В центре рассказа одна из крупнейших военных операций – героическая и трагическая защита города на Неве. За девятьсот дней обороны город понёс страшные человеческие жертвы, на долю его населения и защитников пришлись неслыханные страдания. Но они не сдались, похоронив тем самым одно из важнейших предначертаний «молниеносной войны».

Война, блокада, голод – это отдельная часть жизни тех, кто ее пережил. И хоть эта беда и объединяла всех, но в то же время каждый переживал ее по-своему. Кто-то замыкался в себе и постоянно молчал, кто-то все же верил в лучшее, а кто-то постоянно говорил что вот-вот умрет, а в конечном итоге пережил многих.  Рассказ Н.К.Чуковского по праву можно считать биографическим.

Главный герой рассказа «Девочка-Жизнь», как и сам автор – корреспондент и редактор газеты – старался не опускать рук, занимаясь своим делом. Он верил, что будет жить пока будет работать. Постепенно он свыкся с тем, что происходило вокруг. Он хотел победы, но понимал, что ее может и не быть. Он хотел жить, но совсем не боялся умереть, замерзну где-то в снежном сугробе. После всех внутренних мучений для него именно этот вариант казался наиболее простым. 

И без сомнения, голодная смерть ждала главного героя,  редактора ленинградской газеты тридцати лет. Но ему повезло. Он встретил Асю- своего Ангела-Спасителя, Девочку-Жизнь. Она верила, что можно заставить человека жить словами, «отсоветовать» умирать. Секрет прост: самое главное, говорить, но говорить только о хорошем, вспоминать свои цели и достигать их. Пусть нынешние цели будут небольшими, но такими жизненно важными именно сейчас. Например, вертеть вручную, когда совсем уже нет сил, огромное колесо, чтобы газета продолжала выходить несмотря на отсутствие электричества или дойти до порта, хотя жизненных сил, казалось уже не было не только дойти, а в принципе встать с кровати.

Часто в нашей судьбе появляется кто-то совершенно случайный и незнакомый, но переживает за нас, как за самого родного и близкого. Такой человек верит в то, что у нас есть силы на многое, даже если мы уверенно в совершенно противоположном. Но именно эта вера и дает нам эти силы.

Именно таким человеком и была пятнадцатилетняя Ася, которая долго поддерживала всех. Вокруг неё кружилась жизнь, как будто и нет на улице войны, голода и мороза. Один ее внезапный утренний визит, когда казалось смерть уже начинала обнимать, одно ее: “У вас точно получится”, и главный герой перейдет еще через многое.

В конце рассказа «Девочка-Жизнь» умирает, рядом с ней находится главный герой. Он всеми силами поддерживает её. Она на пороге смерти рассуждает, что в последний миг боялась остаться одна, что наступит весна, природа проснётся, а ей будет всё равно, потому что  её не будет, говорит о том что никогда не любила и уже этого никогда не случится.

«Вот это страннее всего. Мне никогда не было всё равно, и я не могу понять, как это станет всё равно».

 Подведение итогов урока. Рефлексия

В рассказе «Девочка-Жизнь» развивается мотив жертвенного героизма, любви, являющейся источником неистребимой жизненной силы.

Созданный Чуковским образ Аси впечатляет душевной чистотой, талантом самоотверженной деятельной любви.

Именно благодаря Асе, главный герой выжил. Не просто выжил, но и стал участником в освобождении нашей страны от фашизма. Через два года после встречи с Асей, главный герой участвовал в осаде Берлина, который не продержался и двух недель.

 «Девочке-Жизни» всё стало всё равно, но тем кто остался в живых, никогда не будет всё равно…

Урок «открытия» нового знания. Творчество Н.К. Чуковского. Анализ рассказа Николая Корнеевича Чуковского «Девочка-жизнь».
Пролистать наверх