Рабочая программа дополнительного образования “Люби свой край”.

автор: Граф Наталья Петровна

учитель начальных классов МОУ “Средняя школа №2 имени героя Советского Союза А. П. Иванова”, г. Луга Ленинградская область

Рабочая программа дополнительного образования “Люби свой край”.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 

им. Героя Советского Союза А.П. Иванова» 

Лужского муниципального района Ленинградской области

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

«Люби свой край»

 

                     Возраст детей:   7-10 лет                         

Срок реализации: 2018_ – 2022_   год

 

Составитель: Граф Н.П. – учитель начальных классов

 

г. Луга

 2018 г.

Пояснительная записка

 

«Любовь к родному краю,

  знание его истории – основа, на которой

  только и может осуществляться рост

  духовной культуры всего общества»

                                                                      Д.С. Лихачев

 

        Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

        У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали свою малую Родину, местность, её природу, историческое  прошлое и современную жизнь. Древние  народы были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

                                                                      

Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Программа кружка  «Люби свой край » ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской  области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего города, района, области и развития страны.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Лужского  края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. 

Данная программа  реализуется в  школе с 2011г.. Она включает в себя разработку и подготовку тематических экскурсий для учащихся начальных классов и родителей, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.

 

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

 

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

  Это предполагает:

  – освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;

– повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;

– развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

– стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

– использование полученных знаний в дальнейшей учебе , а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

По завершении курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:

– самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

– владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

– потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

Будут уметь:

– рассказывать о важнейших событиях истории Лужского  края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

– понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

– высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях  местной истории, 

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

 

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач: 

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний об  исторических событиях родного края; историю и традиции своей школы; быт и традиции своего края, историю Луги и Лужского района.
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; 
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

– предлагать помощь и сотрудничество; 

– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

– формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

– ставить и формулировать проблемы;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей.

 

  1. Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Люби свой край» краеведческой направленности предназначена для школьников в возрасте 7-10 лет.

Программа рассчитана на  3 года обучения. За это время  учащиеся приобретают основные знания, умения и навыки в изучаемой области. Обучение также способствует интеллектуальному, эмоциональному, социальному развитию детей. Программа ориентирована на воспитание любви и уважения к своему краю, умение видеть его красоту. В процессе обучения создаются условия для развития  у детей  исторической памяти, осознания  своей ответственности за сохранение и развитие культурных традиций

 

1.2. Актуальность и новизна дополнительной образовательной программы.

При проектировании данной программы были использованы материалы, посвящённые Лужской земле, Ленинградской области, Санкт-Петербургу, а также просмотрены имеющиеся программы краеведческой направленности. Из богатого материала было выделено то, что доступно учащимся начального звена. Так родилась программа «Люби свой край».

Ведь именно сейчас, когда наша жизнь заполнена машинами, компьютерами, космическими технологиями, в неё возвращается огромный пласт православной культуры. Поэтому воспитанникам  необходимы систематизированные знания о своем крае, должны прививаться бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Полученные знания учащиеся могут использовать при выполнении Всероссийских проверочных работ по окружающему миру.

 

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. 

Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков. Воспитание у учащихся  гражданственности и любви к родному краю через изучение исторического прошлого и бережное отношение к её историческим, культурным и природным ценностям.

 

Задачи   первого-второго годов обучения.

 

Содержательные.

Ознакомить с историей родного края, с техникой безопасности во время экскурсий;

с историей своей школы. Развивать познавательный интерес к истории малой родины (родное село, школа, традиционная русская культура); образное мышление, память, чувство прекрасного.

  Деятельностные.

Воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому и настоящему края, села; умение работать в коллективе; любовь к малой родине.

 

Задачи третьего года обучения.

 

Содержательные.

  • Продолжать формировать  знания  по истории города  Луги, памятных мест нашего города в годы Великой Отечественной войны;
  • Совершенствовать знания по технике безопасности  в походах, экскурсиях, прогулках по родному краю.
  • Развивать творческую деятельность  детей через коллективные дела.

Деятельностные.

  • Организация встреч с творческими людьми города Луги, ветеранами ВОВ.
  • воспитывать  уважение и интерес к историческому прошлому и настоящему края, села; умение работать в коллективе; любовь к малой родине.

 

  1. Отличительная особенность дополнительной образовательной программы.

Программа воспитывает любовь к родной земле, своему народу. Краеведческий материал позволяет расширить знания о прошлом нашей малой родины, прививать бережное отношение к её историческим, культурным и природным ценностям.

Программа способствует формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества в совместном познавательном деле.

Данная программа направлена на развитие творчества у детей. Программа способствует повышению интеллектуального уровня и  расширению кругозора воспитанников коллектива. Она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: историческое, географическое и литературное краеведение, «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Лужскому  краю, Ленинградской области, городу Луга. 

 

  1. Возраст обучающихся.

Программа рассчитана на учащихся  7-10 лет.

 

  1. Сроки реализации.

Содержание программы реализуется за 3 года, что в общем объёме составляет 102  часа.

68 часов на первый-второй года обучения, 34 часа на третий год обучения.

 

  1. Формы и режимы занятий.

Формы занятий: беседа, рассказ, лекция, конкурс, выставка, экскурсия, праздник, викторина, различные игры, встречи, исследовательская деятельность и т.д.

Режим занятий: первый-второй года обучения – по 1 часу в неделю, третий год –  по 1 часу в неделю.

Количество обучающихся в группе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

 

 Формы и методы  диагностики и подведения итогов реализации программы

 

Основной формой подведения итогов реализации программы являются викторины, творческие игры, игры-путешествия, экскурсии, оформление проектов по темам, педагогическое наблюдение, подготовка рисунков.

 

  1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
  2. 2. Педагогические наблюдения – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
  3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
  4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
  5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
  6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
  7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Лужский  край – земля родная».
  8. Организация и проведение экскурсий: экскурсионный маршрут по муниципальному образованию Лужский  район, экскурсия «Исторические места нашего города».
  9. Анализ проведённых мероприятий на сплочённость.

 

В конце каждого учебного года проводится заключительное занятие, являющееся итоговым для каждого года обучения.

Особое внимание уделяется практической направленности образования. Дети познают прекрасное, изучают историю края, учатся сами собирать краеведческую информацию и готовятся создавать творческие проекты под руководством учителя и при содействии родителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

1-2 года обучения

 

Раздел 1. Введение.

Тема 1.  Знакомство. Правила по ТБ

Беседа. Что изучает краеведение.

Тема 2.  Обзорная экскурсия по школе и ближайшей территории города. Памятники 200-летия города, Екатерининская церковь.

Обсуждение понравившегося, создание фотоальбома.

 

Раздел 2. История родного края.

Тема 1. Родной город.

Возникновение Луги и Лужского района. История названий окрестностей.

Знакомство с краеведческим музеем, его разделами. Изучение имеющихся экспонатов.

Тема 2. Родная школа, её традиции.

Основные этапы истории школы. Педагоги-ветераны. Посещение музея школы.

Тема 3. Моя семья.

История своей семьи. Имена в семье. Составление генеалогического дерева.

Тема 4. Луга – город Воинской славы.

Город и район в годы Великой Отечественной войны. Народное ополчение. Изучение материалов об обороне города. Лужский рубеж. Партизанские бригады. Встречи с ветеранами.

 

Раздел 3. История Санкт-Петербурга.

Тема 1. Как и где был основан город.

Из истории города  на Неве. Карта города. Нахождение главных проспектов и улиц по карте.

Тема 2. Из истории строительства.

Начало строительства города. 

Экскурсия в Санкт-Петербург. Музей « Эрмитаж» ( абонемент)

Тема 3. Царь Пётр 1.

Личность Петра 1. Его биография. Вклад  в развитие государства Российского.

Тема 4. Достопримечательности  города.

Памятники истории и архитектуры. Известные архитекторы Растрелли, Баженов, Монферан и т.д.

Тема 5. Экологические особенности.

Местоположение и климат Санкт-Петербурга. «Белые ночи». Прогулка по ночной Неве.

 

Раздел 4. Экскурсии

Тема 1. Родной город.

Путешествие по улицам города. Героические места Лужского рубежа.

Тема 2. Краеведческий музей.

Экскурсия в музей. 

Тема 3. Святые места 

Легенды о святых местах Лужского района.  ( Череменецкий монастырь, Малая Печерка)

Тема 4. В гостях у Арины Родионовны (посещение домика няни А.С.Пушкина в д.Кобрино). Деревянное зодчество. Особенности внешнего и внутреннего убранства русской избы .

 Герой войны 1812г. Лялин В.Д.( посещение захоронения в д. Мерево, Лужского района)

Тема 5. Музеи Санкт-Петербурга  (Музеи Петропавловской крепости, Домик Петра I).

Беседа: «Из истории музеев»

Знакомство с работами творческих коллективов «Любочажье» и «Зоренька».

 

Раздел 5. Творческие проекты

Тема 1. Рисунки о природе родного края. 

Наблюдение над изменениями природы по сезонам. Красота и своеобразие каждого времени года.

Тема 2. Конкурс «Осенний букет»

Сбор природных материалов. Обсуждение и составление букетов. Чтение стихотворений.

Тема 3. Поделки из природных материалов.

Изготовление поделок из природных материалов. Использование как художественных  образцов, так и собственной фантазии. Конкурс на лучшую поделку исторического места нашего города.

 

Раздел 6. Игры-путешествия

Тема 1. Путешествие в осенний лес.

Беседа  «Как собираться на лесную прогулку». Обсуждение маршрута. Повторение правил поведения во время прогулки по лесу. « Лесные опасности»  Викторина.

Тема 2. Игра по станциям « Я знаю свой город»

Знакомство с важными городскими объектами. 

Беседа «Что мы знаем о важных местах нашего города и района»

Тема 3. Игра-соревнование «Кто быстрее и точнее» ориентирование на местности.

 

Раздел 7. «История родного края – история моей семьи»

Тема 1. Старые документы.

Знакомство со старыми фотографиями, газетами.

Тема 2. «Из бабушкиного альбома»

Семейные фото, биография родных и близких.

Тема 3. «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Беседа о профессиях. Профессии родителей. Представление.

 

Раздел 8. Детские праздники

Тема 1. Праздник Осени.

Подготовка к празднику. Изготовление украшений, костюмов. Разучивание стихов об осени.

Тема 2. Новогодний вечер.

Изготовление старинных  новогодних  украшений. Репетиция сценария, разучивание новогодних песен, хороводов, калядок.

Тема 3. День именинника.

Приготовление подарков для сезонных именинников. Придумывание весёлых конкурсов. Подборка материалов по гороскопу.

 

 Раздел 9. Итоговое занятие.

Тема 1. Подготовительная работа.

Подготовка выступлений детей по выбранным темам. Привлечение родителей в качестве помощи.

Тема 2. Итоговое занятие.

Выступления детей по группам. Викторина.

                                                                               

 

СДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

3-4 года обучения

 

Раздел 1. Введение.

Тема 1.  Знакомство. Правила по ТБ

Беседа. Символы города и района. ( Герб, гимн), Ленинградской области.

Тема 2.  Обзорная экскурсия по школе и ближайшей территории города. Здание присутственных мест, Базарная площадь, Воскресенский собор.

Обсуждение понравившегося.

 

Раздел 2. История родного края.

Тема 1,2 Родной город.

Возникновение Луги и Лужского района. История названий окрестностей.

Знакомство с краеведческим музеем, его разделами. Изучение имеющихся экспонатов.

Тема 3. Знаменитые земляки нашего края.

Беседа « История города и судьбы знаменитых горожан». Сообщения учащихся.

Тема 4.Памятники культуры и архитектуры г Луги.

Экскурсия по старинным улицам ( новые и старые названия),  рассказ о достопримечательностях нашего города.

 

Раздел 3. Школа №2.

Тема1.Традиции нашей школы. 

Посещение школьного музея, изучение фотоматериалов, юбилеи школы.

Тема 2.Знаменитые выпускники нашей школы. 

Рассказ об успехах выпускников школы, золотых медалистах.

Тема 3. Встреча с родителями – выпускниками школы №2.

 

Раздел 4. «История родного края – история моей семьи»

Тема 1. Моя семья в годы ВОВ.

Знакомство со старыми фотографиями, газетами.

Тема 2. «Из бабушкиного альбома»

Семейные фото, биография родных и близких в годы войны .

Тема 3. «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Беседа о  предприятиях нашего города, их продукции. Представление сообщений.

 

Раздел 5. Военная история 

Тема 1. Блокада Ленинграда.

Конкурс стихов о блокадном Ленинграде.

Тема 2. «Лужский рубеж».

Экскурсия к памятнику «Лужский рубеж». Рассказ о начале войны. Роль города Луги в Великой Отечественной войне.

Тема 3. Рассказ о пионерах – героях.

Посещение детской библиотеки. 

Тема 4. К  празднованию годовщины  Великой Победы. Встречи с участниками ВОВ.( Исаковой Р.В.)

Конкурс рисунков о войне. Стихи к годовщине Великой победы. Экскурсии на мемориалы «Партизанская Слава», «Лысая гора», Памятный знак «Луга – город воинской славы».

 

                                                                               

Раздел 6. История Санкт-Петербурга.

Тема 1. Как и где был основан город.

Из истории города  на Неве. Карта города. Нахождение главных проспектов и улиц по карте.

Тема 2. Из истории строительства.

Начало строительства города. 

Экскурсия в Санкт-Петербург.

Тема 3. Царь Пётр 1.

Личность Петра 1. Его биография. Вклад  в развитие государства Российского.

Тема 4. Достопримечательности  города.

Памятники истории и архитектуры. Известные архитекторы Растрелли, Баженов, Монферан и т.д.

Раздел 7. Экскурсии

 Тема 1. Родной город.

Путешествие по улицам города. (Старые названия улиц).

Тема 2. Лужский район.

Экскурсия  в усадьбу « Боровое» 

Тема 2. Леса – наше богатство.

Беседа о лесах Лужского района, о животном мире.

Тема 3. Водоёмы Луги и Лужского района. Наш район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

Просмотр фильма о водоёмах Ленинградской области.

Беседа о правилах по технике безопасности во время экскурсии вблизи водоёмов.

      Тема 4. Храмы и исторические места Луги и Лужского района. Археологические раскопки.

Тема 5. Памятники воинской славы.

Просмотр презентаций о памятниках на территории Лужского района.

Встреча с ветеранами ВОВ. 

Тема 5. Музеи Санкт-Петербурга  (Музеи Эрмитаж, Домик Петра I).

Беседа: «Из истории музеев».

 

Раздел 8. Творческие проекты

Тема 1. Рисунки о природе родного края. 

Наблюдение над изменениями природы по сезонам. Красота и своеобразие каждого времени года.

Тема 2. Конкурс чтецов.  Стихотворения  о своем городе. 

Чтение стихотворений Лужских поэтов.

Тема 3. Сбор материала и оформление папки « Мое любимое место в городе».

   Подбор материала.  Сочинение на заданную тему. Создание презентаций.                                    

Раздел 10. Итоговое занятие.

Тема 1. Подготовительная работа.

Подготовка и продумывание выполнения творческих заданий  по выбору учащихся. Изготовление необходимых материалов.

Тема 2. Итоговое занятие. 

Защита проектов, просмотр презентаций. Вручение дипломов об окончании.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 1-4ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Название разделов, темы Количество часов
Всего Теоретическое обучение Практические занятия
1. Введение.

  1. Знакомство. Правила по ТБ
  2. Обзорная экскурсия по школе и ближайшей территории.
3

2

1

1

1

2

1

1

2. История родного края.

  1. Родной город.
  2. Родная школа, её традиции.
  3. Мои родители – ученики этой школы.
  4. Луга – город Воинской славы.
20

6

4

4

6

12

5

4

3

8

1

4

3

3. История Санкт-Петербурга.

  1. Как и где был основан город.
  2. Из истории строительства.
  3. Царь Пётр 1.
  4. Достопримечательности  города.
  5. Экологические особенности.
20

4

3

4

6

3

10

2

2

2

2

2

10

2

1

2

4

1

4. Экскурсии

  1. Родной город.
  2. Краеведческий музей.
  3. Святые места 
  4. В гостях у Арины Родионовны (посещение домика няни А.С.Пушкина в д.Кобрино)
  5. Музеи Санкт-Петербурга (Музеи Петропавловской крепости, Домик Петра I)
11

4

1

2

1

3

4

1

1

7

4

1

2

2

5. Творческие проекты

  1. Выставка рисунков «Мой город летом»
  2. Конкурс «Осенний букет»
  3. Поделки из природных материалов
10

4

2

3

5

1

1

5

5

1

2

6. Игры-путешествия

  1. Путешествие в осенний лес
  2. Игра по станциям
  3. Игра-соревнование «Кто быстрее и точнее»
12

3

5

4

2

1

1

10

2

4

4

7. «История родного края – история моей семьи»

  1. Моя семья в годы ВОВ.
  2. «Из бабушкиного альбома»
  3. «Все работы хороши – выбирай на вкус!»-встреча с профессиями родителей.
14

6

2

2

8

6

2

6

4

4

8. Детские праздники

  1. Праздник Осени.
  2. Новогодний вечер.
  3. День именинника
9

3

3

3

2

1

1

7

2

2

3

9. Итоговое занятие.

  1. Подготовительная работа.
  2. Итоговое занятие. Обзорная экскурсия по городу и району.
3

2

2

1

1

2

1

1

1

      Всего: 102 60 42

 

                                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ          ПРОГРАММЫ

 

                          

Раздел, тема Форма занятия Методы и приёмы проведения занятия Инструменты и материалы, дидактический материал, ИКТ Форма подведения итогов
  1. Правила техники безопасности.

Экскурсия по школе .

2. Моя малая Родина.
2.1. История Луги. Комбинированная Словесно-наглядный Фотоматериалы, экспонаты музея викторина
2.2. Лужский район. Комбинированная Объяснительно-иллюстративный Фотоматериалы, экспонаты музея Опрос, обсуждение
2.3. Знаменитые земляки. Комбинированная Словесно-наглядный Фотоматериалы, экспонаты музея Опрос
2.4. Памятники культуры, архитектуры. Комбинированная Объяснительно-иллюстративный Фотоматериалы, экспонаты музея презентация
3. Школа №2.
3.1.

3.2

Традиции школы.

Мои родители-выпускники.

Комбинированная Словесно-наглядный Экспонаты школьного музея, альбомы выпускников, Творческая работа
3.3. Знаменитые выпускники Комбинированная Объяснительно-иллюстративный Фотоматериалы, экспонаты музея презентация
4. История края- история моей семьи.
4.1 Моя семья в годы ВОВ Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Интересные фотографии, книги, оформительские материалы Опрос, обсуждение
4.2. Семейный альбом Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Интересные фотографии, книги проект
4.3. Знакомство с профессиями родителей. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Интересные фотографии, книги, оформительские материалы Опрос, обсуждение
5. Военная история 
5.1. Блокада Ленинграда Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Санкт-Петербурга, историческая литература, фотографии памятников архитектуры, CD-диски Опрос, обсуждение
5.2. Лужский рубеж Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Луги и Лужского района, историческая литература, фотографии памятников  презентация
5.3. Встречи с участниками ВОВ. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Историческая литература, фотографии военных лет Опрос, обсуждение
5.4. К 71-й годовщине со дня Великой Победы. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Историческая литература, фотографии., CD-диски Опрос, обсуждение
6. Северная столица
6.1. «Окно в Европу» Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Санкт-Петербурга,  CD-диски викторина
6.2. Победы Петра 1. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Санкт-Петербурга,  CD-диски выставка
6.3. Культурное наследие Санкт-Петербурга.

 (Эрмитаж музей)

Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Фотоматериалы, экспонаты музея Опрос, обсуждение
7. Экскурсии
7.1. Природа – наш дом. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Лужского района, материалы музея \творческая работа
7.3. Храмы и исторические места  Комбинированная Словесно-наглядный Экскурсия Опрос, обсуждение
7.4. Собираем гербарий из лекарственных растений. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Карта Лужского района, материалы музея выставка
7.5. Памятники воинской славы. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Фотоматериалы, экспонаты музея Презентация.
8. Творческие проекты
8.1. Оформление папки проектов. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Фотоматериалы, экспонаты музея Обсуждение
8.2. Рисунки, фотографии. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Фотографии, бумага, краски, кисти, CD-диски выставка
8.3. Викторины, конкурсы, игры. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Фотографии, бумага, краски, кисти, CD-диски Обсуждение
9. Творческая жизнь коллектива
9.1. Осенний праздник Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Материалы согласно сценарию праздничного мероприятия Творческое занятие
9.2. Новогодний праздник. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Материалы согласно сценарию праздничного мероприятия Обсуждение
9.3. Прощание с начальной школой. Комбинированная Словесно-наглядный, практический, поисковый Материалы согласно сценарию праздничного мероприятия проект
10. Итоговое занятие.
10.1. Подготовительная работа. Комбинированная Словесно-наглядный, 

репродуктивный,

практический

Необходимые материалы для выступления детей Опрос, обсуждение
10.2. Итоговое занятие. Комбинированная Практический, частично поисковый Необходимые материалы для выступления детей Опрос, обсуждение

  

Литература.

 

  1. Земля Невская Православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, «Православная Русь», 2000.
  2. Хрисанфов В.И. Незнакомая Луга. Луга, 2004
  3. Скафенко И.Г. Из прошлого нашего музея. – Лужский край. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Луга, 2002
  4. Глезеров С.Е. Петербург на север от Невы. М., 2004
  5. Голушко Н.А., Ипатов В.Г., Николаев С.А. Четырежды рожденный. – Лужский абразивный завод. Страницы истории. Вып. Ш. СПб, 2Петровский фонд», 2000.
  6. Луга. Фотоальбом. Л. 1983.
  7. Лебедев Г.С. Археологические памятники ленинградской области, Л., 1977.
  8. Куллама Г.З. История Лужского полигона. – «Провинциальные новости». №№ 30 – 35, 2002.
  9. Лужский край. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Луга, 2002.
  10. Книга Памяти Лужского района. СПб, 1995.

    12.. Бабочка над заливом. Книга для сесейного чтения о природе, истории и культуре     Ленинградской области. «Первый класс», 2013

   13.«Луга. Путеводитель» Автор – В.И. Зерцалов  Ленинград, “Лениздат”, 1972

  1. А.В. Носков, О.В. Набокина «Лужские храмы» . (в двух книгах) общий объем 420 стр.  (Энциклопедия  храмов и часовен Луги и Лужского р-на)
  2. В.И. Хрисанфов «Лужский край в 1917-20 гг.» (в двух книгах)общий объем 380 стр.  История г. Луги 1917-20 гг.

 

  1. А. Аимин «Луга. Полужье» История г. Луги и Полужья.
  2. А.В. Носков «История и современность» . Луга 2011 г.
  3. А.В. Носков «Луга на почтовых открытках» . Луга 2012 г.

 (в двух книгах)

 19.«Промыслы и ремесла крестьян Лужского уезда» Луга 2011 г.

  1. Краеведческий сборник   Луга 2012 г. 216 стр.
  2. Очерки по истории Луги и Лужского р-на. Луга 2011 г.
  3. Материалы 1-ой Международной научно-практической конференции.

«Эра пароходов II» Луга 2012 г.

Рабочая программа дополнительного образования “Люби свой край”.
Пролистать наверх