Технологическая карта урока по теме: “Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома”

автор: Гусейнова Альфия Ибрагимовна

учитель изобразительного искусства и черчения МОУ “Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма”

Технологическая карта урока по теме: “Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома”

Технологическая карта№21

 

Учебный предмет Изобразительное искусство
Класс 4
Тип урока урок освоения новых знаний  
Тема урока Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Цель:

Задачи  урока:

научиться выполнять  зарисовки знаков-символов на резных наличниках  и народном костюме.

1.Образовательная:

Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища и костюма.

 Создавать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.

 2. Развивающая:

Способствовать развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения, навыков владения художественными материалами и средствами закреплять у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов  в соответствии с их символическим значением)

3. Воспитывающая:

 Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища и костюма.

Основные термины, понятия Символика, орнамент (ритм, симметрия)

 

Планируемый результат
Предметные умения

приобретение новых знаний о внешнем убранстве дома и женском народном костюме;

-освоение практических приёмов изображения элементов геометрического орнамента.

раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов;

-создавать эскизы декоративного убранства избы и одежды;

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Личностные УУД:    

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– формулировать учебные задачи;

– работать по предложенному плану, инструкции;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 – осуществлять самоконтроль;

 -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала;

   – проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

– уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

 

Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Коллективная

Книгопечатная продукция: учебник

Технические средства обучения: мультимедийная презентация

Экранно-звуковые пособия:

 

Технология изучения

Этап урока Задача данного этапа Деятельность Использование интерактивной доски, ноутбуков, ЦОРов, раздаточного материала Результат
учителя обучающихся
1.Организационный момент. Подготовиться и положительно настроиться  к уроку. Проверяет готовность к уроку, порядок на партах.

Задает настрой урока.

Вспоминают правила поведения на уроке. Правила работы  с художественными материалами. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л.:внутренняя позиция обучающегося  на уровне положительного отношения к уроку

 2.Актуализация полученных знаний. Повторить пройденный материал. -Что вы видите на слайде?

– Почему вы так решили?

– А сейчас проверим, у кого из вас супер-память.

Как называли элемент одежды для подпоясывания?

– Как называется передняя часть избы?

-Как называется треугольная часть крыши? (фронтон)

-Что такое причелины?

( резная доска на фасаде)

– Что общего есть на этих изображениях?

 Отвечают на вопросы. Презентация.  К.:слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

3.Постановка темы, цели урока. Целеполагание.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение нового материала.

Определить тему и задачи урока. -Что вы видите на слайде?

– Что общего есть на этих изображениях?

-А теперь вы можете назвать тему урока?

-Хорошо. А полная тема нашего урока, это: «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома».

-Тему мы знаем, теперь попробуем  предположить цели и задачи урока.

– Рассмотрите русский народный костюм.

Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду? (для того, чтобы защитить себя от злых духов)

-Какие части одежды покрывались узором?

(ворот,  рукава рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане)

Головной убор в костюме считался идеей неба, изображения солнца, изображение птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от слова «кокошь»-петух, кур), кика, качка(утка) , сорока и т.п. А жемчужины и бусины на кокошнике символизировали капли  дождя, росы.

–  Какие правила мы должны знать при выполнении орнамент?

( ритм и симметрию)

Отвечают   на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Презентация. Р.: умение самостоятельно определить тему урока, определить круг задач урока;

Принятие цели и постановка задач урока;

К.; слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свое мнение.

П.:поиск и извлечение информации;

К.: слушать других пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить свое мнение.

Р.: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Л.: определять общие для всех правила поведения.

 

II. Практическая работа  Осмысление учащимися роли схематических рисунков для выполнения быстрого графического наброска фигур воинов русской армии в движении -Ребята, сегодня вы мастера-умельцы.

Давайте определимся, какой вы мастер?

1.Мастер по созданию сарафана;
2.Мастер по созданию наличника;

3.Мастер по созданию кокошника.

  Ребята читают задание и выбирают свой вариант. Раздаточный материал (солярные знаки) Р.:обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

Л.: формирование ответственного творческого отношения к работе.

IV. Рефлексия: Анализируют проделанную работу на уроке, оценивают свои силы, высказывают свое мнение. -Наш урок подошел к концу. Возьмите кружок раскрасьте  и дорисуйте эмоцию в соответствии с вашей работой на уроке. Раскрашивают смайлики. Презентация. Р.: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня.

Совместно с учителем и с одноклассниками давать оценку своей   деятельности.

Технологическая карта урока по теме: “Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома”
Пролистать наверх