Автор: Девяткова Татьяна Петровна
Музыкальный руководитель МБДОУ “детский сад №134”
Статья “Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей”.
Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей
«Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-
тельным, сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольных учреждениях. От здоровья и жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.
Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей с внедрением в работу здоровьесберегающих технологий. Это позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.
Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются:
1.Создание положительного настроения у детей;
2.Организация рационального двигательного режима;
3.Предупреждение детского утомления;
4.Разумное чередование разнообразной двигательной деятельности и отдыха.
После анализа нашей совместной работы с детьми на занятиях я пришла к выводу, что нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, игр и драматизаций.
В начало и конец занятий внедрить элементы, позволяющие настроить ребёнка на нужный лад (взбодрить или успокоить). Систематизировать проведение физкультминуток на занятии во время малоподвижных видов деятельности – пение,
слушание музыки.
Овладевая обще-развивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.
Особенно хочется отметить применение таких видов оздоровления, как:
-логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путём развития двига – тельной сферы в сочетании со словом и музыкой);
-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
-дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизно – шение, артикуляцию и развитие голоса;
-психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию;
– самомассаж;
-ритмопластика.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ и кровообращение.
Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок
стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности у детей на занятии использую лирическую музыку, спокойные мелодические образы. Либо наоборот, яркую музыку, заражающую детей своим настроением.
На занятии обязательно чередую у детей нагрузку и отдых, напряженность и расслабленность мышц. Избегаю однообразия и монотонности двигательной деятельности.
Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям, целенаправленно развивают ловкость, быстроту, и общую выносливость, что является важным условием оздоровления детей.
Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающей технологией помогает моим воспитанникам:
– обобщать у детей знания о здоровом образе жизни;
– положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;
– создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.
В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:«Не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.
Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка – значит, верить в него!
Здоровый ребёнок – это счастливый ребёнок!
Составил:
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №196»
Девяткова Татьяна Петровна