Статья “Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей”.

Автор: Девяткова Татьяна Петровна

Музыкальный руководитель МБДОУ “детский сад №134”

Статья “Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей”.

Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей

«Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-

тельным, сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

                                                   Жан Жак Руссо

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольных учреждениях. От здоровья и жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.

        Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей с внедрением в работу здоровьесберегающих технологий. Это позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.   

  Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются:

1.Создание положительного настроения у детей;

2.Организация рационального двигательного режима;

3.Предупреждение детского утомления;

4.Разумное чередование разнообразной двигательной деятельности и отдыха.

        После анализа нашей совместной работы с детьми на занятиях я пришла к выводу, что нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, игр и драматизаций.

        В начало и конец занятий внедрить элементы, позволяющие настроить ребёнка на нужный лад (взбодрить или успокоить). Систематизировать проведение физкультминуток на занятии во время малоподвижных видов деятельности – пение,

слушание музыки.

        Овладевая обще-развивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.

        Особенно хочется отметить применение таких видов оздоровления, как:

-логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путём развития двига –    тельной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизно –      шение, артикуляцию и развитие голоса;

-психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию;

– самомассаж;

-ритмопластика.

        Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма.                  Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ и кровообращение.

        Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.

        Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок

стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.

        Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности у детей на занятии использую лирическую музыку, спокойные мелодические образы. Либо наоборот, яркую музыку, заражающую детей своим настроением.

        На занятии обязательно чередую у детей нагрузку и отдых, напряженность и расслабленность мышц. Избегаю однообразия и монотонности двигательной деятельности.

        Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям, целенаправленно развивают ловкость, быстроту, и общую выносливость, что является важным условием оздоровления детей.

        Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающей технологией помогает моим воспитанникам:

– обобщать у детей знания о здоровом образе жизни;

– положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;

– создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

        В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:«Не навреди».     Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.

        Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка – значит, верить в него!

Здоровый ребёнок – это счастливый ребёнок!

 

                                                     Составил:

                                                                                    музыкальный руководитель

                                                                                      МАДОУ «Детский сад №196»

                                                                                            Девяткова Татьяна Петровна

Статья “Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей”.
Пролистать наверх