Из опыта работы: «Применение мультипликационных фильмов в воспитательно-реабилитационной работе с детьми на занятиях».

Автор: Демидова Оксана Николаевна

воспитатель Новосибирская область, г. Татарск

Из опыта работы: «Применение мультипликационных фильмов в воспитательно-реабилитационной работе с детьми на занятиях».

Из опыта работы: «Применение мультипликационных фильмов в воспитательно-реабилитационной работе с детьми на занятиях».

В настоящее время, в век стремительного развития информационного общества, широкого распространения технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов и сетевых технологий, растёт и развивается поколение, которое с ранних лет активно пользуется различными гаджетами. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети активно используют сотовые телефоны и планшеты для получения информации. Современные дети перенасыщены разнообразной информацией, поэтому педагогу необходимо сделать процесс реабилитации и воспитания более интересным и занимательным для детей. 

В  отделение по приему несовершеннолетних поступают дети разной возрастной категории от 3-18 лет. У каждого ребенка своя проблема: трудные жизненные ситуации,  неустроенные бытовые условия, нарушение детско-родительских отношений,  в связи с этим дети имеют низкий уровень личностных качеств, таких как самостоятельность, настойчивость, усидчивость;  не развиты  воображение, память, фантазия;  отмечается низкий уровень самооценки.   Одной из важных задач в воспитательной работе с такими детьми является поиск новых, наиболее эффективных способов передачи знаний. Данное направление работы с такими детьми я связываю с использованием информационных технологий.

 

Под информационными технологиями подразумевается использование в работе  компьютера,  телевизора, DVD, мультимедиа. 

Использование современных информационных технологий в работе с детьми позволяет:

  • сделать воспитательный процесс более наглядным, ярким и интересным;
  • повысить познавательный интерес;
  • привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;
  • активизировать мыслительные процессы;
  • сформировать информационную культуру у детей;
  • реализовать личностно-ориентированный подход.

Роль мультипликационного фильма в жизни ребёнка многие взрослые видят очень узко и ограниченно, считая, что мультфильмы носят в основном развлекательный характер.  Однако значение мультипликации не должно быть ограничено лишь организацией досуга ребёнка, потому что мультфильм – это один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Вопросы использования киноискусства в педагогике рассматривались в исследованиях М.Л.Варшавской, Л.М.Баженовой, В.И.Булавко и др. Исследования показали, экранные образы в силу своих технических совершенств (световая яркость, величина, динамичность изображения и др.) эмоционально выразительны, а потому в большей степени удерживают внимание ребёнка и повышают остроту восприятия. Мультипликационный фильм для ребёнка – это погружение в другой мир, поэтому информационный фон, в который будет погружаться ребёнок, должен быть тщательно подобран взрослыми, иначе это погружение будет бесполезным либо вообще пагубным для детей.

В воспитательной работе с детьми на занятиях  я  использую средства мультипликации. Мультипликационные формы доступны как дошкольникам, так и детям школьного возраста,  и соответствуют их восприятию и пониманию. Они усиливают наглядность яркими зрительными и звуковыми образами, тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала, формируют стойкий познавательный интерес, позволяют длительное время удерживать внимание детей, вызывают интерес к совместной деятельности.

Мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от мира искусства и анимации, сочетает в себе картинку и слово, то есть заставляет одновременно работать два анализатора – зрительный и слуховой. А совместный анализ увиденного и услышанного на экране, делает мультфильм мощным педагогическим инструментом, одним из наиболее эффективных наглядных материалов, способных привлечь, заинтересовать и мотивировать ребенка. В ненавязчивой форме мультфильм привлекает ребенка к занятию. Мультфильм позволяет организовать деятельность с детьми в виде развивающей проблемной ситуации, как увлекательную предметно-познавательную деятельность.

Я применяю мультфильмы, наиболее ценные с педагогической точки зрения: познавательные, способствующие усвоению ребенком определенных знаний и умений, содержание которых соответствует возрасту и  темам моих занятий, отвечает  эстетическим и нравственным  критериям.

Просмотр мультфильмов осуществляется  в основном фрагментарно, иногда целиком, с обязательным анализом просмотренной информации. Длительность просмотра мультфильма не  превышает 10-20 минут. 

Работу с мультфильмом строю по принципу сочетания наглядного материала и слова воспитателя. Например:

  • вступительное слово. Воспитатель говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…… (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему;
  • показ мультфильма;
  • беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. (Задача — получение детьми нового знания);
  • использование полюбившихся героев в качестве привлечения внимания детей при выборе сюжета рисования, аппликации, объекта лепки.

В основном показываю детям мультфильмы советского периода, в них герои говорят на правильном, красивом языке, у каждого героя свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка. Среди таких мультфильмов «Нехочуха» (занятие «Домашний труд»),  «Живая игрушка» (занятие «Любимые игрушки»), «Ситцевая улица» (занятие  «Правила ухода за одеждой и обувью»),  «Митя и микробус» (занятие «Откуда берутся болезни»), «Пластилиновый ежик» (занятие «Пластилиновый ежик») и т.п.

Использую также и  современные мультфильмы, которые обладают обучающим и воспитательным потенциалом, (например,  серии из мультсериала «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик», «Уроки Тетушки Совы», «Маша и медведь»  и др.).

В процессе совместной деятельности педагога с детьми происходит чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимы впечатления, но необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны полученные впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Полученные от просмотра мультфильма впечатления позволяют ребенку снять эмоциональное напряжение и более свободно строить свои высказывания, то есть развивается активная речь.

Я  убедилась  в том, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно,  воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Из опыта работы: «Применение мультипликационных фильмов в воспитательно-реабилитационной работе с детьми на занятиях».
Пролистать наверх