Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей»

Автор: Демчук Виктория Викторовна

педагог-психолог МБДОУ “Детский сад №36 “Колокольчик”

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Колокольчик» г. Рубцовск Алтайского края 658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37

e-mail ds.kolokol4ik@yandex.ru, тел.: 8(38557) 9-90-70

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей»

                                                                                                                Подготовил: 

                                                                                                                В.В. Демчук 

                                                                                                                         педагог-психолог 

Рубцовск, 2022 г.

Консультация для педагогов 

“Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей»”

     Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.

     Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.   Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

     Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

     Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трёх степенях:

     Лёгкая степень: поначалу ребёнок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

     Средняя степень: слёзы, крики, странное поведение ребёнка. Ребёнок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребёнок может заболеть. Постепенно ребёнок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

     Тяжёлая степень: ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно-психическое развитие: ребёнок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребёнок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

     Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка  в  дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Причины плохой адаптации ребёнка к дошкольному учреждению:

 Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типом темперамента к детскому саду привыкают по-разному).

– Отсутствие тренировки его нервной системы.

– Состояние здоровья (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя ещё и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»).

– Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объёме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребёнок это всё умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками).

– Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к тому, какой его ждет в саду).

– Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребёнок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния (от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома, и той, в которой находится в дошкольном учреждении).

– Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых.

– Ребёнок не умеет общаться с другими детьми.

– Ребёнок настороженно относится к чужим взрослым.

– Не умеет занять себя на некоторое время игрой.

     Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может, стоит ещё подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

     Ребёнок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

  Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведение режимных процессов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель  может использовать следующее: беседы с родителями, анкетирование, наблюдение за ребёнком, развивающие игры.   В ходе бесед важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребёнка в группе является минимальным:

– Утреннее кормление желательно проводить дома.

– Укладывание спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду.

– На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один  – два дня дома (из-за снижения  защитных сил организма).

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй  должна быть  более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться  с учётом особенностей привыкания ребёнка к ДОУ.

В процессе адаптационного периода воспитателям рекомендуется:

– Использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать поглаживать).

– Предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой.

– Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.

– Использовать игровые методы взаимодействия  с ребёнком.

– Создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы. 

Данная система работы поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

 

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей»
Пролистать наверх