Путешествие в страну эмоций.

Автор: Денисова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог ГБУ КРОЦ

Путешествие в страну эмоций.

 

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

 

Открытое занятие: «Путешествие в страну эмоций»

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ДЕНИСОВА А.С.

 

МОСКВА 2019

 

ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной сферы у детей  младшего школьного возраста, учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                              Познакомить с эмоцией гнева;                                                                                                                           Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние. Формировать умение понимать эмоции других людей.                                                                                Развивать способность выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.                                                                                                                                        Обучать приемам саморегуляции.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети знакомятся с эмоций гнева, учатся понимать собственное эмоциональное состояние.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:                                                                                                                                  баночка для криков,                                                                                                                                           коврик,               письмо в конверте,                               свеча,           картинки гномов с разными эмоциями; 

Продолжительность занятия 30-35 минут. Оптимальное количество детей в группе 6- 10человек.

Рекомендуется проводить занятия, рассаживая детей в круг. Использовать помещение, где можно было бы быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных игр и упражнений.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

  • Вводная часть. Игровой разогрев.

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!»

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: Обеспечить для каждого ребенка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу.

Время: 5минут 

Техника проведения: Учащимся предлагается поприветствовать друг друга, необычным способом. необходимо назвать имя соседа справа и сказать, Остальные учащиеся должны будут сказать «здравствуй», но имя произнести  ласково. и так пока все не поприветствуют друг друга.

Инструкция: «Сначала, давайте поприветствуем друг друга. Я буду передавать игрушку рядом стоящему ребенку и говорить: «Здравствуй, Лена!», а вы все вместе повторить слово ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка побывает у каждого ребенка и окажется у психолога).

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывали ли вы затруднения?

Можем ли продолжать работу? 

 

  • Основная часть.

Педагог-психолог: Правильно. Верные подданные  королевы — разные эмоции. С некоторыми из них вы уже знакомы.. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной эмоцией это гнев Нам предстоит необыкновенное путешествие. Мы отправляемся в «Волшебную страну».                                                                                                    Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим, какие вы внимательные?»

Игра “Да” и “Нет”                                                                                                                                                                Цель: Развитие внимания у детей, снятие напряжения                                                                                            Время: 7минут                                                                                                                                                                               Техника проведения: Дети встают в круг и берутся за руки, педагог — в центре, объясняет задание: если они согласны с утверждениями, то поднимают руки вверх и кричат “Да”, если не согласны, опускают руки вниз  и кричат “Нет”.                         Инструкция: Будьте внимательны, мы начинаем.                                                                                          Есть ли в небе птицы?                                                           Есть ли шерсть у львицы?   Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка?                                                                                                                                                        Есть ли капля у воды? Есть ли двери у норы?               Есть ли хвост у петуха? Есть ли рифма у стиха? Есть ли глаз у скрипки?                                                                                                                                                        Есть ли тут ошибки?

Педагог-психолог:  «Ребята, я убедилась, что вы все очень смелые и внимательные! Ну что, ребята, отправляемся в путь? Для этого я вам предлагаю пройти и присесть на стульчики.                                                Вот мы и в Волшебной стране.

Педагог-психолог: Как мы с вами видим жители волшебной страны живут в разный домиках, в  зелёном домике живёт- грусть, в красном –радость, но здесь ещё есть один домик который мы с вами раньше не встречали ломик серого цвета , как вы думаете кто там живет (ответы детей)                                                                       Давайте вместе посмотрим (открывают окошко дома и видят злого гнома)                                                                                      А теперь я вам хочу прочитать стихотворение                                                                                                                                      Я страшный гнев,                                                                                                                                                                                                Я – злостный гнев! От гнева на моих губах                                                                                                                                                                                       Всегда вскипает пена!. Когда я злюсь – я так кричу Дрожат вокруг все стены.! 

Педагог-психолог: Если мы с вами внимательно посмотрим на человечка живущего в этом домике, то заметим что, у того кто  разгневан, кричит , брови сведены вместе, глаза широко раскрыты. Он может сильно размахивать руками и топать ногами. пальцы рук сжимать  в кулаки. Давайте попробуем это изобразить.для этого я вам предлагаю выполнить :

Упражнение “Рычи лев”                                                                                                                                           Цель: снятие напряжения                                                                                                                                                          Время:5минут                                                                                                                                                                                Техника проведения: Дети принимают позу львов и по команде психолога начинают рычать друг на друга кто громче.                                                                                                                                         Инструкция: Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали. 

Педагог-психолог: Молодцы. Ребята, скажите, а как часто вы капризничаете? Как вы себя при этом ведете? А как это выглядит со стороны? Давайте мы поучимся с ними справляться?                            Ответы детей

Игра «Дождик»                                                                                                                                                               Цель: снятие мышечного напряжения с кистей, развитие мелкой моторики рук.                                                                    Время:5минут                                                                                                                                                                                 Техника проведения: Дети получают по листу цветной бумаги, и им предлагается в течение трех минут мелко нарвать эту бумагу (звучит музыка).                                                                              Инструкция:: Я вам предлагаю взять по листу цветной бумаги и разорвать его на мелкие кусочки». Друзья, куда же выбросим наши капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорное ведёрко».                                                                                                                                    Педагог-психолог: Наши ручки немного устали им нужно помочь расслабиться , давайте сделаем полезное упражнение для рук    

Физкультминутка.                                                                                                                                                      Цель: снятие напряжения с рук                                                                                                                                                      Время:5минут                                                                                                                                                                                      Техника проведения: психолог читает стихотворение, а дети выполняют те действия, о которых говориться в тексте.                                                                                                                                                                           Инструкция::«Весёлые ручки»                                                                                                                                          Мы похлопаем в ладоши хлоп-хлоп-хлоп По коленям хлопнем тоже хлоп-хлоп-хлоп                                                                                       Постучим мы кулачками Повторяем вместе с нами           Сбросим напряженье

Педагог-психолог: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы? (Предполагаемые ответы детей: «Готовы!»). 

Педагог-психолог: Ребята посмотрите у меня есть картинки с разными гномами как вы думаете на какой из них изображен злой гном (Детям предлагается три картинки с изображенными на них гномами, каждый из которых изображает определенную эмоцию. Задача детей определить где какая эмоция изображена)

Педагог-психолог: Ребята, а как вы думает гному нравиться быть злым.                                                                       Ответы детей .                                                                                                                                                                                                        А давайте его научим справляться со своим гневом

Педагог-психолог: Посмотрите, что я нашла в нашей волшебной стране, вот такую необычную аптечку давайте посмотрим что же там есть 

«Аптека «Ну и ну!»

Педагог-психолог достаёт из аптечки рекламный буклет и читает: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения. Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски».

Упражнения «Чудо-таблетка» и «Баночка для криков».                                                                   Цель: снятие эмоционального напряжения, разрядка чувства фрустрации, гнева, ярости и т. д.                      Время:15 минут                                                                                                                                                                                 Техника проведения: Детям предлагается сесть в круг. Ведущий открывает баночку для криков и ставит ее посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики. Затем психолог показывает «чудо-таблетку» и говорит, что она лечит капризки и грустинки. Он сильно стучит руками по модулю, громко выкрикивая: «Не хочу! Не буду!». Дальше модуль передается сидящему рядом ребенку. Ему предлагается проделать тоже самое. И так модуль дальше переходит из рук в руки до последнего ребенка                                                                                     Инструкция: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Бывает, иногда). Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять»

.

3.Заключительный этап.

Вот и кончилось занятье,                                                                                                                                           Наступил прощанья час.                 Вы скажите откровенно Вам понравилось у нас?                                                                                                                                                     Ответы детей

Педагог-психолог:                                                                                                                                                            Давайте вспомним,  с какой эмоцией мы с вами  познакомились в волшебной стране?                                          По каким признакам мы можем её отличить от других эмоций?                                               (Дети вспоминают.)                                                                                                                          – Гневаться может каждый, но гнев не дает человеку правильно себя вести и каждый человек может усмирить свой гнев, как? (ответы детей)

Педагог-психолог:                                                                                                                                                        Подошло к концу наше приключение.                                                                                                                    Королева эмоций дает вам наставление:               Быть добрым, без каприз                       И дарит вам сюрприз. (Детям раздаются подарки)                                                                                                                                          Пора нам возвращаться                                                                                                                                                             Осталось попрощаться!  

«До свидания!»                                                                                                                                                         Цель: ритуал прощания                                                                                                                                                                Время:2 минуты                                                                                                                                                                       Техника проведения: ученики с психологом берутся за руки и хором говорят друг другу «До свидания!»             Инструкция: Давайте возьмёмся за руки и скажем «До свидания!» на этом наше занятие с вами окончено мне было приятно с вами работать.

Список литературы

 

  1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Минск, АСАР, 2003.
  2. С.О. Грунина «Экотерапия».
  3. Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
  4. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик Методические рекомендации к пособию.

Практический материал для проведения психолого-педагогического

обследования детей – М.: ЛАДОС, 2002.

  1. Крюкова С.В. «Давайте жить дружно».
  2. Крюкова С.В.  Слободяник Н.П«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
  3. Н.Л. Кряжева «Кот и пёс спешат на помощь»;
  4. Н.Л. Кряжева Радуемся вместе».
  5. Н.Огненко «Работа с образами животных».
  6. Слободяник Н.П «Я учусь владеть собой».
  7. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических  и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
  8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
  9. К.Фопель «Групповая сплоченность».
  10. О.В.Хухлаева «Практикум по сказкотерапии».
  11. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я»
  12. О.В.Хухлаева Терапевтические сказки «Лабиринт души»
  13. О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9лет.
Путешествие в страну эмоций.
Пролистать наверх