Автор: Денис Елена Васильевна
Учитель русского языка и литературы МАОУ “Средняя школа №13 с углубленным изучением предметов”
“Повторение темы “Стили речи” и углубление уже имеющихся знаний.
Урок на тему: «Повторение стилей речи и их особенностей» 9-11 классы.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.
- Образовательные:
-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;
-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать
изученное.
- Развивающие:
-актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.
-закрепить умение определять стиль речи.
- Воспитательные:
-воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций;
-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок углубления и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: Коллективная, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте. Сегодня я хочу вам напомнить такое понятие, как «стиль речи». Открываем ваши памятки, и у кого не написано, записываем определение.
Стилем называется способ выражения мысли, который определяется особенностями отправителя, получателя, цели, темы и условий общения.
Можно сказать: «Пошел вон отсюдова, редиска!», а можно написать: «Гражданину Иванову А.А. предписано покинуть занимаемое помещение до 14 часов 12.06.09»
Стиль характеризуется наличием специфических (маркированных) слов, употребляемых преимущественно в этом стиле, частотой тех или иных частей речи, наличием и частотой тех или иных синтаксических конструкций.
Учеными выделяется 5 стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный стили речи. Перейдем к повторению. Первой мы будем повторять тему «Разговорный стиль речи».
- Разговорный стиль.
Сфера функционирования разговорного стиля – обиходное, неформальное общение. Основные условия речи – неофициальное общение, непосредственный контакт, отсутствие времени на подготовку речи. Общаясь, люди не только сообщают сведения, но и выражают эмоции и оценку, поэтому разговорная речь, обычно, эмоциональна.
В речи такого стиля встречается (наряду с нейтральной) лексика специфически разговорная, например: хмырь, хныкать, халтурный, ходуном, диалектизмы: «Пойду обряжусь» (т. е. поухаживаю за крупным рогатым скотом). Особенностью разговорного стиля является также использование частиц, междометий, разговорных слов в значении сказуемого (хап, хрясь, хлюп), а также слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапка, хорошенько, ладненько), разговорные фразеологизмы (хоть куда, отбросить копыта), пословицы, поговорки. В разговорном стиле наряду с полными, простыми и сложными предложениями часто используются неполные, а также вводные слова, инверсии и т.д.
Текст (распечатан для каждого ученика).
На другой год весной выгоняю гусят к ветряку стеречь. Ветряк работает, гусятки мои поблизу пасутся, а над ними коршун кружит. Гусятки желтенькие, завлекательные, и хочется коршуну ухватить какого-нибудь, но я их, натурально, остерегаю и на коршуна кшикаю и шумлю: «Шу-гууу!»
Задание:
Выделите в тексте те языковые средства, которые характерны для разговорного стиля.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ответы учеников:
- Маркированная лексика: ветряк, кшикаю, шумлю;
- Даилектизмы: гусятки, поблизу
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: гусятки, желтенькие;
- Вводные слова: натурально.
- Инверсия: гусятки желтенькие
Учитель: далее мы перейдем к повторению темы «Официально-деловой стиль речи».
- Официально-деловой стиль.
Сферы функционирования стиля – законодательная, дипломатическая, административно-канцелярская деятельность. Условия речи – официальное общение, опосредованный контакт (через документы), подготовленность. Речь воплощается преимущественно в письменной форме, часто используются стандартные формы текстов (протокол, заявление, аттестат и др.).
Характерные свойства стиля: нейтральные и общие слова в прямом значении, термины, маркированные книжные слова (истец, удостоверяющий), развернутые наименования (отдел социального обеспечения комитета по социальным вопросам администрации города), аббревиатуры, производные предлоги (во избежание, в целях). В речи этого стиля всегда существительные и прилагательные преобладают над глаголами, отсутствуют оценочные и эмоциональные слова, качественные прилагательные, частицы, междометия, редко используются местоимения. Используются объемные предложения с обычно прямым порядком слов, распространением, цепочками родительных падежей (договор обязательного медицинского страхования граждан).
Текст (распечатан для каждого ученика).
Закон об образовании. Статья 14 « Общие требования к содержанию образования»
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
Задание:
Докажите, что это текст официально-делового стиля.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ Ответы учеников:
- Сфера функционирования: законодательная: это статья закона.
2. Воплощается в письменной форме, так как это закон. - Термины: образовательное учреждение, образовательная программа, аккредитация.
- Развернутое наименование: федеральные государственные образовательные стандарты.
5.Цепочка родительных падежей: достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ
- Предложения простые, распространенные, порядок слов прямой.
Учитель: Мы с вами уже вспомнили два стиля речи, перейдем к повторению третьей темы «Научный стиль речи».
- Научный стиль.
Речь используется в научной и учебной деятельности, чтобы фиксировать информацию, описывать созданные и передаваемые знания. Как и в официально-деловом стиле, условия речи – официальное общение, опосредованный контакт (через документы), подготовленность, речь воплощается преимущественно в письменной форме. Речь этого стиля должна обладать точностью, отвлеченностью, обобщенностью, объективностью, логичностью изложения.
Характерные свойства стиля подобны свойствам официально-делового стиля: нейтральные и общие слова в прямом значении, маркированные книжные слова, термины, выраженные словом (часто сложным словом), словосочетанием, аббревиатурой; отсутствуют оценочные слова, частицы, междометия, минимально используются местоимения. Отвлеченность создается с помощью существительных с суффиксами: –ция, -ость, -ени(е) и др. (субстантивация, склонение). Имена преобладают над глаголами. Прямой порядок слов; сложные часто предложения, большой объем предложений.
Текст.
Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт
алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую
получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин
применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол.
Задание:
Как вы думаете, почему это текст относится к научному стилю речи?
Ответы учеников:
- Сфера функционирования – наука, образование. Данный текст – научное определение, вероятно, из энциклопедии или учебника. Мысль воплощена в письменной форме.
- В этом тексте нет оценочных слов, частиц, междометий.
- Использование терминов: глицерин, алимфатический ряд, сиропообразная бесцветная жидкость, взрывчатые вещества и синтетические смолы.
- В этих предложениях всего 2 глагола (получают и применяется).
- В предложениях прямой порядок слов, большой объем предложений.
Учитель: Далее я хочу вам напомнить о публицистическом стиле речи.
- Публицистический стиль.
Публицистический стиль нужен, чтобы передавать актуальную информацию, комментировать эту информацию, популяризовать знания, формировать общественное мнение. Условиями речи являются – официальное общение, опосредованный (через третье лицо, которым может быть газета, журнал, радио, телевидение) контакт. Качества речи: точность, объективность, субъективность, которые характерны для научного и официально-делового стиля, но также эмоциональность, образность, ясность, которые характерны для стиля разговорного. Это обычно подготовленная речь, имеет устную форму (радио и телевидение) и письменную: газеты, журналы, в том числе и в сети Интернет. Общие свойства публицистической речи: 1) авторское «Я», которое обеспечивает доверительность, убедительность, эмоциональность (Приходилось ли вам плавать в сухом бассейне? Нет? А вот я, ваш покорный слуга, будучи не корреспондентом, а мирным гражданином, как-то поехал в санаторий…), 2) стандартизированность – наличие устойчивых выражений, а также употребление «деформированных» устойчивых выражений; 3)стилистический контраст – соседство разговорных средств с книжными, в т.ч. терминами, номенклатурными обозначениями (Накануне выборов Центризбирком заткнул социологам рты). Употребляемые синтаксические конструкции бывают книжные и разговорные. Также используются различные тропы и фигуры.
Текст.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
(По С. Гиацинтовой)
Задание:
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Ответы учеников:
-
- В этом тексте дается актуальная информация с использованием сведений об известном артисте Василии Ивановиче Качалове.
- Наличие авторского «Я»: мне представляется.
- Устойчивые выражения: удостоится похвалы.
- Риторические фигуры: Что значит быть воспитанным? Так что же такое воспитанность? (риторические вопросы).
Учитель: далее я вам напомню про художественный стиль речи.
- Художественный стиль речи.
Целью художественного стиля является создание художественного образа, выражение авторского отношения к нему, пробуждение определенного чувства у читателя. Художественный стиль – это использование всего богатства лексики, грамматики языка, а также возможностей других стилей, характеризуется образностью, конкретностью речи, эмоциональностью. Характерные свойства художественного стиля во многом совпадают со свойствами публицистического стиля: употребление тропов и фигур, звукописи, наличие повествователя или лирического героя. Но главное отличие художественного стиля от всех иных в том, что этот используется для выражения вымысла.
Текст:
Дамблдор вошел в прихожую с полом, выложенным черной и белой плиткой. Все здесь было бедное, но безукоризненно чистое. Гарри и постаревший Дамблдор тоже вошли. Не успела за ними закрыться парадная дверь, как в прихожую торопливо вышла очень худая, явно захлопотавшаяся женщина. Ее лицо с резкими чертами казалось не злым, скорее изнуренным от множества забот.
Задание: По каким признакам можно определить принадлежность этого текста к художественному стилю?
Предположительный ответ ученика:
Использование эпитетов: «безукоризненно чистое», «очень худая, явно захлопотавшаяся женщина», «лицо с резкими чертами казалось не злым, скорее изнуренным от множества забот».
Закрепление материала:
Каждому ученику раздается лист с напечатанными 6-ю текстами, перед этим ученики делятся на группы по 4 человека (в классе 24 человека (6 групп)). Детям дается следующее задание: определить к публицистическому или художественному типу речи относятся приведенные тексты.
- Хочу я где-то, хоть в дали, подружку верную найти. В которой мог нуждаться я и, не щадя карандаша. Делиться всем. О чем болит моя душа. На этом я писать кончаю и шлю огромный вам привет. И с нетерпеньем ожидаю от вас решительный ответ! В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 7 отряд, Земскову Алексею.
Ошибочный ответ: стихотворная форма – значит это художественный стиль речи.
Правильный ответ: так как представленный текст – это брачное объявление, то это уже не вымысел. Художественный стиль речи нужен нам для того, чтобы представлять вымысел, поэтому – это публицистический стиль речи.
- Зинуля – 70 лет, Ниночка и Галинка – по 40 лет. Три красотки под окном женихов ждут вечерком. Срочно письма напишите и ответа сразу ждите! В. Новгород, п. Григорово, д/в Матвеевой А. В.
Ошибочный ответ: использование текста из художественного стиля речи. Текст слегка видоизменен, но это объявление о знакомстве тоже относится к художественному стилю речи.
Правильное рассуждение: использование текста из художественного стиля речи – это цитирование, в данном примере (это деформированное устойчивое выражение), а деформированное цитирование очень часто используется в публицистике.
- Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности. (В. Ларин «Нейронный шок»).
Ошибочный ответ: использование терминов «астраханские биндюжники», «Революционный вихрь», «паровозный тамбур» доказывает то. что этот текст преимущественно научного стиля речи.
Правильный ответ: использование диалектизма «биндюжники» (просторечное название портового грузчика), метафорические словосочетания («Революционный вихрь выдул <…>, проволок<…>, закинул <…>, использование слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом «городишко» (слово носит отрицательный характер) доказывает то, что это текст художественного стиля. Тем более, что этот текст – вымысел.
- К чему банальные слова? Ты напиши, а я отвечу. Быть может, стоим мы друг друга. Быть может, ты найдешь в моей душе своего друга, а я найду в твоей душе подругу. 173526, В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 1 отряд, Битрякову Александру.
Ошибочный ответ: риторические вопросы – это признак художественного стиля речи.
Правильный ответ: хотя риторические вопросы – это и признак художественного стиля, но художественный стиль – это вымысел, а брачное объявление это действительность, только приукрашена она именно в этом объявлении.
- Мечта одна: найти, любить. Могу и сердце подарить. Я молодой, в душе романтик, душа завязана на бантик. 173526. В. Новгород, п. Панковка, ФГУ ИК-7, 1 отряд, Иванову Аркадию.
Ошибочный ответ: стихотворная форма – признак художественного стиля речи.
Правильный ответ: даже если это объявление в стихотворной форме, оно не принадлежит к художественному стилю речи, так как он предполагает вымысел действительности, а это брачное объявление – это приукрашенная действительность.
- «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер… Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву?.. Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю… Чистый ампир-с… Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать». (Окуджава Б. «Похождения Шипова»).
Ошибочный ответ: Этот текст был выбран из произведения Б. Окуджавы «Похождения Шипова», поэтому – это художественный стиль речи.
Правильный ответ: даже если этот отрывок выбран из произведения Б. Окуджавы «Похождения Шипова», то это не обязательно художественный стиль речи. В этом отрывке используются разговорные слова и словосочетания: «будя», «грязнецо», «пондраву», «здеся», «господин студент», «как вам сдается этот трактир». Это говорит нам о том, что этот отрывок принадлежит к тексту разговорного стиля.