ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Автор: Деревягина Елена Викторовна

педагог – психолог МАДОУ “Колокольчик”

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Деревягина Елена Викторовна.

г. Когалым, ХМАО-Югра, МАДОУ «Колокольчик», педагог-психолог, deva1972@yandex. ru.

Аннотация. В статье рассматривается совместная деятельность педагога- психолога и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (ООП). Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества.

Ключевые слова: педагог-психолог, воспитатель, взаимодействие.

THE INTERACTION OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND THE
EDUCATOR IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Педагог-психолог – это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с ребенком с особыми образовательными потребностями – обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них – это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов – это основа их совместной деятельности.

Совместная работа педагога-психолога с воспитателем в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка с ООП предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ [2].

Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком ООП состоит в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки. Для этого необходимо создание следующих условий:

  • организация деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;
  • построение позитивного взаимодействия всех участников, совместное решение возникающих проблем;
  • учет индивидуальных психологических, личностных, особенностей детей с ООП;
  • обеспечение благополучия ребенка, его успешности, исключение стрессов;
  • обеспечение преемственности с содержанием и формами совместного психолого-педагогического сопровождения;
  • создание условий воспитания и развития качеств личности ребенка с ООП, отвечающих требованиям современного общества.

Следовательно, воспитатель понимает, что педагог-психолог – это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.

В модели сопровождения «педагог-психолог – воспитатель» теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю? Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.

С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.

С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога- психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.

Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строить в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.

Профилактическое направление включает в себя:

  1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
  2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.
  3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
  4. Включение в деятельность консультативного диалога.

Диагностическое направление включает в себя:

  1. Проведение бесед с детьми и педагогами.
  2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.
  3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).

Коррекционное направление включает в себя:

  1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
  2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.
  3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т.п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
  4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной [3; 4].

Исходя из вышеизложенного, опираясь на разработки и рекомендации ученых, исследователей, практиков можно представить следующие преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

  • осуществляется повышение эффективности психологической развивающей работы за счет ресурсов деятельности воспитателя:
  • реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;
  • насыщается образовательная среда психологическим содержанием.

Опишем необходимые качества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

  • создание положительного эмоционального фона в группе;
  • проведение систематической организованной работы;
  • осуществление амплификации (обогащения) детского развития.

При взаимодействии педагога-психолога и воспитателя на занятиях осуществляется:

  • проигрывание различных практических ситуаций;
  • включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;
  • использование разнообразных способов выполнения заданий;
  • осуществление рефлексивных моментов;
  • включение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий (зрительные и кинезиологические физминутки, правильная осанка и т. д.).

Можно заметить, что в совместной работе педагога-психолога и воспитателя одним из необходимых условий является создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка. На основе этого наиболее эффективно происходит работа по развитию, а иногда и коррекции эмоционально-волевой, когнитивной и личностной сфер детей.

Результатом взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе является реализация принципов дошкольного и специального образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество образовательной организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это – ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы – различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые технологии будут работать на изначально заданную цель.

Библиографический список:

  1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.
  2. Сиротюк А.Л.        Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с 
  3. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. – С. 181185.
  4. Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.04.19).

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Пролистать наверх