Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

Автор: Долгополова Надежда Владимировна

музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Солнышко” город Новый Уренгой

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

 

Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»

Подготовила: 

музыкальный руководитель

Долгополова Н.В.

Новый Уренгой

 2020 год

Музыкально-творческий проект «Масленица»

 

Вид проекта: музыкально-творческий.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети 1 и 2 младших, средних, старших, подготовительных групп);
  • по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – краткосрочный                     (2хнедельный – с 24 февраля по 6 марта 2020 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Долгополова Н.В., воспитатели 1 младших, 2 младших, средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный (24 февраля – 6 марта 2020 года).

Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.

Цели проекта:

  1. создание условий для повышения интереса к традициям русского народа – празднику Масленице.
  2. воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.
  3. воспитание любви к родному краю.
  4. воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.
  5. развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  • возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
  • обогащать духовный мир детей;
  • обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
  • вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;
  • приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы;
  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
  • систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей; 
  • формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем; 
  • формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;
  • знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества; 
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • формировать у детей гражданскую принадлежность;
  • развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Предшествующая работа:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

 

Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».

 

Материал и оборудование:

«Масленица» – наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Технические средства: музыкальный центр, колонки,  микрофон, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.

Игровая деятельность: игры – аттракционы «Бубен», «Санки», «Ледяные фигуры», «Лыжи», «Перенеси вёдра», «Снежки», «Санки-ледянки», «Перетягивание каната».

 

Планирование работы над проектом:

  1. Выбор формы реализации проекта.
  2. Составление сценария.
  3. Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  4. Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.
  5. – распределение ролей (среди воспитателей);

– выбор декораторов (помощь в оформлении);

– выбор затейников (для организации игр).

  1. Подбор костюмов.
  2. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.
  3. Проведение праздника «Широкая Масленица».
  4. Подведение итогов реализации проекта.
  5. Организация места проведения праздника (спортивного участка).
  6. Проведение инструктажа по технике безопасности.

 

Этапы реализации проекта:

  1.  Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
  3. Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.
  4. Определение темы проекта;
  5. Формулировка цели и задач;
  6. Создание творческой группы;
  7. Мониторинг детей и родителей;
  8. Подбор литературы;
  9. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
  10. Разработка сценария мероприятия;
  11. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
  12. Подготовка подвижных игр и соревнований.

  1. Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
  3. Заучивание закличек, стихов;
  4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
  5. Знакомство со значением и обычаями праздника.
    Понедельник – встреча. Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.
    Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
    Вторник – Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели. Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
    Знакомство со значением и символикой блинов.
    Среда – Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», « Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа « Что мы узнали о масленице».
    Четверг – Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
    Пятница – тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.

  1. Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Музыкально-спортивный праздник на улице;
  2. Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
  3. Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
  4. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
  5. Подготовка к презентации к защите проекта.
  6. Защита проекта «Широкая Масленица»

 

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы».

Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.

Художественная литература:

  1. Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
  2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
  3. Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ручной труд: коллективное изготовление чучела Масленицы.

 

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
  4. Расширение кругозора детей.
  5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
  6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
  7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Методы и формы организации проекта: 

– рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике; 

– слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику; 

– подвижные игры, сюрпризные моменты; 

– проведение развлечения «Широкая Масленица». 

 

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

  1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
  4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
  5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  9. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»

1998 г. В. М. Петров

  1. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
  2. «Фольклор-музыка-театр»С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
  3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет»М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
  4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
  5. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
  6. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
  7. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Интернет – источники

  1. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
  2. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

 

 

 

 

 

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
Пролистать наверх