«Применение игровых технологий в образовательном процессе, развитие и использование игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Автор: Дубаненко Ирина Анатольевна

воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда»

«Применение игровых технологий в образовательном процессе, развитие и использование игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Статья:

«Применение игровых технологий в образовательном процессе, развитие и использование игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда»

 Подготовила воспитатель: Дубаненко Ирина Анатольевна

                                                                                «Игра имеет в жизни ребёнка 

такое же значение, как у взрослого

                                                                                    деятельность – работа, служба. 

                                                                                   Каков ребёнок в игре, таков во

                                                                                         многом он будет и в работе, когда

                                                                                     вырастет. Поэтому, воспитание

                                                                                   будущего деятеля происходит,

                                                                         прежде всего, в игре…»  

 А.С. Макаренко

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств.

В свете ФГОС ДО личности ребенка выводится на первый план, поэтому все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности ребёнка. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

  • Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка;
  • Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности;
  • Сделать воспитательный процесс управляемым.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе;
  • повышает познавательный интерес;
  • активизирует воспитанников;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

С помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы такие как: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

Но, как мы все знаем на сегодняшний день, остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. 

Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

В сложившейся обстановке, чтобы установить контакт с детьми воспитателю приходится в прямом смысле завоевывать доверие детей. Это легко достигается только в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Здесь необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

  •  Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, – это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
  •  Второе требование — умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. 
  •  Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

  1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.
  2. Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. 

Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. Риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны для этих игр. Но атрибуты для них пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

  1. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста и осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

А между тем существует и другая проблема как восстановить у взрослых, умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Метода комплексного руководства игрой был предложен Е.В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. 

В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: 

  1. Активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действии людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
  2. Обучающие игры (дидактические, театральные и др.) используются для перевода реального опыта в игровой, воспроизведения действительности в игре.  Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.
  3.  Своевременное изменение предметно-игровой средыподбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. 

Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

  1. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры способствует закреплению в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность детей в проблемных игровых ситуациях с учетом их практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

  • Игра должна быть свободной не навязанной им взрослыми темой. Ребенок должен самостоятельно овладевать способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
  • Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. 

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:

создание предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. 

Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.

В последнее время педагоги больше времени и внимания уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. 

 «На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!» – говорят воспитатели.

Это не так. Время на игру есть и главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

В семье происходит тоже самое многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. 

Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. 

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. 

В Нашем ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. 

Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

–  В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами и даже индивидуально. 

–  Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол, мягких игрушек; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого; центр труда «Маленькие, да удаленькие». 

Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям. 

В образовательной области «Труд» имеется фартук, лейка, пульверизатор, модели картинок: (последовательность одевания, раздевания, сервировки стола и т.д.); оформлен уголок дежурства.

–  В познавательно-речевом направлении развития ребенка мы создали центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки. Дидактический стол – это часть центра развивающих игр. 

–  Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр искусства, центр музыкально-театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, фланелевый, театр картинок). 

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

Работу организуем по двум направлениям:

— проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

— побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

— наглядность;

— сюжет;

— слово.

–  В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их. 

–  Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. 

Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под нашим руководством и родителей, мы и родители знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Мы стараемся добиваться, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, выполнением режима и игра. Так как понимаем, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности.
С детьми мы систематически занимаемся игровой терапией, благодаря чему они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. 

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.  Использование в педагогическом процессе народных игр, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
И, в-третьих, освоение детьми дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно – ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности дошкольников:
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно – ролевой игры расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми, является прямое участие педагога в игре детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребёнку, играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдений за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, мы стараемся организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» Москва, 1997г. с.5-6
    2. Елистратова И. «Давай с тобой поиграем», «Мой ребёнок» №11 2006г. с.22-30
    3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. «Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста» Москва,1998г. с.8-10
    4. Ладенко И.С. «Игровое моделирование методологии и практики» Новосибирск, изд-во Наука, 1997г. с.16-23

 

«Применение игровых технологий в образовательном процессе, развитие и использование игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Пролистать наверх